Некоторые педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы в контексте в контексте объективности, субъектности и субъективности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 22.10.2013

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Щербакова, И. И. Некоторые педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы в контексте в контексте объективности, субъектности и субъективности / И. И. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 704-707. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8110/ (дата обращения: 24.04.2024).

Три категориальных измерителя современной педагогики — объективность, субъектность и субъективность иллюстрируют возможности гносеологии и дидактики в познании явлений, событий, характеристик, закономерностей, тенденций, условий и прочих педагогически обусловленных феноменов. Гносеология — наука о познании явлений и событий. Дидактика — наука об общих закономерностях, принципах, методах, средствах, приемах, методиках, технологиях планирования и организации обучения и образования.

Объективность — характеристика, раскрывающаяся в независимости от субъектного характера познания истинности определения и верификации всех звеньев процесса, рассматриваемого исследователем с точки зрения выбранного ракурса или научного знания.

Объективность как независимость от антропологического способа отображения знания в педагогике не всегда возможна из-за субъектности оценки и субъективного способа верификации и уточнения способов и форм преобразования объективного внутри человека и в микро-, мезосредах.

Объективность педагогической оценки и отметки в какой-то мере условна, т. к., приводя пример о выборе наивысшей ступени в иерархии предпочтения каких бы то ни было работ, всегда выступает и субъектный фактор педагогической практики, и субъективный фактор, детализирующий систему полисубъектных отношений с позиции внутреннего мира двух субъектов, всегда оправдывающей предвзятые или позитивные, или предвзятые негативные устойчивые связи и оценки. Например, выбор любимого поэта «Серебряного века», — это субъектно-субъективный процесс. Также выбор поэта «Серебряного века», которого Вы бы предпочли в качестве педагога по русскому языку и литературе (метод ситуативного погружения и моделирования) и т. д.

Субъектность — характеристика антропологического поля, появляющаяся в действующем образе и способе преобразования любого процесса или продукта науки и культуры, искусства и спорта, предопределяющая многомерное преобразование мира в соответствии с идеалами субъекта, условно не противоречащими с мультисредовым конгломератом ценностей и норм. Т. к. любое развитие — это выявление противоречий и их решение, то к условно не противоречащим ценностям и нормам мультисреды мы отнесем все явления, исключающие деструктивные конфликты, ведущие к уничтожению и субъекта (личности), и среды. Данные способы отображения объективного закреплены в общечеловеческих ценностях, сводимых любой религией к заповедям или постулатам этики и права.

Субъективность в практике научного знания определяется как предвзятое понимание сущности явления и его следствий в структуре событий, теорий, практик, закономерностей, моделей и прочего гносеолого-герменевтического материала в целостном рассмотрении явлений и событий, где методология верифицирует способы познания и механизмы модификации антропологически обусловленного знания.

Две характеристики — симпатия и антипатия являются симптоматическими единицами субъективности.

В педагогической практике симпатия и антипатия в структуре понимания и осознания качества измерителей явлений и оценки лежит в области нормального распределения, т. е. распределение Гаусса отражает все способы и формы оценки результатов того или иного явления или события, а диалектичность любого положения дидактически и общепедагогически обусловленного иллюстрирует единство всех характеристик измеряемого явления [1–3].

Самый простой оценочный вопрос: «Оцените самую значимую для Вас, запоминающуюся ситуацию, связанную с процессом Вашего воспитания или обучения». Подразумевается, что наивысшая степень оценки появится в данном словесном описании события. Наивысшая степень позитивного представляет собой в данном случае — крайнюю правую отметку на шкале наименований в оценке описываемого процесса.

Лесгафт [6] выделял 5 периодов развития человека: 1) хаотический, присущий новорожденному; 2) рефлекторно-опытный (до появления речи); 3) подражательно-реальный (до дошкольного возраста); 4) подражательно-идейный (до 20 лет); 5) критико-творческий (взрослый период).

В контексте заявленных пяти периодов развития человека по Лесгафту можно отметить, что лишь пятый период — критико-творческий (взрослый период) позволяет системно определить педагогу по ФК связи понятий «объективность», «субъектность» и «субъективность», а изучаемый феномен «культура самостоятельной работы» может быть определен как многовариативный процесс сложения трех-факторных измерителей — «объективность», «субъектность» и «субъективность» в структуре формирования общеучебных и профессионально-педагогических компетенций, оцениваемых с различных систем оценок и нормирующих величин, позволяющих верифицировать истинность изучаемого процесса или явления.

Таким образом, культура самостоятельной работы педагога по ФК — это процесс и результат поиска оптимально решаемых субъектно средовых противоречий становления личности педагога по физической культуре в процессе планирования и организации его ведущей деятельности и общения, — т. е. профессионально-педагогической деятельности, отражающей три завяленных фактора детерминации — «объективность», «субъектность» и «субъективность».

Категориально «педагогические условия» рассматриваются во многих работах, но, к сожалению, нет определения, позволяющего нам использовать данный термин полисистемно.

Поэтому, мы под педагогическими условиями будем понимать совокупность возможностей и ограничений педагогического генеза, позволяющих оптимизировать изучаемый процесс или повысить качество отслеживания определенного, многомерного, полисистемного феноменологического свойства.

Педагогическими условиями могут быть определенные теоретико-эмпирические положения, рассматриваемые в определенной системе ценностей, норм, стандартов, — так, например, для ФГОС второго и третьего поколения выделяемые педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК различны по описанию, процессу формирования, моделям становления педагога по ФК в структуре подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности [4–5].

Мы к педагогическим условиям формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК отнесем следующее:

1.         Соблюдение норм культуры и этики педагога по ФК.

2.         Верификация и модификация системы принципов педагогического взаимодействия и управления коллективом, оптимизация методов, форм и средств организации педагогического взаимодействия.

3.         Поиск новых педагогических средств в процессе определения и решения субъектно-средовых противоречий в контексте идей гуманизма и здоровьесбережения.

4.         Оптимизация всех звеньев управления процессом формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК.

Первое условие — соблюдение норм культуры и этики педагога по ФК — условие принятия наивысших ценностно-антропологических феноменов как базовых, предопределяющих построение моделей познания и преобразования объективного в среде, деятельности и общении. Данное условие располагает всеобъемлющим механизмом верификации способов и средств принятия норм культуры и этики, точно сохраняющих приоритеты воссоздания и детализации гуманно-личностных отношений субъекта (личности) в различных микро-, мезо-, макро- и мегасредах социального и социально-профессионального генеза, трансформирующих социальный и социально-профессиональный опыт в продукты деятельности и мыслетворчества, позволяющие личности осуществлять процессы самоидентификации, самореализации, саморазвития, самоутверждения, самовоспитания, самообучения, самообразования и пр.

Второе условия — верификация и модификация системы принципов педагогического взаимодействия и управления коллективом, оптимизация методов, форм и средств организации педагогического взаимодействия — это условие планирования и организации педагогического взаимодействия в социальных и социально-профессиональных группах, где приоритет ценностно-смысловых и акмепрофессиональной норм предопределяет качество планируемой и организуемой деятельности, а выбор способов и форм, методик и технологий педагогического взаимодействия — профессионализм педагога как ученого и практика.

Третье условие — поиск новых педагогических средств в процессе определения и решения субъектно-средовых противоречий в контексте идей гуманизма и здоровьесбережения — это условие оптимизации и верификации традиционных и инновационных механизмов определения истинности или оптимальности выбора приоритетов деятельности педагога по ФК в контексте соблюдения и пропаганды специфики и норм, моделей и концепции здоровьесбережения и гуманизма, продуктивности и активности личности в структуре организуемой деятельности как способа самовыражения, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.

Четвертое условие — оптимизация всех звеньев управления процессом формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК — это условие повышения способа и формы самопознания личности педагога и обучающегося, включенных в совместный поиск универсальных, оптимальных способов и форм, средств и технологий педагогического взаимодействия, где физическая культура и спорт определяют базовые приоритеты построения модели формирования личности в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК и обучающегося, системно повышающих свой уровень сформированности культуры самостоятельной работы от объективного к индивидуальному, от индивидуального к субъектному, от субъектного к личностному в полном смысле данного феномена (теоретико-эмпирические основы формирования и переходов сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся, студентов и педагогов по ФК рассмотрены в различных источниках, например, [7–9]).

Выделенные нами педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы в контексте в контексте объективности, субъектности и субъективности — система четырех положений, которые, вероятнее всего, через определенный промежуток педагогической практики может быть пересмотрен из-за диалектических основ педагогического взаимодействия.

Литература:

1.         Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография /О. А. Козырева. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. — 410 с. — ISBN 978–5-7148–0346–8.

2.         Козырева, О. А. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 — Физическая культура» / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 114 с. [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–496–4.

3.         Козырева, О. А. Основы профориентологии: курс занятий для студентов специальности «031000 — «Педагогика и психология»» / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 307 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–290–8.

4.         Козырева, О. А. Некоторые особенности формирования и развития культуры самостоятельной работы у студентов педагогической академии / О. А. Козырева // Вестник Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2007. — № 1 (12). — С.22–30.

5.         Козырева, О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия / О. А. Козырева // Педагогическое образование и наука. — 2009. –№ 9. — С.79–83.

6.         Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Г. Торосян. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352 с. — ISBN 5–305–00090–4.

7.         Щербакова, И. И. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре в структуре успешности профессионально-педагогической деятельности / И. И. Щербакова, Е. Л. Чеснова, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С.160–163.

8.         Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и успешность профессионально-педагогической деятельности / О. А. Козырева, Т. И. Кучко, И. И. Щербакова // Теория и практика педагогической науки в современном мире: теории, проблемы, инновации: материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х ч. Ч.1. — Новокузнецк, 2013. — С.237–239.

9.         Щербакова, И. И. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре в структуре успешности профессионально-педагогической деятельности / И. И. Щербакова, Е. Л. Чеснова, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С.160–163.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, педагогическая практика, педагогическое условие формирования культуры, самостоятельная работа, самостоятельная работа педагога, взрослый период, модификация системы принципов, научное знание, оптимизация методов, период развития человека.


Похожие статьи

Возможность моделирования системы принципов...

ü принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры социально-педагогического взаимодействия

Система принципов педагогического взаимодействия...

принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры педагогического взаимодействия

Особенности детерминации системы принципов...

Возможности определения системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения теории и практики современной педагогической науки в спектре ее дисциплин и продуктов, ресурсов и педагогических технологий — немаловажное явление...

Возможности и качество моделирования педагогических средств...

Попытаемся раскрыть модели и типологию формирования культуры самостоятельной работы педагога, включенного в условия непрерывного профессионального образования...

Системы принципов формирования культуры...

Системы принципов формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов и инженеров-строителей в структуре педагогического взаимодействия.

Самостоятельная работа как средство развития личности

Самостоятельная работа как условие развития творческой активности одаренных учащихся. Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов.

Возможности и педагогические условия изучения курса...

Педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, педагогическое знание, самостоятельная работа, педагогическое условие изучения основ...

Функции формирования культуры самостоятельной работы...

Остановимся подробнее на функциях формирования культуры самостоятельной работы (КСР) педагога в условиях непрерывного профессионального образования

Моделирование системы принципов управления...

самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая культура, социально-педагогическое взаимодействие, самостоятельная работа педагога, принцип...

Похожие статьи

Возможность моделирования системы принципов...

ü принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры социально-педагогического взаимодействия

Система принципов педагогического взаимодействия...

принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры педагогического взаимодействия

Особенности детерминации системы принципов...

Возможности определения системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения теории и практики современной педагогической науки в спектре ее дисциплин и продуктов, ресурсов и педагогических технологий — немаловажное явление...

Возможности и качество моделирования педагогических средств...

Попытаемся раскрыть модели и типологию формирования культуры самостоятельной работы педагога, включенного в условия непрерывного профессионального образования...

Системы принципов формирования культуры...

Системы принципов формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов и инженеров-строителей в структуре педагогического взаимодействия.

Самостоятельная работа как средство развития личности

Самостоятельная работа как условие развития творческой активности одаренных учащихся. Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов.

Возможности и педагогические условия изучения курса...

Педагогические условия изучения основ педагогического знания будущими педагогами по ФК

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, педагогическое знание, самостоятельная работа, педагогическое условие изучения основ...

Функции формирования культуры самостоятельной работы...

Остановимся подробнее на функциях формирования культуры самостоятельной работы (КСР) педагога в условиях непрерывного профессионального образования

Моделирование системы принципов управления...

самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая культура, социально-педагогическое взаимодействие, самостоятельная работа педагога, принцип...

Задать вопрос