Имитационное моделирование на занятиях по английскому языку. Создание виртуального путешествия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 04.11.2013

Статья просмотрена: 1099 раз

Библиографическое описание:

Моногарова, А. Г. Имитационное моделирование на занятиях по английскому языку. Создание виртуального путешествия / А. Г. Моногарова, О. Н. Будняя. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 686-688. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8251/ (дата обращения: 16.04.2024).

В статье представлена характеристика основных способов эффективного использования компьютерных технологий на занятиях по английскому языку. Привлечение информационных технологий помогает создать более реалистичную языковую ситуацию и повысить уровень интерактивности занятия. Урок-путешествие, смоделированный с помощью заранее написанного сценария, способствует вовлечению в процесс всех студентов, а также обеспечению эффективной тренировки пройденной лексики.

Ключевые слова: моделирование урока, виртуальное путешествие, компьютерные технологии в образовании

В начале XXI века в образовании наметилась явная тенденция отказа от традиционных форм проведения занятий по иностранному языку в пользу активных и интерактивных методов, подразумевающих использование информационных технологий. Однако для активного имплементирования компьютерных технологий необходимо и новое мышление, которое должно воспитываться и формироваться с помощью использования информационных технологий не только для оценивания знаний, но и в процессе построения занятия [2, с. 56]. Несомненными преимуществами информационных технологий (ИТ) в обучении иностранному языку является тот факт, что они способствуют созданию благоприятного психологического климата и позволяют сделать занятия интерактивными. С помощью компьютера можно осуществлять перевод, использовать программы проверки грамматики и орфографии. Кроме этого, реализуется принцип наглядности обучения, что позволяет превратить занятие в совершенно новый вид интерактивного взаимодействия — виртуальное путешествие.

Урок-путешествие с применением информационных технологий — это занятие, для которого уже заранее написан сценарий. Преподаватель с помощью электронной презентации, аудио и видеоматериалов обеспечивает правильно «развертывание» этого сценария, при этом студенты чувствуют полную свободу, так как создается впечатление, что ход урока полностью зависит от них и от их решений (например, от выбора страны для путешествия, блюда и т.д). Задача студентов — правильно заполнять пропущенные слоты сценария по ходу развертывания занятия; при этом они получают как:

1)                 конкретные стратегические задания, направленные на тренировку их умения выражать свои идеи с помощью определенных грамматических конструкций (например, мечты и планы, употребляя Conditional Sentences, Type II), в которых им нужно следовать инструкциям преподавателя.

так и:

2)                 творческие задания — высказывать своё мнение и предлагать свои идеи, делиться подготовленным дополнительным материалом и т. д.

Сценарий является довольно гибким, и направление реализации многих элементов зависит от групповых решений студентов (так, например, в виртуальном путешествии именно студенты выбирают страну, место, транспорт и т. д.). Для виртуального путешествия необходима электронная презентация, интерактивная доска, электронная карта, индивидуальные карты у каждого студента [4, с. 56–57].

Моделирование виртуального путешествия на уроке английского языка позволяет, в первую очередь, решить методическую проблему преодоления языкового барьера, погружая студентов в языковую (пусть и искусственную) среду, в которой необходимо изъясняться на заданные темы, обсуждать вместе с одногруппниками процесс, принимать решения, работать в команде и высказывать своё мнение. Стоит отметить, что сценарий такого занятия охватывает всех студентов, дает возможность высказаться каждому, независимо от глубины его знаний. Так, например, в то время, как отстающие студенты могут в нескольких предложениях высказать свои идеи насчет выбора направления /провизии/ декораций/ транспорта т. д., продвинутые студенты могут высказать более развернутое мнение и даже обсудить решение в форме дискуссии и диалога; в данном случае сценарий является довольно гибким и подталкивает их к таким видам работы).

Образовательная ценность урока, построенного на компьютерном моделировании, заключается в том, что определенный сценарий учитывает не только тренировку нового материала, но и вызывает из памяти уже пройденный вокабуляр и грамматические конструкции.

Стоит также отметить один из основных плюсов моделирования занятия с помощью интерактивной доски — это наглядность; студенты имеют одинаковый доступ к материалам (карте, примерам на экране), что позволяет проводить одновременно индивидуальную и групповую работу.

Создание урока-сценария с помощью информационных технологий акцентирует внимание на прикладное использование знаний в реальных условиях (Так, например, при виртуальном путешествии студенты логисты учатся коллективно описывать процесс доставки продуктов из одной страны в другую, видя перед собой карту, изображения самой продукции, необходимые для этого термины логистики.) Это позволяет активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, использование знаний для будущей профессии.

Моделируя урок в виде виртуального путешествия, преподаватель выступает в роли режиссера. Как говорил Эрих Кестнер: «Der Lehrer muss Kein Offizier aber Dirigent sein» [5]. Эта роль позволяет преподавателю направлять студентов, создавая иллюзию их абсолютной самостоятельности, что повышает интерес к уроку, снимает напряжение, боязнь сказать что-то неправильно. Коллективные виды работы, которые строятся также по уже заготовленному сценарию, позволяют студентам принимать совместные решения и презентовать используя те языковые средства, которые им кажутся наиболее подходящими для данной ситуации. Безусловно, преподаватель корректирует ошибки, но в таком виде работы даже ошибки не воспринимаются как неудача, а лишь как стимул работать дальше.

Как уже было сказано выше, преподаватель моделирует лишь канву урока, позволяя студентам самим использовать стереотипные конструкции для создания своих собственных предложений, текстов, монологов и диалогов.

Главной особенностью такой искусственно созданной языковой среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения. При этом комбинируются функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, что дает следующие возможности:

1)                                         обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления результатов работы с последующей публикацией;

2)                                         создает почву для развития творческого мышления;

3)                                         превращает процесс обучения в социальный коллективный процесс;

4)                                         концентрирует внимание всех участников взаимодействия на самой информации, а не на внешних личных атрибутах;

5)                                         компьютерное моделирование урока в виде виртуального путешествия расширяет возможности группового и проектного обучения.

Использование интерактивной доски, электронной презентации, электронных карт на занятии позволяет студентам сфокусироваться на конкретном представленном материале. При этом создается настоящая атмосфера путешествия, активируется креативное мышление (например, студенты-логисты придумывают различные пути доставки продукции, видят путь передвижения и могут их корректировать).

Целью использования ресурсного обеспечения, безусловно, является создание языковой среды, в которой каждому студенту хочется быть частью происходящего, а значит высказываться на английском языке.

Эффективность использования интерактивной доски заключается в следующем:

1)                              активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

2)                              полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;

3)                              набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

4)                              не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;

5)                              сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате [1].

Использование интерактивной доски помогает организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в аудитории.

В свою очередь, возможности использования эелектронной презентации и электронных карт позволяют успешно использовать видео и игровые программы для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка. [3].

Использование информационных образовательных технологий при компьютерном моделировании урока помогает выделить дополнительное время слабым ученикам для практики, осмысление учебного материала, ликвидацию проблемных мест, а сильным ученикам поможет ускорить продвижение в обучении, посильно усложнить материал, внести в процесс обучения элементы креативности, в соответствии с целями и задачами обучения, а также с учетом особенностей познавательной деятельности. Влияние информационно-коммуникационных технологий на содержание обучения английскому языку имеет три аспекта:

А) позволяет расширить содержание, сделать его более емким;

Б) скорректировать содержание, пересмотреть его структуру и компоненты;

В) обогатить методику изучения иностранных языков в целом новыми формами и примерами, сделать ее более эффективной за счет решения новых задач с помощью компьютера.

Безусловно, использование информационных технологий не только облегчает процесс презентации материала студентам, но и делает занятие более «живым», интересным и позволяет комбинировать индивидуальную, коллективную и самостоятельную работу студентов.

Литература:

1.         Архив статей «Интерактивное обучение» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/590708/ (дата обращения: 25.06.2013).

2.         Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 1998.

3.         Информационный портал «Информационные технологии в обучении» [Электронный ресурс]. URL: http://www.om-oren.ru/about/linguistic_center/stati/stat4.php (дата обращения: 25.06.2013).

4.         Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991

5.         Электронная библиотека «Собрание сочинений Эриха Кестнера» [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/a/5769 (дата обращения: 25.06.2013).

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальное путешествие, студент, английский язык, интерактивная доска, иностранный язык, электронная презентация, вид работы, компьютерное моделирование урока, помощь компьютера, творческая активность.


Ключевые слова

моделирование урока, виртуальное путешествие, компьютерные технологии в образовании

Похожие статьи

Использование интерактивных и мультимедийных технологий на...

английский язык, интерактивная доска, интерактивное обучение, SMART, учебный процесс, исследовательский метод, иностранный язык, идеальная школьная форма, Программная среда, реальное время.

Использование мультимедийных презентаций на уроках...

интерактивная доска. проекты и научно-исследовательские работы. Основные цели использования информационно коммуникативных технологий на уроках английского языка

Использование мультимедийных технологий в обучении...

Работа с программами по иностранному языку в компьютерном классе помогает учащимся преодолеть психологический барьер. Когда ученики видят на экране компьютера графический образ или картинки, они лучше воспринимают и осваивают новый материал.

Использование новых технологий на уроках английского языка

иностранный язык, английский язык, урок, обучение, учащийся, устная речь, проектное обучение, компьютерная лекция, глобальная сеть, учебный процесс.

Значимость программы интерактивного обучения при освоении...

В соответствии с законом «О языках» Республики Казахстан, казахский язык — национальный язык, а русский и английский языки

Технология преподавания курса «Математическое и компьютерное моделирование» с помощью интерактивного электронного учебника.

Возможности расширения диалогического обучения на уроках...

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия.

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы).

Мультимедийная презентация как эффективное средство...

Английский язык приобрел статус языка международного общения, поэтому и учащиеся, и

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, презентация, мультимедийная...

Использование интерактивной модели обучения на уроках...

Для этого на уроках иностранного языка организуется групповая, парная и индивидуальная работа, используются творческие виды работы, применяются ролевые игры, исследовательские проекты...

К вопросу об актуальности использования платформы...

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка. К вопросу использования презентации PowerPoint в обучении иностранному языку. Метод проектов на уроках иностранного языка.

Похожие статьи

Использование интерактивных и мультимедийных технологий на...

английский язык, интерактивная доска, интерактивное обучение, SMART, учебный процесс, исследовательский метод, иностранный язык, идеальная школьная форма, Программная среда, реальное время.

Использование мультимедийных презентаций на уроках...

интерактивная доска. проекты и научно-исследовательские работы. Основные цели использования информационно коммуникативных технологий на уроках английского языка

Использование мультимедийных технологий в обучении...

Работа с программами по иностранному языку в компьютерном классе помогает учащимся преодолеть психологический барьер. Когда ученики видят на экране компьютера графический образ или картинки, они лучше воспринимают и осваивают новый материал.

Использование новых технологий на уроках английского языка

иностранный язык, английский язык, урок, обучение, учащийся, устная речь, проектное обучение, компьютерная лекция, глобальная сеть, учебный процесс.

Значимость программы интерактивного обучения при освоении...

В соответствии с законом «О языках» Республики Казахстан, казахский язык — национальный язык, а русский и английский языки

Технология преподавания курса «Математическое и компьютерное моделирование» с помощью интерактивного электронного учебника.

Возможности расширения диалогического обучения на уроках...

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия.

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы).

Мультимедийная презентация как эффективное средство...

Английский язык приобрел статус языка международного общения, поэтому и учащиеся, и

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, презентация, мультимедийная...

Использование интерактивной модели обучения на уроках...

Для этого на уроках иностранного языка организуется групповая, парная и индивидуальная работа, используются творческие виды работы, применяются ролевые игры, исследовательские проекты...

К вопросу об актуальности использования платформы...

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка. К вопросу использования презентации PowerPoint в обучении иностранному языку. Метод проектов на уроках иностранного языка.

Задать вопрос