Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Интерактивная тетрадь-словарик как эффективное средство введения и закрепления нового лексического материала на уроках английского языка в начальной школе

Педагогика
21.06.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Егорова, И. Н. Интерактивная тетрадь-словарик как эффективное средство введения и закрепления нового лексического материала на уроках английского языка в начальной школе / И. Н. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/576/127020/.


Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Основная задача начальной школы в соответствие с требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения заключается не столько в том, чтобы обогатить школьников знаниями, сколько научить их самостоятельно добывать знания, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать со сверстниками и учителем, то есть научиться учиться. Ввиду этого в современном образовательном процессе широко используется технология интерактивного обучения.

Интерактивное обучение — от английских слов inter — взаимный, act — действовать — представляет собой диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие не только между учителем и учащимися, но и между самими учениками. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников. Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности [1, с. 40]. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность учащихся. Очень важно выстраивать применение интерактивных методов на уроках в начальной школе в соответствие с возрастными особенностями младших школьников, а именно:

  1. несмотря на то, что с приходом ребенка в школу изменяется его социальная ситуация, внутренне и психологически ребенок еще продолжает оставаться в детстве;
  2. восприятие в младшем школьном возрасте отличается остротой, своего рода «созерцательной любознательностью». В течение всего периода — выраженная эмоциональность восприятия: все яркое, живое, наглядное воспринимается лучше [2, с. 104];
  3. важную роль в запоминании играет эмоциональное отношение к тому, что запоминается, чувства, которые оно вызывает у нас. Эмоционально переживаемое запоминается при прочих равных условиях лучше, чем безразличное для нас, не вызывающее никакого чувства. Это положение хорошо известно из жизненного опыта и подтверждается многими экспериментальными исследованиями [3, с. 8];
  4. наряду с развивающейся учебной деятельностью одним из основных видов деятельности у младшего школьника остается игра. Она не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но и продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх [4, с. 329].

Педагог-психолог А. Н. Леонтьев в своих исследованиях пришел к выводу, что у детей младшего школьного возраста сильнее всего развит наглядно-образный вид памяти, например, на конкретные сведения или лица. При этом качество непроизвольного внимания в этом возрасте зависит от той деятельности, которую выполняют ученики с данными объектами, будь то картинки, предметы, явление и т. д. Примером может считаться работа с изображением: дети больше запомнят при практической деятельности с картинкой, например, расставить по местам в определенном порядке, в отличие если ребенок просто будет разглядывать картинку. Связать усваиваемое учащимся с тем, что интересует его, вызвать интерес к тому, что запоминается, активно заинтересовать им — такова одна из основных предпосылок успешного запоминания.

Как мы знаем, основой успешного владения любым иностранным языком является большой лексический запас. Это связано с тем, что лексика как аспект языка лежит в основе обучения другим сторонам и видам речевой деятельности. Без знания лексики невозможно говорить на английском языке, понимать иностранную речь на слух, написать, перевести что-либо, потому что при помощи лексических единиц происходить передача информации. Основной проблемой, с которой сталкиваются учащиеся начальной школы, начинающие изучать чужой для них язык, является запоминание новых иностранных слов. В этой связи в рамках интерактивного обучения одним из эффективных инструментов введения и закрепления нового материала как лексического, так и грамматического, в начальной школе выступает интерактивная тетрадь.

Интерактивная тетрадь — это тетрадь, в которой содержатся различные интерактивные элементы и шаблоны, направленные на знакомство и тренировку лексических единиц и грамматических правил [5]. Это обычная тетрадь, в которую вклеиваются кармашки с карточками, цветки с подвижными лепестками, вкладыши, вращающиеся круги, гармошки, конвертики, которые раскладываются, складываются, крутятся, выдвигаются. Все перечисленное делает из простой тетради интерактивную, при работе с которой ученик постепенно погружается в игру, не замечая, как прошел урок.

Базовые шаблоны, которые можно использовать в интерактивной тетради очень хорошо представлены на сайте преподавателя английского языка Анастасии Рыковой [6].

Ведение интерактивной тетради-словарика мы с учащимися начинаем со второго класса и продолжаем вплоть до четвертого класса, таким образом формируется основной лексический запас за курс начальной школы, который систематизирован и собран вместе, что позволяет ученику повторить его в любой момент. При первом знакомстве с интерактивной тетрадью-словариком с учащимися сразу же проговариваются основные правила ведения тетради:

  1. Словарик ведется аккуратно;
  2. Приветствуется творческий подход к оформлению каждого выданного шаблона;
  3. Под шаблоном обязательно дополнительно прописываются новые слова с их переводом.

Как правило, два первых листа вначале остаются незаполненными и оформляются по мере ведения тетради-словарика: первый лист — все обо мне — заполняется постепенно по мере изучения новых лексических единиц, второй лист — содержание — дополняется на каждом уроке. В начале работы с такими интерактивными тетрадями-словариками необходимо учитывать, что оформление выданных шаблонов на уроке будет занимать определенное время, поэтому подбираются более простые шаблоны, а работа с ними разбивается на два урока: на первом — оформление, на втором — отработка и закрепление лексического материала по шаблону. Со временем учащиеся осваивают основные приемы работы с шаблонами, поэтому в целях экономии времени целесообразно работу с оформлением давать в качестве домашнего задания, а на уроке организовывать в большей степени работу по уже подготовленным заранее шаблонам.

По интерактивной тетради можно организовать групповую, фронтальную, парную, а не только индивидуальную работу, что влияет на разностороннее развитие учащихся и создает ситуации для реального общения на английском языке. Так, например, работа с шаблоном «My lunch box» (представлен ниже) в 3 классе может быть организована в парах сменного состава. Детям предлагается каждому выбрать на своем интерактивном вкладыше по 2 продукта и поговорить друг с другом по опорному диалогу в учебнике с использованием закрепляемых местоимений some/any. Затем один учащийся остается на месте, а второй учащийся переходит на парту вперед или назад. Учащиеся выбирают на интерактивном вкладыше другие продукты и проговаривают фразы снова. Смена партнера происходит 3–4 раза. Учитель во время работы подходит к парам и слушает диалоги. Данный шаблон позволяет закрепить и отработать не только новый лексический, но и грамматический материал.

Шаблон для интерактивной тетради-словарика «My lunch box»

Таким образом, интерактивные тетради универсальны и их можно применять на любой теме и для учеников разного возраста. Основными их преимуществами являются:

  1. Компактность расположения материала (на подвижных частях интерактивных элементов можно напечатать или написать много информации);
  2. Обучение самостоятельности в организации и систематизации информации (дети обучаются правильно сравнивать, классифицировать и систематизировать информацию в игровой форме);
  3. Визуализация теории (графики, диаграммы, иллюстрации и карты служат наглядными примерами и помогают выстроить логические цепочки в понимании правил) [5];
  4. Развитие мелкой моторики и творческих способностей учащихся;
  5. Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой);
  6. Возможность дифференциации заданий по одному и тому же шаблону;
  7. Повышение мотивации к изучению английского языка.

Единственным минусом является большой временной ресурс самого учителя, так как ведение таких тетрадей предполагает тщательный подбор готовых шаблонов, разработку своих, распечатку, отслеживание ведения словаря.

Ведение интерактивной тетради-словарика делает изучение английского языка на начальной ступени обучения радостным и интересным процессом, помимо этого создает эффект «повторения без повторения». В процессе работы с такой тетрадью учащиеся нарабатывают употребление лексического и грамматического материала в различных моделируемых ситуациях, что в итоге приводит к стабилизации навыка в неповторяющихся условиях.

Литература:

  1. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С. С. Кашлев. — Мн.: Университетское, 2000. — 95 с.
  2. Алферов, А. Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. — 384 с.
  3. Смирнов, А. А. Память и ее воспитание: Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве / А. А. Смирнов. — М.: изд-во «Правда», 1948г. — 24 с.
  4. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  5. Савина А. Ф. Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников. — Молодой учёный. № 9.3.2023. — с. 199–201.
  6. https://anastasiarykova.ru/interaktivnye-tetradi/it-stati/bazovye-shablony-dlja-interaktivnyh-tetradej/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 415-418):
Часть 6 (стр. 369-445)
Расположение в файле:
стр. 369стр. 415-418стр. 445

Молодой учёный