Младший школьный возраст — особенно важный и значимый период развития ребёнка, связанный с поступлением в школу, с перестройкой основных характеристик его психического развития. Ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность, которая стимулирует появление наиболее существенных новообразований его психики: произвольность психических явлений, внутренний план действий и другие. [1]
Социальная ситуация развития младшего школьника определяется его отношением к учителю, значимостью статуса «ученик», ценностью для него различных атрибутов, символов, характеризующих его новое положение учащегося. [6]
Учителям важно принимать во внимание психические, психофизиологические, индивидуально-личностные особенности ученика начальной школы, состояние его здоровья.
В современной образовательной ситуации в классе, наряду с детьми, чьё развитие соответствует норме, находится значительное число школьников с физическими и психическими проблемами (образовательная инклюзивная среда). Учебно-воспитательный процесс также осложняет наличие в начальной школе учащихся из семей мигрантов и беженцев, плохо знающих русский язык (инофонов), не понимающих культуру страны, обычаи, традиции, а также требования учителя физической культуры. Все эти обстоятельства важно учитывать, проводя целенаправленную работу по развитию координационных движений младших школьников и снижению их общей и школьной тревожности.
Исследования в области возрастной психологии и психотерапии убеждают, что младший школьный возраст сензитивен для адресного развития всех двигательных способностей. [1]
Особое внимание целесообразно уделить на уроках физической культуры, а также внеурочной деятельности стимулированию гибкости и координации движений ребенка, которые весьма успешно развиваются в этом возрасте. Таким образом, занятия ритмической гимнастикой должны быть направлены на стимулирование данных способностей.
Формирование координационных способностей младших школьников является предметом острой полемики психологов, психофизиологов, методистов.
При рассмотрении сущности и специфики координационных способностей мы опирались на труды Н. А. Бернштейна, который подчеркивал особое место этих способностей в спектре различных качеств индивида. [2, 3] Мы особо отмечаем мысль выдающегося психофизиолога, который утверждал: координация характерна только длякорковых уровней нервной системы.
Координация выражается в уровнях, которые наиболее богаты в смысловом отношении, обладают определённой маневренностью. Для понимания сущности координационных способностей для нас также важна идея П. К. Анохина о стадии «предрешения», а также особая роль мотивации.
Анализ методической литературы позволил нам выделить два основных способа развития координации. Суть первого состоит в регулярном накоплении и обогащении разнообразных двигательных навыков. Для второго способа характерно систематическое совершенствование умений младшего школьника преобразовывать свою двигательную активность в условиях изменяющихся обстоятельств.
Рекомендуется использовать: зеркальные упражнения; изменение пространства при выполнении упражнений; включение в упражнения дополнительных движений.
В качестве доминирующего инструмента стимулирования координационных способностей младших школьников и снижения их тревожности мы выделяем базовые танцевальные движения.
При развитии координационных способностей младших школьников целесообразно использовать подвижные игры, упражнения на координацию, на внимание и другие.
Игры с малым мячом также полезно использовать для развития ручной ловкости.
Психологические и физиологические исследования убеждают, что психофизические качества формируются у младшего школьника комплексно.
Таким образом, наблюдается эффект синергетики, при котором развитие одного качества стимулирует усиление других.
На основании сравнительного анализа многочисленных отечественных и зарубежных источников были выделены следующие группы координационных способностей (специальные, специфические и общие).
В теории и эмпирической практике традиционно различаются элементарные и сложные координационные способности.
В трудах ведущих психологов, психофизиологов, методистов подчёркивается значимость ритма как комплексного новообразования, необходимого для физического и психического развития младших школьников.
Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию.
Наибольшими возможностями для одновременного развития координационных и физических способностей обладают комбинированные упражнения, эстафеты, спортивные игры. [5]
Важным методическим положением является учет возрастно-половых закономерностей и индивидуальных особенностей развития различных координационных способностей. В процессе воспитания этих способностей необходим также индивидуальный подход во все возрастные периоды. [6]
Анализ различных психологических и методических публикаций позволил нам прийти к следующему выводу: мы считаем ритмичностью «двигательное качество, выражающееся в способности соблюдать целесообразное чередование усилий во время выполнения двигательных действий, при котором определяется оптимальное соотношение отдельных частей двигательного действия, обусловливается их непрерывность в течении заданного времени, а также характер, согласованность и амплитуду движения».
Советские учёные (Н. Е. Введенский, И. М. Сеченов, И. П. Павлов) обращали особое внимание на тесную взаимосвязь ритма с функциональными особенностями центральной нервной системы.
Теория Ивана Петровича Павлова «о системности работы коры больших полушарий» помогает осмыслить физиологический механизм ритмичности двигательных действий.
Большинство физиологов рассматривает чувство ритма у детей на основе динамического двигательного стереотипа, то есть сложной системы повторяющихся нервных процессов.
Как считает Кошелева М. В., «это психический процесс, который осуществляется за счет ряда импульсов в тех мышцах, которые затем и воспроизводят визуализированное движение». [4]
При этом ключевым фактором при формировании ритмичности является не только и не столько представление о действии, сколько повторное его выполнение (в том числе, и мысленное), т. е. навык.
Таким образом, танцевальные движения имеют большое значение для физического развития и формирования ритмичности движений детей младшего школьного возраста:
— отсутствие чрезмерных статических нагрузок при выполнении танцевальных движений делают их эффективным оздоровительным средством физической культуры;
— обучение базовым танцевальным движениям («тоэхилл», «диагонали», бросковые и скрестные движения ног, «лассо», «тарелочка», «колодец», проход и проезд под ногами, парные танцевальные связки) развивают силу, гибкость, координацию движений, общую выносливость детей;
— музыкальный ритм организует движения, вызывает положительные эмоции, способствует повышению физической работоспособности;
— систематические занятия благоприятно влияют на функционирование дыхательной, сердечно — сосудистой и других систем организма, на формирование опорно-двигательного аппарата;
— базовые танцевальные движения являются эффективным средством профилактики и коррекции плоскостопия и формирования правильной осанки.
Освоение танцевальных движений младшими школьниками происходит поэтапно: от простых движений к более сложным, от одиночных к парным. И завершается составлением композиции.
Движения должны быть выбраны таким образом, чтобы снижать школьную тревожность и межличностную тревожность младших школьников и одновременно развивать их координационные способности. Условные названия этих движений («многоножка», «лягушка», «Весёлый Буратино», «танцующие петушки») также создают ситуацию привлекательности для детей, стимулируют их желание выполнить данное упражнение, что также снижает уровень школьной тревожности.
Овладение ритмом движений, должно идти в следующей последовательности: овладение движениями под счет педагога → хлопки → бубен → музыку.
В процессе развития навыков младших школьников целесообразно использовать музыку и движение. Мы убедились на практике в том, что звучащая мелодия как средство ритмического воспитания детей имеет все преимущества перед другими средствами. Движение также представляет собой эффективное средство ритмического воспитания. В сочетании музыки и движения мы применяли различные приёмы, включая элементы рок-н-ролла. [7]
Младшие школьники с удовольствием включаются в предложенные нами игровые и проблемные ситуации, испытывают радость от танцевальных движений. Всё это способствует стимулированию их уверенности, повышению самооценки, уровня притязаний, развитию творческих характеристик личности. Атмосфера урока может стать более комфортной, доброжелательной, что приведёт к снижению школьной и межличностной тревожности. [8]
Литература:
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Библиотека зарубежной психологии. М., 2001
- Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии /Н. А. Бернштейн — М.: Физкультура и спорт, 2001.- 288 с.
- Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. — М., 1990., С 56–59
- Кошелева М. В. Тесты для измерения уровня ритмичности у детей /М. В. Кошелева, Л. Д. Назаренко // Актуальные проблемы физиологии физического воспитания и спорта: Сборник материалов конференции.- Ульяновск: УлГПУ, 2011. — С. 91–98.
- Лях В. И. Координационные способности школьников. Физическая культура в школе. 2000. — № 4, С. 6–13; № 5, С. 3–10
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии изд-во Янко Слава, Питер 2002, — 720с.
- Руднева Л. В. Роль современных информационных и коммуникационных технологий в учебно-тренировочном процессе танцоров акробатического рок-н-ролла. Сб. научных материалов Межд. научно-практической интернет-конференции ФГБОУ ВО МПГУ/ Под ред. Т. Б. Захаровой, Н. К. Нателаури. — М.: МПГУ, 2016. –С.355–358
- Туревский И. М. Зигзаги ловкости. — Тула: Приокское книжное издательство. 1992. — 208 с.