В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития управленческого учета в условиях цифровой экономики. Особое внимание уделено влиянию новых технологий на процесс сбора и обработки данных, а также на преобразование требований к управленческому учету. Описаны основные вызовы, с которыми сталкиваются компании при интеграции различных типов учета, и предложены направления развития методологии управленческого учета.
Ключевые слова: управленческий учет, цифровизация, бизнес-процессы, методы учета, инновационные технологии, экономический анализ, интеграция данных.
Управленческий учет представляет собой систему действий, включающую регистрацию, обработку, интерпретацию и объединение информации о событиях, фактах и явлениях, связанных с деятельностью предприятия, с целью поддержки принятия управленческих решений. В условиях современной экономики управленческий учет, как часть информационной инфраструктуры для менеджмента и владельцев организаций, проходит значительные изменения на фоне цифровизации.
С одной стороны, эти изменения связаны с внедрением новых технологий, которые предоставляют возможности, ранее недоступные в широком масштабе, и существенно упрощают некоторые процессы управленческого учета. Это касается, прежде всего, процессов сбора данных, их обработки по заранее установленным стандартам, выполнения вычислений и формирования отчетности [1].
С другой стороны, изменения в управленческом учете связаны с трансформацией требований к учетной информации, которые предъявляют менеджеры и владельцы предприятий, а также с перераспределением спроса на различные методики и инструменты, а также изменением их востребованности.
В такой ситуации важно, с одной стороны, выявить ключевые проблемы в этих изменениях, а с другой — обозначить перспективные направления развития, учитывая как информационно-технические возможности, так и организационные и методологические аспекты.
Методология исследования
Основой исследования является системный подход, рассматривающий управленческий учет как систему, включающую методы учета, регламенты и выстроенные бизнес-процессы, а также информационно-технологические средства автоматизации. В рамках исследования была использована современная парадигма двухуровневой структуры управленческой информации, где стоимостные данные являются условными и накладываются на технологические данные, имеющие натуральные измерения.
Анализ теории и практики управленческого учета был проведен с учетом широкого использования автоматизированных систем на платформе 1С, IBM, Microsoft и SAP, которые используются для обработки данных. Результаты исследования
В последние десятилетия информационные технологии в бизнесе развиваются стремительными темпами: внедряются системы для автоматической консолидации отчетности, централизованного управления (системы Corporate Performance Management), интеллектуального анализа данных (Business Intelligence) и технологии Big Data [2]. Однако в то же время недостаточное внимание уделяется процессам накопления данных, которые должны служить основой для управленческого анализа.
При анализе литературных источников складывается впечатление, что вопросы, связанные с первичным вводом данных, методологией калькуляции затрат и другими традиционными аспектами учета, уже решены. Однако это не так. Исследования современных тенденций развития управленческого учета показывают, что, с одной стороны, цифровизация открывает большой потенциал для усовершенствования его инструментов, а с другой стороны, существуют значительные нерешенные проблемы.
Во многих исследованиях подчеркивается роль специалистов по управленческому учету в прогнозировании и планировании, поддержке стратегии предприятия, однако также отмечается, что их интегрирующая роль в объединении информации из различных структурных подразделений компании по-прежнему слабая.
Современные информационные технологии предоставляют возможность активно внедрять статистические вычисления для предсказания изменений на основе отслеживания изменений в экономико-математических моделях. Но этим мешает недостаточная готовность методологии учета к вводу новых объектов, требуемых постиндустриальной экономикой [3], а также недостаточная связь между управленческим учетом и аналитическими дисциплинами, такими как наука о данных.
Кроме того, следует признать, что в настоящее время многие предприятия еще не достигли зрелого уровня организации своих бизнес-процессов и учета в подразделениях, что проявляется в несвоевременности предоставления сведений, дублировании функций, отсутствии налаженной коммуникации между подразделениями.
Исследование показало наличие четырех основных тенденций в развитии управленческого учета:
Визуализация отчетности.
— Продолжающаяся интеграция управленческого учета с системой бюджетирования.
— Типизация методологии, предложенная консультантами и специалистами по внедрению программного обеспечения.
— Усиление разрыва между децентрализованными нефинансовыми данными и централизованной управленческой отчетностью.
Вместе с этим выделяются несколько перспективных направлений, которые помогут продолжить решение актуальных задач и преодолеть существующие трудности.
Основной перспективой является разделение управленческого учета на два слоя — натуральный и стоимостной, которые будут проходить через все уровни учета [4]. В качестве основы для расчетов себестоимости бизнес-процессов и отдельных операций могут выступать схемы бизнес-процессов, хранящиеся в различных неучетных системах (например, BPM-системы, графические редакторы).
С развитием информационных технологий первый уровень управленческого учета будет состоять из визуализированной и систематизированной информации о происходящих операциях и бизнес-процессах [5]. Второй уровень включает калькуляции, которые предоставляют различные стоимостные оценки на основе условных правил и результатов расчетов.
Выводы
В условиях цифровизации экономики развитие управленческого учета становится неизбежным шагом на пути совершенствования общей системы управления бизнесом. На текущем этапе его развития большая часть ответственности за построение и ведение учета лежит на службах, подчиненных финансовому директору, и сводится к процедурам сбора консолидированной отчетности и сопоставления фактических данных с бюджетными показателями. Это ограничивает возможности для развития индивидуализированных систем управленческого учета и приводит к их шаблонизации.
Системы автоматизации отдельных управленческих функций развиваются обособленно от учета, что препятствует интеграции данных и их эффективному использованию. Возможным решением может стать формирование нового класса специалистов по архитектуре управленческого учета, которые будут обладать знаниями в области методологии учета и IT-инфраструктуры, что позволит интегрировать данные и процессы на разных уровнях бизнеса.
Кроме того, необходимо активнее использовать современные информационно-вычислительные мощности, чтобы развивать методы калькуляции себестоимости и финансовых результатов, а также применять новые объекты для управленческого анализа.
Результаты данного исследования могут быть полезны как для ученых, так и для практикующих специалистов в области финансового менеджмента, IT-специалистов, занимающихся разработкой программных продуктов для автоматизации управленческого учета.
Литература:
- Вахрушина М. А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 33 (327). — С. 12–23.
- Ву М. Opportunities and challenges faced by management accounting in the era of “Internet Plus” and Big Accounting // Proc. 4th Intern. Conf. on Education, Management, Arts, Economics and Social Science (ICEMAESS2017). — Atlantis Press, 2017. — С. 536–540. DOI: 10.2991/icemaess-17.2017.118.
- Илышева Н. Н., Ляпкина А. М. Достаточно ли данных учета по МСФО для построения эффективной системы управленческого учета? // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 172 (22). — С. 2–7.
- Суйц В. П., Баев А. Б. Процессный подход к формированию данных управленческого учета и анализа // Аудит и финансовый анализ. — 2018. — № 1. — С. 415–420.
- Янушевская С. А. Преимущества ведения управленческого учета на базе МСФО // Вестник молодых ученых Самарского государственного университета. — 2016. — № 1 (33). — С. 213–216.