В статье рассматриваются изменения касательно территориальной организации применительно к деятельности органов местного самоуправления в связи со вступлением в силу нового ФЗ № 33-ФЗ от 20.03.2025. В статье представлена как сама характеристика изменений, так и экспертные оценки касательно ожидаемого эффекта.
Ключевые слова: местное самоуправление, территориальная организация, местное самоуправление в системе публичной власти, конституционные основы местного самоуправления.
После распада СССР автоматически прекратила существование и действовавшая при нем система организации управления, основанная на территориальном принципе. Основываясь на принципах перехода к демократическим принципам организации власти и ориентации на международные правовые нормы, была создана система местного самоуправления, которая в дальнейшем реформировалась в тех или иных направлениях. Как пишет М. В. Пензиев: «работа по созданию конституционных основ местного самоуправления в России был начат в 1993 году после ратификации «Европейской хартии местного самоуправления» [7, с. 63]. Важно понимать, что местное самоуправление входит в систему публичной власти. В России реализована система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть. Все они относятся к системе публичной власти. Однако в ней выделяют и еще одно направление, формально независимое и выполняющее функции на муниципальном уровне [9, с. 322].
Однако, несмотря на закрепленные принципы активного участия в вопросах управления местного населения, ряд авторов указывает на скорее формальную составляющую реализацию данного принципа. По оценкам ряда ученых, активную роль в формировании и решении вопросов местного значения принимают только 23 % населения. Вместе с тем местное самоуправление «определяется как форма народовластия и характеризует публичный характер организации власти. Институт местного самоуправления тесно связан с содержанием публичной власти, т. е. такой власти, которая признана народом. Публичная власть осуществляется в соответствии с содержанием мнения населения и подстраивается под их желания. Институт местного самоуправления имеет полноценное свое правовое закрепление, прежде всего в Конституции РФ. Так, гл.8 Конституции РФ осуществляет правовое регулирование, гарантирование и закрепление функционирования института [8, с. 10].
Таким образом местное самоуправление занимает своеобразное место в системе публичной власти, с одной стороны, оно является неотъемлемой частью публичной власти, с другой стороны является гарантом реализации своих прав на самоуправление на местном уровне. Как пишет Н. Н. Мусинова: «характер местной власти и степень ее самостоятельности во многом определяется способом ее формирования — это всегда компромисс между государством и местным сообществом. Полностью автономного МСУ (местного самоуправления) быть не может — об этом убедительно свидетельствует исторический опыт формирования муниципальной власти, поэтому вопрос может ставиться лишь о степени автономности МСУ [6, с. 77].
Важной вехой в реформировании ОМСУ (органов местного самоуправления) является внесение поправок в Конституцию РФ в 2020 году, которые определили вектор конструирования новой систему управления в стране в том числе и в сфере организации местного самоуправления. Как указывает М. Р. Зазулина, именно с этого момента оно стало элементом единой системы публичной власти в России [4, с. 275].
Однако данная реформа вызвала неоднозначный отклик, как среди специалистов, так и среди граждан России. В частности, ряд муниципалитетов были реорганизованы и потеряли свою самостоятельность будучи переданные в подчинение к более крупным территориальным образованиям потеряв свою самостоятельность [5, с. 24]. С другой стороны, данная реформа направлена не только на укрепление «вертикали» власти, реформирование системы управления, но и фактическую оценку изменения демографического и количественного состава населения муниципалитетов, ряд которых фактически не существовал на момент начала реформы. В частности, по состоянию на 2021 год в России 24751 сельских населенных пунктов не имело постоянного населения [5]. Также следует учитывать и экономическую ситуацию, сложность действующей системы управления, рост сепаратизма и неподконтрольности в ряде регионов, а также фактический разрыв отношений с западными странами и как следствие отказ от реализации положений международного законодательства на территории страны. Важно учитывать и такие проблемы, как сложность информационного обеспечения, реализации решений, организаций ряда мероприятий (например, сельского схода), которые проводились исключительно на бумаге, транспортная доступность. На данный момент вопросы транспорта и связи являются одними из наиболее проблемных в сфере организации муниципального управления.
На основе данных показателей следующим шагом стало принятие и вступление в действие 19 июня 2025 года Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [3], который сменяет ранее действовавшее законодательство. Однако следует отметить, что сам процесс реформирования местного самоуправления и его территориальной организации был начат ранее с внесения изменений в действовавший на тот момент нормативный акт Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 22.07.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].
Следует перечислить следующие особенности данного правового акта. В первую очередь следует еще раз отметить отнесение органов местного самоуправления к публичной власти, что меняет концепцию полной независимости местного самоуправления, действовавшей ранее. Следует понимать, что в данном случае ОМСУ встроены в единый аппарат государственного управления. Реформа организационной и территориальной структуры местного самоуправления, переход двухуровневой системы к одноуровневой:
— городской округ;
— муниципальный округ;
— внутригородское муниципальное образование города федерального значения.
На практике это привело к сокращению число муниципальных образований и их объединение в более крупные территориальные единицы с соответствующим упразднением или изменением органов управления (при этом в ряде субъектов с учетом исторических, национальных особенностей может сохраняться ранее действовавшая система). Однако сами данные критерии не закреплены и фактически отданы для определения на региональный уровень власти, который и определяет их особенности. Как отмечает ряд авторов это может привести к непониманию и двойному толкованию в ряде случаев.
Основным критерием для определения границ муниципального образования на данный момент является транспортная доступность центра управления (в течении суток). Однако на практике это далеко не всегда реализуемо с учетом организации местных перевозок, учитывающих прежде всего плотность населения и труднодоступность того или иного населенного пункта. В законе данное требование сформулировано не как жесткая дефиниция, а в форме возможных отступлений (как правило), что дает возможность иной территориальной организации. Вместе с тем данное положение может ухудшить положение жителей отдаленных населенных пунктов, что требует переведения все более значимых вопросов с сферу информационного обмена и принятия решений, что в свою очередь сталкивается с проблемой информационного обеспечения и развития связи. Например, по данным Минсвязи, по состоянию на 2024 год качество интернета удовлетворяло только 39 % домохозяйств за пределами городских поселений, при этом на практике только 6 из десяти домохозяйств обеспечены доступом к проводному интернете, а значительная часть удаленных местностей не позволяет в полной мере обеспечить и мобильной связью, что затрудняет вопрос организации управления с учетом территориальной реорганизации и доступа населения к осуществлению управленческой деятельности на территории муниципалитета.
Одноуровневая система по смыслу своего создания предполагала под собой привязку не к территории, а к плотности населения, также учитывался и высокий уровень дотационности муниципалитетов (недостаточный уровень доходов для реализации своих полномочий), сложности в кадровом и информационном обеспечении, что требовало оптимизации финансовой политики и перераспределения полномочий. В тоже время окончательное решение по переходу на данную систему управления закреплено за региональной власти, что как отмечает ряд авторов исключает учет мнения жителей данных населенных пунктов.
Таким образом можно сделать следующие выводы. Исходя из положений нового закона в сфере регулирования местного самоуправления, значительная часть вопросов по его формированию отнесена к региональному уровню власти и повышении уровня ответственности муниципалитетов по реализации задач, стоящих перед ней. Фактически это встраивает муниципальные органы власти и делает их зависимыми от региональной власти. С одной стороны, это служит цели укрепления государственной власти (включая местное самоуправление в систему публичной власти) и оптимизации финансовых и управленческих моментов, с другой стороны, возникают вопросы в обеспечении реализации власти населением муниципалитета, целью которого и является создание местного самоуправления.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 22.07.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
- Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 12, 24.03.2025, ст.1200.
- Зазулина М. Р. Встроиться в систему: местное самоуправление в условиях новой федеральной реформы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. — 2022. — № 3 (25). — С. 275 -284.
- Леонов С. Н. Перспективы реформирования местного самоуправления в свете законопроекта «об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» // Проблемы развития территории. — 2022. — № 5. — С. 24 -38.
- Мусинова Н. Н. Об организации местного самоуправления в единой системе публичной власти // Вестник ГУУ. — 2022. — № 2. — 77 -84.
- Пенизев М. В. Концептуальные проблемы реформы местного самоуправления в России // Российское право: образование, практика, наука. — 2022. — № 4. — С. 63 -71.
- Рябков О. А., Жамалетдинов И. Р. Роль местного самоуправления на современном этапе // Современные технологии управления. 2022. № 4 (100). — С. 1-10.
- Шаяхметова В. М. Роль и правовое значение органов местного самоуправления в обеспечении реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 322–324.