Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка цифрового помощника учителя математики «Математический конструктор»

Научный руководитель
Педагогика
23.06.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Галимзянова, И. М. Разработка цифрового помощника учителя математики «Математический конструктор» / И. М. Галимзянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 396-400. — URL: https://moluch.ru/archive/576/127098/.


В статье рассматривается применение цифрового помощника «Математический конструктор» в обучении геометрии учащихся 7 класса. Описаны функциональные возможности инструмента, его преимущества в визуализации геометрических задач и повышении мотивации учащихся. Представлен разработанный комплекс заданий по теме «Свойства равнобедренного треугольника», включающий алгоритмы построения фигур и решения задач. Результаты исследования демонстрируют эффективность использования цифровых инструментов для улучшения понимания математических концепций и развития логического мышления школьников.

Ключевые слова: цифровые инструменты, математический конструктор, геометрия, равнобедренный треугольник, интерактивное обучение, визуализация .

Введение

Для педагогов математики создан «Математический конструктор» — цифровой помощник, который облегчает работу с математическими задачами, расчетами и уроками. Этот инструмент позволяет быстро формировать и изменять математические формулы, проводить построение геометрических фигур, выполнять числовые расчеты и анализы. Благодаря «Математическому конструктору» создание привлекательных и информативных математических презентаций становится простым и доступным. Преподаватели могут эффективно применять это средство для подготовки к урокам, проведения интерактивных занятий и проверки заданий. «Математический конструктор» помогает сэкономить время, улучшить уровень образования и сделать процесс обучения математике увлекательным и продуктивным.

Новизна представленного исследования заключается в:

  1. Разработке комплекса заданий по геометрии для 7 класса с использованием «Математического конструктора»
  2. Предложенные задания включают не только стандартные упражнения, но и интерактивные элементы, позволяющие учащимся экспериментировать с геометрическими фигурами, что способствует более глубокому усвоению материала.

Цель исследования: разработать комплекс заданий по геометрии за 7 класс с применением системы компьютерной математики «Математический конструктор».

Задачи исследования:

  1. Проанализировать цифровые сервисы, применяемые в практике школьного образования.
  2. Рассмотреть функциональные возможности СКМ «Математический конструктор» и выделить его преимущества.
  3. Разработать комплекс заданий по теме «Свойства равнобедренного треугольника» с применением СКМ «Математический конструктор».

Основная часть

В наше время цифровые инструменты становятся неотъемлемой частью образовательного процесса для учащихся. Они обогащают обучение, делая его более интерактивным, удобным и захватывающим для учеников. Важно понимать суть и важность цифровых инструментов, их разнообразие и возможности.

Они включают в себя:

— Интерактивные программы и приложения.

— Онлайн-курсы и электронные учебники.

— Системы дистанционного обучения.

Использование таких инструментов регламентируется федеральными законами и нормативными документами, что подчеркивает их значимость в образовательном процессе. В Республике Татарстан, например, цифровизация активно внедряется, что способствует повышению качества обучения.

«Математический конструктор» — это интерактивная среда, основанная на принципах динамической геометрии. Ее преимущества:

— Визуализация геометрических фигур.

— Возможность создания интерактивных моделей.

— Автоматическая проверка решений.

Программа позволяет учителям легко демонстрировать сложные концепции, а ученикам — экспериментировать с фигурами, что делает обучение более увлекательным и эффективным.

Для темы «Свойства равнобедренного треугольника» были разработаны задания, включающие:

Построение фигур : алгоритмическое предписание построения равнобедренного и равностороннего треугольника в «Математическом конструкторе»

  1. Находим на панели управления кнопку , выбираем «Сетка» и на оси абсцисс (х) клетки 4.
  2. Строим равнобедренный треугольник АВС. Выбираем панель .
  3. Ставим вершины А, В, С. Выбираем панель
  4. Отмечаем штрихами стороны и равные углы при основании треугольника .
  5. Находим снова на панели управления кнопку . Выбираем .
  6. Отмечаем штрихами стороны треугольника .
  7. Выбрала на панели управления , отметила длину сторону ВС.

Решение задач : например, нахождение сторон треугольника по заданному периметру.

№ 108. «Периметр равнобедренного треугольника ABC с основанием BC равен 40 см, а периметр равностороннего треугольника BCD равен 45 см. Найдите стороны AB и BC». [23, с. 36]

Дано:

∆𝐴𝐵𝐶− равнобедренный;

𝑃

𝐴𝐵𝐶

−40 см;

𝐵𝐶−онование.

∆𝐴𝐵𝐶− равносторонний;

𝑃

𝐴𝐵𝐶

=45 см

Решение:

1. Так как ∆𝐴𝐵𝐶 — равнобедренный, то 𝐴𝐵=𝐵𝐶. Значит, его периметр можно записать следующим равенством:

𝑃

𝐴𝐵𝐶

=𝐴𝐵+𝐵𝐶+𝐴𝐶=2𝐴𝐵+𝐵𝐶.

2. Так как треугольник BCD — равносторонний, то 𝐴𝐷=𝐵𝐶=𝐷𝐶; тогда его периметр:

𝑃

𝐵𝐶𝐷

=𝐵𝐷+𝐷𝐶+𝐵𝐶=3𝐵𝐶. Следовательно: 3𝐵𝐶=45; 𝐵𝐶=15 см.

3. Подставим полученные данные в первое равенство и найдем стороны:

𝑃

𝐴𝐵𝐶

=2𝐴𝐵+15=40;

2AB=25; 𝐴𝐵=12,5 см.

𝐴𝐵=𝐴𝐶=12,5 см.

Ответ: 𝐴𝐵=12,5 см;𝐵𝐶=15 см

Найти:

Доказательство свойств : алгоритмическое предписание построения равнобедренного треугольника в «Математическом конструкторе».

  1. Находим на панели управления кнопку , выбираем «Сетка» и на оси абсцисс (х) клетки 9.
  2. Строим равнобедренный треугольник АВС. Выбираем панель .
  3. Ставим вершины А, В, С. Выбираем панель
  4. Отмечаем штрихами равные стороны .

Находим снова на панели управления кнопку и строим равнобедренный треугольник DBC.

  1. Ставим вершину D выбирая на панели управления
  2. Отмечаем штрихами равные углы 1 и 2 треугольников .
  3. Выбрала на панели управления , построила отрезок AD.

№ 112. «На рисунке 65 𝐶𝐷=𝐵𝐷,∠1=∠2. Докажите, что треугольник 𝐴𝐵𝐶 равнобедренный» [23, с. 36]

Дано:

Решение:

1. ∆𝐴𝐵𝐶=∆𝐴𝐷𝐵 по двум сторонам и углу между ними:

∠1=∠2;

𝐴𝐷− общая сторона;

𝐶𝐷=𝐵𝐷 по условию.

2. Так как равные элементы в равных фигурах равны, то получаем: 𝐴𝐶=𝐴𝐵.

3. Следовательно, ∆𝐴𝐵𝐶- равнобедренный. Что и требовалось доказать

Найти:

Пример алгоритма построения:

— Выбрать инструмент «Сетка».

— Построить вершины треугольника.

— Отметить равные стороны и углы.

Заключение

Использование «Математического конструктора» в обучении геометрии доказало свою эффективность. Разработанный комплекс заданий позволяет учащимся лучше понимать свойства геометрических фигур, развивает логическое мышление и повышает интерес к предмету. Цифровые инструменты, такие как «Математический конструктор», становятся важным элементом современного образования, способствуя его интерактивности и доступности. Дальнейшие исследования могут быть направлены на расширение комплекса заданий для других тем школьного курса математики.

Литература:

  1. 1. Александрова Л. В. Методические рекомендации по применению интернет-ресурсов по математике во внеурочной деятельности // Modern Science. 2023. № 3–1. С. 68–71.
  2. Stepik — образовательная платформа и маркетплейс онлайн-курсов. URL: https://welcome.stepik.org/ru (дата обращения: 06.04.2025).
  3. Алексеева У. И. К вопросу о применении цифровых технологий при обучении математике // Инновационные технологии в математическом образовании: молодежная парадигма. Сборник научных статей молодых исследователей. Елец, 2023. С. 66–71.
  4. Официальный сайт ООО «Инфоурок» — курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей. URL: https://infourok.ru/ (дата обращения: 06.02.2025).
  5. Платформа для онлайн-обучения — создайте онлайн-школу в сервисе и запустите первый курс в конструкторе Skillspace бесплатно. URL: https://clck.ru/3A5AjA (дата обращения: 12.04.2025).
  6. Бодряков В. Ю. Цифровые лабораторные работы по математике как воплощение когнитивно-деятельностного подхода к обучению будущих учителей // Вестник Ошского государственного университета. Педагогика. Психология. 2023. № 1 (2). С. 42–53.
  7. Борзенко О. Н. Межпредметная интеграция технологии и математики в школе // Наукосфера. 2023. № 1–2. С. 72–77.
  8. Боровских А. В. О содержании математического образования. Математика для нематематиков // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2022. № 4 (28). С. 51–65.
  9. Боталова О. Н. Функциональная грамотность на уроках математики // Молодежная наука в развитии регионов. 2023. Т. 1. С. 370–375.
  10. СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ. Математика. URL: https://oge.sdamgia.ru/problem?id=325541 (дата обращения: 26.03.2025).
  11. Федеральная рабочая программа | Математика. 5–9 классы (базовый уровень). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-onlain-kursa-po-vychislitelnom-matematike (дата обращения: 12.03.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
цифровые инструменты
математический конструктор
геометрия
равнобедренный треугольник
интерактивное обучение
визуализация
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 396-400):
Часть 6 (стр. 369-445)
Расположение в файле:
стр. 369стр. 396-400стр. 445

Молодой учёный