Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Имплементация международных норм в сфере прав человека

Научный руководитель
Юриспруденция
12.07.2025
7
Поделиться
Библиографическое описание
Алексеева, Е. Е. Имплементация международных норм в сфере прав человека / Е. Е. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 28 (579). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/579/127630/.


В статье автор исследует процесс имплементации международных правовых норм в законодательство стран СНГ, а также взаимодействие международных норм прав человека.

Ключевые слова: имплементация международного права, права человека, конституционное право.

Деятельность на международной арене и участие в решении тех или иных международных проблем предполагает вступление государств в политические и иные отношения друг с другом. В таких отношениях государства не только учитывают собственные национальные интересы, но и следуют нормам и принципам международного права.

Многие страны СНГ не приняли традиционный дуалистический подход, касающийся имплементации международного права внутри своей правовой системы. Во многих странах международное право стало частью национального законодательства, а также обладает высшей юридической силой. В результате анализа конституционных положений, касающихся международного права, можно сделать вывод, что многие государства допускают широкое применение норм международного права во внутренних правовых процессах. В конституциях многих государств международное право является частью национального. Кроме того, эти конституции придают международным договорам высшую юридическую силу. Так, в ст.15 пункт 4 Конституции Российской Федерации 1993г. (включая поправки 2020г.) указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В нем также говорится, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [1].

В соответствии со ст. 148 Конституции Азербайджана 1995г. «международные договоры, участницей которых является Азербайджанская Республика, — неотъемлемая составная часть системы законодательства Азербайджанской Республики». Ст. 151 также предусматривает, что «при возникновении противоречия между нормативными правовыми актами, входящими в систему законодательства Азербайджанской Республики (исключая Конституцию Азербайджанской Республики и принятые путем референдума акты), и межгосударственными договорами, участницей которых является Азербайджанская Республика, применяются международные договоры».

В статье 6 Конституции Белоруссии 1994 г. гласит, что «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Также в ней сказано, что «Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».

Аналогичное положения содержится в Конституции Армении 1995 г. ст. 5 указано, что «в случае противоречия между нормами международных договоров, ратифицированных Республикой Армения, и законов Республики Армения применяются нормы международных договоров».

Стоит отметить, что фактический статус международного права в странах СНГ определяется не только конституционными положениями, но и готовностью национальных судов опираться на его нормы. Оценка фактического состояния международного права в рамках национального законодательства требуют более тщательного изучения их судебной практики. Эффективная реализация конституционных положений, объявляющий международное право частью внутреннего, зависит от различных политических и правовых факторов, которые либо благоприятствует этому процессу, либо препятствует применению международного права. Эти факторы включают: характер принятых международных норм, независимость и профессионализм судебных органов, сильные стороны национальных демократических институтов самого государства.

В международном правопорядке в XXI веке произошли значительные изменения в применении прав человека. В настоящее время права человека постоянно нарушаются в результате таких глобальных проблем как терроризм, глобального потепления, внутренние революции, вооруженные конфликты, увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев. Основные документы в области защиты прав человека в международном праве: Устав ООН 1945 года, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Все международные договоры в области прав человека определяют положения об исполнении обязательств государств, подписавших эти документы. Эти положения определены в различных статьях соответствующих договоров.

После Второй мировой войны все государства взяли на себя ответственность защищать прав человека, так это было крайне важно для международного правопорядка. Несмотря на то, международные декларации, резолюции и договоры устанавливают защиту прав человека, невозможно принять уникальный документ, который был бы принят в качестве общего, универсального и обязательного воздействия. Принятие такого документа стало бы эффективным механизмом реализации норм международного права в области прав человека. Устав ООН внес некоторые новшества в области прав человека. Главное заключается в том, что он впервые определил концепцию уважения и защиты прав человека как главного фактора обеспечения международного мира и безопасности, дружбы и благополучия, экономического и социального сотрудничества [1]. Поэтому Устав ООН рассматривает права человека в общем контексте политических, экономических и социальных проблем.

Термин “имплементация” широко используется в международной юридической практике. Этот термин можно встретить в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других ее комитетах, а также в резолюциях других международных организаций. Имплементацию можно определить, как реализацию норм международного права в рамках национального законодательства. Но в юридической литературе нет единого мнения среди авторов относительно данного термина, его этапов и механизма.

Ученые отмечают, что начало процесса имплементации международных норм в области прав человека зависит от объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести историческое развитие общества и государства, а также совершенствование отечественного законодательства. Субъективные причины содержат в себе активность субъектов политической власти, их связь с теми или иными идеалами. Основными элементами внутреннего механизма реализации международных норм, которыми обладает любое государство, могут служить: национальные средства правовой защиты, используемые для реализации международного права; систему государственных органов, компетентных для реализации обязательств, вытекающих из международного права.

Главное значение Всеобщей декларации прав человека заключается в том, что, будучи первым международным документом, декларирующим права человека, этот документ также впервые определяет их международную концепцию. Всеобщая декларация прав человека была принята как форма резолюции Генеральной Ассамблеи, а не как официально ратифицированный международный договор. Поэтому Декларация не имеет обязательной силы, а носит рекомендательный характер.

В Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенции об упразднении всех форм расовой дискриминации и Конвенции об упразднении всех форм дискриминации женщин также определены положения, связанные не только с принятием каждым государством-участником необходимых законодательных или иных мер для реализации этих конвенционных норм, но и с его обязательством отменить национальные нормативные заявления, противоречащие соответствующим конвенциям [2].

В ст. 4 Конвенции о правах ребенка говорится, что «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции». Также в ней говорится, что «в отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества» [3]. В 1993г. она была ратифицирована в России, когда Правительство РФ приняло Постановление от 23 августа «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека содержат нормы, конкретизирующие и развивающие принцип уважения прав человека, регулирующие отношения между государством и личностью. Фактически, это внутренние нормы, реализующие международно-правовую ответственность государств в сфере защиты прав и свобод человека. Неопределенность в определении норм имплементации указанных договоров связана с многообразием возможностей государств, например, различных стандартов экономического и политического развития.

Таким образом, эффективная деятельность внутренней правовой системы соответствующего государства зависит от взаимосвязи международного и национального права. Внутренний механизм реализации норм международного права существует в каждом государстве. Но этот механизм имеет общие и специфические черты, которые зависят от особенностей правовых систем конкретных государств.

Литература:

  1. «Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)
  2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН
  3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
имплементация международного права
права человека
конституционное право
Молодой учёный №28 (579) июль 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 104-106):
Часть 2 (стр. 65-133)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 104-106стр. 133

Молодой учёный