В условиях стремительной цифровой трансформации всех сфер жизни, государственное управление и, в частности, система финансового контроля, сталкиваются с беспрецедентными вызовами. Экспоненциальный рост объемов и сложности финансовых данных требует принципиально новых подходов к их обработке и анализу. Таким образом, Счетная палата Российской Федерации, как высший уровень внешнего государственного надзора, является фундаментальным элементом в обеспечении прозрачности, законности и рациональности бюджетных расходов [1].
Настоящая статья ставит своей целью анализ процессов цифровизации и внедрения инновационных подходов, включая работу с большими данными и искусственным интеллектом (ИИ), в деятельность Счетной палаты РФ [3]. Структура статьи последовательно раскрывает аспект, начиная с общих предпосылок цифровизации системы государственного финансового контроля, затем переходя к детальному рассмотрению применения Big Data и ИИ, анализу влияния инноваций на борьбу с нарушениями, и завершая обзором перспектив.
Бюджеты всех уровней увеличиваются, финансовые операции усложняются, схемы распределения и расходования средств становятся всё более комплексными, часто включая многоступенчатые процессы и участие различных субъектов. Это неизбежно приводит к увеличению массива данных, требующих анализа. Традиционные методы контроля, основанные на ручной обработке документов, становятся неэффективными и неспособными охватить весь объём информации. Кроме того, существует острая необходимость повышения оперативности и глубины контроля. Общество и государство требуют не только выявления нарушений по факту их совершения, но и их предотвращения, а также оперативной реакции на возникающие риски. Это невозможно без своевременного получения и анализа актуальных данных. Наконец, значительно возросли требования общества к прозрачности и подотчетности в расходовании публичных средств. Граждане и некоммерческие организации ожидают открытости бюджетных процессов и возможности отслеживать, как используются их налоги. Эти вызовы создают мощный стимул для внедрения цифровых технологий в сектор государственного финансового контроля.
Цифровая трансформация государственного финансового контроля в России является частью более широких государственных программ, таких как национальная программа «Цифровая экономика» [4]. Общие цели внедрения цифровых технологий в публичном секторе включают повышение эффективности всей системы управления, сокращение издержек, улучшение качества государственных услуг и усиление борьбы с коррупцией. В контексте системы контроля это означает создание единой цифровой среды, позволяющей автоматизировать процессы, агрегировать и анализировать огромные массивы данных, а также обеспечивать оперативный доступ к информации для всех уполномоченных органов. Это направлено на повышение качества контрольных мероприятий, снижение субъективного фактора и минимизацию рисков злоупотреблений. В авангарде этих преобразований стоит Счетная палата Российской Федерации, которая активно выступает драйвером инноваций в системе государственного финансового контроля [10]. Руководство Счетной палаты Российской Федерации неоднократно подчеркивало приоритет цифровизации в своей деятельности, рассматривая её как ключевой фактор повышения эффективности и релевантности внешнего государственного аудита.
В рамках этой стратегии Счетная палата разработала и активно реализует Концепцию «Государственного аудита 2.0» (а также аналогичные программы развития). Программа предусматривает не просто автоматизацию существующих процессов, но и кардинальное изменение подходов к проведению аудита, переход к риск-ориентированному контролю на основе больших данных и предиктивной аналитики. Это означает переориентацию от проверки «по факту» к постоянному мониторингу и выявлению потенциальных рисков до того, как они превратятся в серьезные нарушения. Счётная палата активно трансформируется в высокотехнологичный орган, чья цель — эффективно обрабатывать и анализировать колоссальные объёмы информации, выявлять неочевидные закономерности и принимать взвешенные решения, опираясь на полученные данные [9].
В контексте государственного финансового контроля большие данные— это огромные, постоянно обновляемые массивы информации, характеризующиеся высокой скоростью поступления разнообразием форматов и большим объемом. Эти данные не могут быть эффективно обработаны и проанализированы традиционными методами и требуют специальных инструментов и технологий.
Для Счетной палаты РФ ключевыми источниками больших данных являются: Казначейские системы информации о движении бюджетных средств; финансовая отчетность всех государственных и муниципальных предприятий; спектр подконтрольных закупок, учитывающий данные о тендерах, контрактах, поставщиках, ценах; реестры и платформы, как источники сведений о компаниях и их связях. Также обрабатываются данные Росстата, включая макроэкономические показатели и статистику по отраслям; информационные системы различных государственных органов, содержащие сведения, необходимые для аудита. Интеграция и анализ этих разнообразных источников позволяют получить целостную картину финансовой деятельности и выявить скрытые риски и нарушения.
Внедрение технологий анализа больших данных радикально меняет подходы к аудиту, предлагая существенные преимущества [5]. Прежде всего, это скорость обработки колоссальных объемов информации, что позволяет сократить сроки проверок и повысить их оперативность. Кроме того, цифровые системы способны выявлять скрытые закономерности и аномалии, которые недоступны при традиционном анализе, а также использовать предиктивную аналитику для прогнозирования рисков. Все это в конечном итоге приводит к значительному сокращению трудозатрат аудиторов, позволяя им сосредоточиться на более сложных и требующих экспертного мнения задачах.
Для реализации этих возможностей Счетная палата РФ активно использует и разрабатывает специализированные инструменты и платформы. Примером такой разработки является аналитическая система «Госаудит», которая объединяет данные из различных источников и предоставляет аудиторам интерактивные аналитические дашборды и системы визуализации [10]. Эти инструменты позволяют наглядно представлять сложные финансовые потоки, выявлять взаимосвязи и оперативно реагировать на подозрительные отклонения. Примером кейсов, где анализ больших данных доказал свою эффективность, могут служить выявление схем нецелевого использования средств. Здесь системы анализируют транзакции, сопоставляют их с целями бюджетных ассигнований и выявляют отклонения, указывающие на возможное нецелевое расходование. В отношении признаков сговоров в госзакупках анализируются данные о поставщиках, участниках торгов, ценах и их динамике, так выявляются аффилированность, цикличные победы одних и тех же компаний, аномально высокие или низкие цены, указывающие на картельные сговоры. Риски неэффективного расходования бюджетных ассигнований анализируются путем сравнения плановых и фактических показателей выполнения государственных программ и проектов [6]. Аномалии в финансовых потоках обнаруживаются резкими всплесками или падениями расходов, необычными транзакциями, нестандартными платежами, которые могут свидетельствовать о махинациях или ошибках.
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения (МО) значительно углубляет анализ больших данных. Особое развитие получила технология обработки естественного языка, которая даёт возможность анализировать неструктурированные текстовые источники, включая контракты, нормативные акты, объяснительные записки и протоколы совещаний. Система помогает извлекать ключевую информацию, выявлять несоответствия, анализировать контекст и даже обнаруживать признаки мошенничества, скрытые в объемных текстовых документах. Интеграция этих технологий значительно расширяет аналитические возможности Счетной палаты, делая её работу более глубокой, оперативной и точной.
Автоматизированная обработка огромных массивов информации позволяет быстрее выявлять аномалии и направлять внимание аудиторов на конкретные проблемные зоны, вместо того чтобы проводить исчерпывающую, но трудоемкую проверку всех документов. Благодаря аналитике с элементами прогнозирования и риск-ориентированному подходу, Счетная палата теперь может фокусироваться на наиболее рискованных областях. Вместо тотального контроля, ресурсы направляются туда, где вероятность нарушений наиболее высока, что значительно увеличивает результативность аудита.
На основе глубокого анализа данных Счетная палата может разрабатывать более адресные и эффективные рекомендации для предотвращения будущих нарушений [2]. Таким образом, Счетная палата Российской Федерации переходит от карательного к консультативному и профилактическому подходу. Кроме того, открытость и прозрачность работы Счетной палаты, подкрепленная неопровержимыми данными, повышает ответственность должностных лиц и стимулирует их к соблюдению финансовой дисциплины, зная, что их действия могут быть оперативно проверены и публично оценены. Нельзя не отметить, что создаются единые информационные пространства для контроля, где данные беспрепятственно циркулируют между уполномоченными органами с соблюдением всех требований безопасности и конфиденциальности. Так упрощается межведомственное взаимодействие, сокращается дублирование функций и повышается общая эффективность государственного финансового контроля.
Дальнейшие направления развития цифрового аудита в России будут связаны с углублением использования ИИ, интеграцией технологии блокчейн для повышения прозрачности, а также созданием единой цифровой экосистемы государственного финансового контроля, объединяющей данные всех заинтересованных ведомств [7].
Вклад инноваций в деятельность Счетной палаты Российской Федерации неоспорим. Цифровизация Счетной палаты — это не просто технологический прорыв, а стратегический шаг к более ответственному и результативному управлению государственными финансами [3].
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О Счетной палате Российской Федерации».
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 21.04.2025).
- Атемова А. З., Каймаразова М. Г., Махдиева Ю. М. Государственный финансовый контроль в условиях цифровизации экономики / StudNet, 2020. № 5.
- Бадмаева И. С. Цифровизация деятельности Счетной палаты РФ в условиях цифровой экономики / Вестник науки и образования, 2020. № 12.
- Болотнова Е. А. Цифровизация государственного финансового контроля в РФ / Вестник Академии знаний, 2021. № 45 (4).
- Лукашов А. И. Государственный финансовый контроль: современные вызовы и направления совершенствования / Вопросы государственного и муниципального управления, 2023. № 1.
- Лукашов А. И. Текущее состояние и перспективы цифровизации органов государственного финансового контроля в Российской Федерации / Финансовый журнал, 2023. № 4.
- Малыхина Е. А. Некоторые аспекты цифровизации государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг / Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2020. № 3.
- Растегаева Ф. С., Данилова Н. О. Государственный финансовый контроль в рамках цифровой экономики / Креативная экономика. 2020. № 12.
- Третьяк А. С. Цифровизация контрольной деятельности Счетной палаты / Вестник науки, 2025. № 1.