Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития на примере музыкально-литературного проекта «Вдохновение»

Педагогика
21.06.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития на примере музыкально-литературного проекта «Вдохновение» / В. Л. Дугина, Н. М. Беднова, О. В. Волкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 410-415. — URL: https://moluch.ru/archive/576/127005/.


Актуальность музыкально-литературного проекта «Вдохновение», разработанного для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), обусловлена необходимостью комплексной поддержки и специального подхода к развитию этой категории детей. Дети с ТМНР сталкиваются с серьезными трудностями, затрагивающими практически все сферы их жизни. Познавательная сфера оказывается существенно ограниченной, проявляясь в замедленном темпе усвоения информации, трудностях концентрации внимания и формировании абстрактного мышления. Эмоциональная сфера характеризуется повышенной ранимостью, неустойчивостью настроения, частыми эмоциональными срывами и сложностями в выражении своих чувств, нежелательном поведении. Социальная адаптация также представляет значительные трудности, проявляющиеся в проблемах общения, взаимодействии со сверстниками и понимании социальных норм. Эти многочисленные нарушения требуют от педагогов и специалистов, работающих с этой категорией детей, не только глубокого понимания специфики развития каждого ребенка, но и применения инновационных, адаптированных методов обучения и терапии. В современных условиях, когда педагогика все больше ориентируется на индивидуализацию образовательного процесса и интеграцию различных терапевтических подходов, музыкально-литературные методы приобретают особое значение. Они позволяют воздействовать на различные сферы развития ребенка одновременно, создавая благоприятные условия для гармоничного развития личности.

Музыка, со своей выразительностью и эмоциональной насыщенностью, способна проникать сквозь барьеры, создаваемые нарушениями развития, стимулируя эмоциональную отзывчивость, развивая мелкую и крупную моторику, улучшая координацию движений и формируя чувство ритма.

Литература, в свою очередь, способствует развитию речи, расширяет словарный запас, развивает воображение и стимулирует познавательную активность, открывая перед ребенком мир образов, переживаний и идей. Сочетание музыки и литературы в рамках проекта «Вдохновение» позволяет создать уникальную синергетическую среду, где каждый элемент усиливает воздействие другого. Музыкальные импровизации могут сопровождать чтение стихов, стимулируя эмоциональное восприятие текстов, а литературные произведения могут вдохновлять на создание музыкальных композиций, позволяя детям выразить свои эмоции и впечатления творческим путем. Важно отметить, что эффективность проекта напрямую зависит от квалификации специалистов и их готовности к созданию индивидуальных образовательных программ с учетом специфики нарушений каждого ребенка. Это означает не просто применение стандартных методик, а разработку уникальных подходов, учитывающих индивидуальные особенности восприятия, моторных навыков и когнитивных возможностей. Работа с детьми, имеющими ТМНР, требует не только профессионализма, но и глубокого понимания, терпения и эмпатии. Педагоги должны быть готовы к длительной, кропотливой работе, направленной на постепенное преодоление трудностей и достижение даже самых малых, но значимых успехов.

Проект «Вдохновение» ориентирован на создание такой атмосферы, где ребенок чувствует себя комфортно, безопасно и вовлечен в процесс обучения. Это достигается путем использования разнообразных методов и форм работы, адаптации учебных материалов и создания стимулирующей и поддерживающей среды.

Таким образом, актуальность проекта «Вдохновение» обусловлена необходимостью предоставления детям с ТМНР доступа к качественному образованию и разработке индивидуальных путей развития их потенциала, используя инновационные и эффективные методы музыкально-литературной терапии. Проект- инструмент для создания более полноценной и счастливой жизни для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Создание этого уникального проекта стало возможным благодаря слаженной работе целой команды профессионалов, каждый из которых внес свой бесценный вклад. В состав команды вошли опытный дефектолог, специализирующийся на коррекции нарушений развития у детей, высококвалифицированный логопед, воспитатели с богатым опытом работы и социальный педагог, чья задача — обеспечение благополучия детей в социальной среде. Объединив свои знания и умения, эти специалисты сфокусировались на создании максимально безопасной и доверительной атмосферы, идеальной для развития каждого ребенка.

Главной целью проекта стало обеспечение комфортной и стимулирующей образовательной среды, где каждый ребенок мог бы свободно раскрыть свой потенциал, без страха выражать свои эмоции, развивать важнейшие коммуникативные навыки и укреплять социальные связи со сверстниками и взрослыми. В основе проекта лежит убеждение в силе музыки и литературы как универсальных средств общения и развития личности. Музыка и литература — это не просто инструменты обучения, а мощные инструменты эмоционального роста, необходимого для гармоничного развития ребенка. Они позволяют глубоко проникать в эмоциональный мир ребенка, пробуждая чувства, формируя эмоциональный интеллект и развивая способность понимать и управлять своими эмоциями, а также чувствами окружающих.

Проект преследует три основных, взаимосвязанных цели , которые взаимодополняют друг друга и способствуют целостному развитию личности ребенка.

Первая цель проекта эмоциональное развитие . Создаётся особая атмосфера, которая способствует свободному выражению чувств и осознанию собственных эмоций. Музыкальные встречи, чтение художественной литературы, различные творческие виды деятельности — всё это используется как мощный инструмент для вызывания различных эмоциональных откликов. Дети учатся различать тончайшие оттенки своих чувств, осознавать причины эмоциональных состояний, и что еще более важно, научаются эффективно управлять своими эмоциями, избегая негативных вспышек и конструктивно разрешая конфликтные ситуации. Это способствует развитию эмоционального интеллекта, ключевого фактора успешной социализации и самореализации в будущем. Специально подобранные музыкальные произведения, литературные тексты и творческие задания направлены на формирование эмпатии, способности сопереживать окружающим, понимать и принимать их чувства.

Вторая цель коммуникативное развитие . Проект активно способствует улучшению коммуникативных навыков детей. Для этого используются разнообразные межгрупповые занятия и встречи, основанные на продуктивных, музыкально-литературных формах взаимодействия. Это совместное чтение книг, коллективное пение, театрализованные постановки, увлекательные музыкальные игры, творческие занятия с продуктивными видами деятельности — лепка, аппликация и рисование. Все эти мероприятия создают благоприятную атмосферу для общения, развития как вербальной, так и невербальной коммуникации. Дети учатся эффективно выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать собеседников, работать в команде, учитывая мнения и чувства других участников. Коммуникация становится не просто практикой навыков, но и способом установления дружеских отношений, формирования чувства взаимопомощи, поддержки и принятия в коллективе.

Третья цель когнитивное развитие . Проект ориентирован на стимулирование когнитивных процессов, таких как внимание, память и мышление. Музыкально-литературные мероприятия, игровая деятельность и творческие задания способствуют развитию логического мышления, повышению концентрации внимания, улучшению памяти и расширению кругозора. Дети учатся анализировать информацию, запоминать её. Всё это способствует познавательной активности, удовлетворению любознательности и формированию положительного отношения к обучению. Занятия, межгрупповые мероприятия и тематические праздники-встречи построены таким образом, что задействуют различные каналы восприятия информации, что позволяет достичь максимального эффекта в развитии когнитивных способностей. Регулярное участие в мероприятиях проекта способствует повышению уровня когнитивных функций и готовности к дальнейшему обучению. Индивидуальные особенности каждого ребенка учитываются при разработке форм встреч, межгрупповых мероприятий и выборе методик работы, что позволяет достичь оптимальных результатов.

Задачи проекта:

1. Разработка и проведение межгрупповых мероприятий и встреч, праздников.

В рамках реализации проекта необходимо создать и адаптировать разнообразные тематические встречи-праздники и межгрупповые занятия, которые будут включать в себя не только музыкальные и литературные элементы, но и продуктивную деятельность, практические задания, способствующие развитию эмоциональной и умственной сферы детей.

2. Мониторинг и оценка результативности.

Важно организовать систематический мониторинг и оценку результативности проекта. Это включает в себя регулярную обратную связь от детей и их родителей, а также оценку достигнутых результатов в отношении эмоционального, коммуникативного и когнитивного развития детей.

Таким образом, проект «Вдохновение» имеет ясные цели и задачи, направленные на всестороннее развитие детей с ТМНР, а интеграция музыкально-литературных форм работы, продуктивной деятельности, помогает создать комфортную образовательную среду, где каждый ребенок раскрывает свой потенциал и становится активным участником социума.

Основные методы работы:

— Чтение взрослого. Предпочтительно «утрированно выразительное рассказывание», при котором педагог голосом «рисует» образы и картины происходящего;

— Рассматривание иллюстраций сказок и рассказов.

Для правильного восприятия текста детям необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому необходимо в работе над произведением предпочтение отдавать ещё и книжкам-картинкам.

— Проведение музыкально-литературных встреч, межгрупповых мероприятий-игр, развлечений, драматизаций произведений.

— Слушание классической музыки, разучивание песен, музыкальных игр, народных потешек.

— Игра на музыкальных, шумовых инструментах.

— Рисование,

— Лепка,

— Аппликация.

Ожидаемый результат:

В результате ребенок с ТМНР, относительно своих способностей, учится и овладевает навыками:

— участвует в драматизации произведения, тематических праздниках,

— учится внимательно слушать чтение педагога,

— с помощью наглядных опор и мнемотаблиц определяет последовательность действий героев сказок и рассказов;

— знакомится с музыкальными инструментами и их звучанием, играет;

— у него развивается сфера чувств, концентрация внимания, эмоциональная отзывчивость, готовность к совместной творческой деятельности;

— развиваются музыкальные, творческие, коммуникативные способности.

— развиваются внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятие, координацию движений.

— расширяется музыкальный кругозор.

Оборудование и оснащение : Фонотека, иллюстрации к музыкальным произведениям, музыкально-дидактические игры, ИКТ, детские музыкальные инструменты, КТО, атрибуты героев сказок, народные костюмы, краски, пластилин, цветная бумага, картон, магнитные доски, театр кукол, настольные игры.

Технологии проекта различны и многогранны . Они позволяют ребенку проявить себя. На занятиях всегда присутствуют такие виды деятельности; слушание музыки, «подпевание», игра на инструменте, движения под музыку. Продуктивные виды деятельности; лепка, рисование, аппликация, театрализация произведения, музыкальные игры. Все виды деятельности чередуются. У детей на встречах есть выбор. Присутствует вариативность. Ребенок может по своему желанию выбирать чем ему интереснее и комфортнее заниматься. Лепить из пластилина, рисовать, наклеивать героев сказки (аппликация), петь, танцевать, слушать музыку, а может просто наблюдать, смотреть и радоваться и от такого выбора успех ребенка увеличивается. Проект является целостным и комплексным как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенным музыкальным или художественным произведением от этапа к этапу усложняется и обогащается новыми формами деятельности воспитанников. Добавляются к теме и все виды продуктивной деятельности. Важно побуждать детей рассматривать картинки в книге, узнавать героев, вспоминать отдельные эпизоды по опорным картинкам, или использовать мнемотаблицы для пересказа.

Огромную роль в закреплении изученного материала приобретает продуктивные виды деятельности как рисование, тематическая лепка, совместная аппликация сюжетной картины. Такие виды деятельности с детьми стимулируют и развивают их творческие способности, привлекают детей и дают возможность «выплеснуть» эмоции от увиденного, сделанного и услышанного.

Важно в проекте создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка. Вся деятельность взрослых в проекте ненавязчива. В приоритете создание на занятиях комфортной, веселой, радостной обстановки. Важно мониторить эмоциональное состояние каждого ребенка. И когда наступает у него усталость, менять вид деятельности. Аккуратно, гибко, ненавязчиво подобрать именно тот материал, те средства деятельности, которые подходят воспитаннику. И тогда ребенок эмоционально раскрывается, становится эмоционально отзывчивым. Важно давать детям на занятии возможность проявлять свою индивидуальность.

Работа в проекте — это не одномоментное проведение занятия, встречи, мероприятия. Это ежедневная работа с такими приемами как слушание музыки, повторение и запоминание песни, мелодии, «пропевание» под музыку, двигательная активность, игра и «манипуляция» с шумовыми музыкальными инструментами под музыку. Эту работу проводим в течении всего дня, на занятиях, применяем в режимных моментах, прогулке, релакс перед сном.

Проект существует три года и каждый раз перед началом учебного года он обновляется. По нарастающей, появляются новые виды литературной и музыкальной деятельности, исходя от приобретенных детьми умений и навыков на занятиях проекта, задачи упрощаются или усложняются. Темы занятий не меняются, мы их обогащаем новыми видами деятельности. Раз в месяц проводятся совместные межгрупповые мероприятия, встречи, тематические праздники с детьми всех групп, участников проекта.

Примеры:

— Театрализация песни «Почему медведь зимой спит» авторов Л.Книппера и А.Коваленко, задействованы были педагоги проекта и дети. Воспитатель исполнял песню, а дети слушали, запоминали и рассматривали иллюстрации в книге.

— На следующей встрече уже несколько педагогов исполняли песню и показывали театральное представление с куклами би-ба-бо. Дети заинтересованно смотрели, эмоционально реагировали, хлопали в ладоши и жалели лисоньку, сами изображали медведя. В конце встречи все дети раскрасили трафарет-картинку медведя и лисы по своему желанию и видению. Получилось интересно, живо, весело.

— Подготовка к празднику «Мы встречаем Новый год» длилась весь декабрь, и дети все вместе разучивали новогодние песни, «Пляску с Дедом Морозом» аранж М.Рожковой и Е.Фирсовой, слушали песенки про зиму и Новый год. Ну а театрализацией получился сам Новогодний праздник. Слушали песни, водили хоровод, играли в музыкальную игру с Дедом Морозом, по желанию исполняли на музыкальных инструментах «Новогодняя полька» авт.А.Александров. Вместе со взрослыми театрализовали новогоднюю сказку «Вот какой он Дед Мороз» авт Дугина В. Делали к празднику открытки с поздравлениями.

— На праздник «Масленицу» все дружно водили хоровод, играли в музыкальные игры «Солнышко лучистое», «Блин на солнышко похож», пели и «подпевали» песенки, пекли блины и угощались ими.

Учебный год подходит к концу и подводя итоги нашей работы с детьми по проекту необходимо отметить, что группа детей стала более организованна, дети лучше понимают друг друга и поэтому с радостью общаются. Наблюдая за воспитанниками, можно отметить, что дети стали эмоционально отзывчивыми. Они поддерживают и с желанием помогают друг другу. На встречах стали более спокойными и заинтересованными. Надо отметить, что работу эту продолжим и в следующем году с этими задачами для большего закрепления результатов. И конечно же будем ставить новые. Родители детей активно интересуются проектом, отмечают положительные изменения в поведении детей и поддерживают его.

Отзывы о работе проекта педагогов и родителей:

Дефектолог Татьяна Н.

Каждое мероприятие, проводимое творческой группой — это создание волшебства. Чтобы ребята смогли в полном объёме усвоить и понять материал, создаётся особая атмосфера, в которой мы задействуем всевозможные подручные (природные) материалы, такие как шишки, желуди, каштаны, мох, ветки, песок, камешки, ракушки. И конечно без внимания не остается специальные оборудование (стол-планшет с подсветкой для рисования песком, кукольный театр, кинетическая песочница — это развитие мелкой и крупной моторики) и музыкальные инструменты (свистульки, дудочки, флейты, барабаны, ксилофон металлически и деревянный, маракасы). Каждая встреча (мероприятие) проходит таким образом, чтобы ребенок смог максимально самостоятельно принять участие в процессе и быть успешным. Это наиболее актуально для наших детей, имеющих те или иные ограниченные возможности здоровья. Мы можем с уверенностью сказать, что воспитанники получают целую гамму сенсорных ощущений- зрительных, осязательных, слуховых, обонятельных, а иногда и вкусовых, когда проводим праздник сбора урожая, масленица, отдельно хочется отметить кукольный театр, когда ребята сами становятся героями представления, могут тактильно потрогать персонажа и возможно получить подарок от главного героя. Музыкальное сопровождение дает возможность прочувствовать атмосферу сюжета. Каждый ребенок находит то, что ему близко по его интересам и возможностям, само выражается.

Воспитатель Татьяна П.

Этот проект заставляет ребенка трудиться. Дети не только развлекаются на встречах, но принимают активное участие. Играют на шумовых инструментах, подпевают. Учатся трудится на занятиях с продуктивными видами деятельности. Воспитанники моей группы становятся более усидчивыми. Они теперь самостоятельно выбирают себе полюбившийся вид деятельности. Например, берут карандаши, фломастеры и старательно рисуют.

Воспитатель Оксана В.

Активными участниками проекта «Вдохновение» стали воспитанники отделения интенсивного ухода- Александра и Екатерина. Девочки с удовольствием посещают все мероприятия творческой группы. Они с интересом разглядывают музыкальные инструменты, умеют держать их в руках, извлекать звуки. Очень любят контактировать с ребятами и взрослыми. Девочки эмоционально раскрываются. Улучшаются коммуникативные качества. Активно общаются с ребятами других групп. Обязательно продолжим работу в проекте.

Воспитатель Наталья Е.

Участие в проекте «Вдохновение» воспитанника Николая, 11 лет, привело к формированию стойкого интереса к прослушиванию тематических сказок, потешек и небольших рассказов. У ребенка продолжает формироваться умение сопровождать действиями доступные для него фрагменты произведения. Николай продолжает успешно выкладывать сюжетные картинки произведения. Мальчик с увлечением осваивает приёмы драматизации сказок на доступном для него уровне. Воспитанник стал более музыкальным, начал проявлять интерес к музыкальным инструментам. Он стал более эмоциональным, раскрепощенным в своих эмоциях, коммуникативным. Любит лепить из пластилина фигурки героев сказки.

Логопед Ольга В.

Дети, принимающие участие в нашей творческой группе, в большинстве случаев имеют системное недоразвитие речи средней и тяжёлой степени. Оно выражается в недоразвитии слухового восприятия, темпо-ритмической стороны речи; частичном или полном отсутствии экспрессивной речи и недостаточном понимании обращенной речи; нарушении моторики мышц артикуляционного аппарата.

Основными задачами, которые стоят перед логопедом в рамках проекта, являются:

— развивать речевое дыхание,

— развивать артикуляционный аппарат,

— развивать слуховое восприятие,

— развивать темпо-ритмическую сторону речи,

— формировать просодические компоненты речи,

— активизировать речевую деятельность,

— развитие коммуникативных функций речи с помощью вербальных и невербальных средств.

Реализуются эти задачи на мероприятиях проекта различными методами. Так, например, развитие слухового восприятия и темпо-ритмической стороной речи, развивается с помощью игр на музыкальных инструментах (ударных, шумовых). Так же детям подходят короткие ритмические задания: хлопанья в ладоши, отстукивание в ладоши, отстукивание ритма мелодии и ритмичные движения телом.

Развитию речевого дыхания помогают задания, в которых детям предлагается сдувать с ладони листочки или снежинки: дуть на различные вертушки, мыльные пузыри; дуть в дудочки и свистульки. При этом осуществляется развитие моторики мышц артикуляционное аппарата, так как для выполнения этих заданий детям нужно надувать щеки, вытягивать губы. Активизация речевой деятельности детей осуществляется на всех этапах работы. Например, во время чтения сказок, педагоги просят педагогов повторять за ними звукоподражания и отдельные звуки, во время чтения стихов, договаривать слова.

Во время проведения мероприятий проекта, педагоги осуществляют развитие коммуникативной функции речи. Дети учатся взаимодействовать не только со взрослыми, но и с друг с другом, в доступном для них форме. Различные формы проведения мероприятий (инсценировка сказок, чтение рассказов, сказок и стихов, работа с кинетическим песком, музыкальные встречи и др.)) и разнообразная деятельность, устраняет нарушенные речевые функции, развивает функциональные системы ребенка, такие как дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие.

Воспитатель Сергей А.

Воспитанник моей группы Вадим постоянно посещает занятия творческой группы «Вдохновение». Особенно ему нравятся такие виды детальности, как слушание музыки, извлечение музыки из различных музыкальных инструментов и танцы с элементами ритмики. Это развивает как координацию, так и слух Вадима. Так, в апреле провели мероприятие «Звуки весны». Мальчика заинтересовали музыкальные инструменты: дудочка, свистулька, колокольчик и другие. Вадим играл на всех инструментах и был очень доволен. На занятиях группы проводятся танцы под музыку. Такие ритмические движения успокаивают Вадима и оказывают на него благотворное влияние.

Воспитатель Ирина Ю.

Девочки моей группы любят посещать наши встречи в проекте. С увлечением подпевают песенки, играют на музыкальных инструментах, слушают классические музыкальные произведения. Для них там комфортно и интересно быть. Знакомятся с друзьями, совместно играют и занимаются творчеством на продуктивных видах деятельности. Считаю полезным формат МГМ в проведении праздников, встреч и мероприятий.

Воспитатель Наталья В.

Тихон В. — ребенок с РАС. У мальчика ранее часто возникали тревожности, трудности с пониманием, выражении чувств и своего состояния. Наши занятия способствовали развитию эмоциональной регуляции. Во время прослушивания музыкальных произведений у Тихона снизилось количество эмоциональных вспышек, реактивных криков, появилось умение переключаться с негативных эмоций на положительные.

При чтении художественных произведений (сказки, рассказы, стихи) наблюдается динамика в развитии голосового самоконтроля и совместного внимания. Интонационное чтение сказок и озвучивание героев (например, «лисичка говорит тихо, а медведь громко» способствовало формированию подражать громкости и интонации взрослого. Чтение с эмоциональным сопровождением (изменение голоса, мимики, паузы), побуждает Тихона смотреть на взрослого, прислушиваться и ожидать, делать паузы.

Воспитатель Ольга А.

Воспитанник Ваня П. на межгрупповом мероприятии с удовольствием осваивал новый для детей инструмент-глюкофон. Это не просто музыкальный инструмент, это инструмент для развития творческого потенциала, музыкальных и коммуникативных способностей. Ваня играл самостоятельно, в паре и с воспитателем. А совместная игра способствует социализации, формированию навыков сотрудничества, коммуникации и взаимопомощи. Он сам пытался создавать свои мелодии. У Вани улучшилось настроение, возникло желание общаться со взрослыми и детьми.

Воспитатель Валентина Л.

Ребенок Иван К. (РАС) совершенно отказывался общаться с детьми, агрессивно вел себя, когда нарушали его зону комфорта. К проблеме на проекте подошли через осторожное, дозированное включение Ивана в деятельность. Сначала слушал песенки и музыку на расстоянии, наблюдал. Затем двигался под музыку вместе со взрослым в другом конце комнаты. Следующим этапом было привлечение его в совместную деятельность с детьми. Звенеть колокольчиком, стучать молоточком по металлофону, барабану, двигаться под музыку, разминать руками пластилин, строить башню из конструктора. В итоге Ваня еще не всегда активно, но уже по своему желанию участвует в прослушивании песенок, сидит рядом с детьми на просмотре театрализации музыкальных сказок. Узнает на слух знакомые песенки и мелодии. Ваня самостоятельно подходит к месту занятия к детям и взаимодействует с ними. В это время он спокоен, неагрессивен, берет ребенка или взрослого за руку, дает возможность прикоснуться к себе. Ваня самостоятельно показывает и выбирает нужный ему инструмент для игры. Время такого взаимодействия постепенно увеличивается. Ребенок становится стрессоустойчив при изменении окружения. Предпочтение отдает слушанию музыки –звуки природы.

Отзыв родителя ребенка с РАС Татьяны :

Рома (14 лет) меняется на глазах, когда начинает звучать его любимая мелодия. Часто заставляет отключать телевизор, включать его любимые песенки и внимательно следит за нашей реакцией. Усаживает нас на диван и не разрешает вставать пока не закончится песенка. Очень следит за тем, чтобы и мы радовались, улыбались и по окончании похлопали в ладоши. Когда у него плохое настроение, я знаю в этот момент что делать. Я включаю планшет с его любимой сказкой или знакомыми мелодиями, песенками, он прислушивается, успокаивается. Любит собирать конструктор. Мы приобрели домой некоторые музыкальные детские инструменты и с удовольствием осваиваем их всей семьёй. Нам есть теперь чем заняться с детьми на летних каникулах.

Всем родителям советую и желаю совместной творческой домашней, литературно-музыкальной деятельности с ребенком. Любая выбранная вами игра принесет только пользу. Исполненная на ночь мамина колыбельная всегда успокоит и усыпит. Веселая, знакомая, приятная музыка поможет проснуться ребенку без хлопот утром. Веселая танцевальная украсит любой домашний праздник. А если добавить еще и простые музыкальные инструменты, то от этого действа вся семья будет в восторге. Потому что в совместном исполнении, совместной игре существует особая магия и волшебство. Надо только поверить и применить. И хорошее, позитивное настроение будет обеспечено. А Ваш ребенок получит огромную радость от общения с семьей.

Социальный педагог Надежда М.

Творческая группа музыкально-литературного проекта «Вдохновение» — это дружный коллектив единомышленников, заинтересованных во взаимной работе. Мы работали вместе, в едином ритме, помогали друг другу, чтобы достичь общей цели. Каждый из специалистов нашёл в команде своё место, внёс свою неповторимую частицу творчества и души. Это привело к успеху. Будем продолжать творить вместе и смело идти к новым вершинам.

Литература:

  1. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике — методическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, серия «Библиотека логопеда-практика», 2006.
  2. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. -64 с. (Библиотека Логопеда). (6)
  3. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка. -М., 2003.
  4. Акимова Е. В. Привязанность к матери и развитие эмпатии у детей дошкольного возраста. Дипломная работа. -М.: МГУ,2005.
  5. СтреблеваЕ. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога/ Е. А. Стреблева.М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -180 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).
  6. Шипицына Л. М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта: Пособие для учителей и родителей. (Серия «Учителю коррекционной школы»). -СПб. Филиал изд-ва «Просвещение», 2006. -302 с.
  7. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. Зарин. — Псков: ПОИПКРО, 2009.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 410-415):
Часть 6 (стр. 369-445)
Расположение в файле:
стр. 369стр. 410-415стр. 445

Молодой учёный