Развитие социальных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) представляет собой важную и актуальную задачу, особенно в контексте межгрупповых мероприятий, совместных встреч, тематических праздников. Дети с ТМНР, часто испытывают значительные трудности в освоении и применении социальных навыков, что затрудняет их взаимодействие с окружающим миром и другими людьми. Ограниченные возможности в области коммуникации, особенности восприятия и когнитивные нарушения создают барьеры, которые могут препятствовать полноценной социализации. Тем не менее, социализация играет ключевую роль в формировании личности и адаптации к жизни в обществе. В этом свете межгрупповые мероприятия становятся ценным инструментом для развития социальных навыков у детей с ТМНР.
Что же представляют собой межгрупповые мероприятия и почему они так важны для детей с особыми потребностями в развитии?
Межгрупповые мероприятия — это специально организованные события, встречи, мероприятия в которых принимают участие дети из различных групп и возрастов. Эти мероприятия могут принимать разные формы: совместные игры, творческие занятия, спортивные соревнования, праздники и продуктивные виды деятельности. Их значимость для детей можно объяснить несколькими ключевыми факторами.
Во-первых , межгрупповые мероприятия способствуют расширению круга общения. Участие в таких событиях позволяет детям взаимодействовать с новыми людьми, выходя за пределы привычного окружения. Это, в свою очередь, способствует развитию социальных связей и уменьшает чувство изоляции, которое часто испытывают дети с ТМНР. Возможность общаться с ровесниками из других групп помогает им не только завести новые знакомства, но и расширить свои представления о мире, что в конечном итоге может привести к более гармоничному развитию личности.
Во-вторых , межгрупповые мероприятия предоставляют уникальную возможность для обучения социальным навыкам в реальных ситуациях. В процессе взаимодействия с другими детьми, дети с учатся понимать социальные сигналы, которые могут быть как вербальными, так и невербальными. Они начинают осознавать важность соблюдения социальных норм и правил, учатся делиться, сотрудничать и решать конфликты. Эти навыки являются необходимыми для успешного взаимодействия в обществе и помогают детям адаптироваться к различным социальным ситуациям.
Третьим важным аспектом является развитие коммуникативных навыков.
На межгрупповых творческих встречах, праздниках, мероприятиях предпочтения отдается развитию основным, базовым навыки взаимодействия:
Установление зрительного контакта: Умение смотреть в глаза собеседнику, хотя бы кратковременно, является основой для установления контакта и передачи внимания.
Приветствие и прощание: Использование простых приветствий («Привет», «Здравствуйте») и прощаний («Пока», «До свидания») в соответствующих ситуациях.
Умение слушать: Проявление внимания к говорящему, даже если ребенок не понимает всего сказанного. Это может выражаться в кивках, взгляде на говорящего и других невербальных сигналах.
Следование простым инструкциям: Понимание и выполнение простых указаний, таких как «Дай мне мяч», «Сядь на стул».
Ожидание своей очереди: Понимание и соблюдение порядка в играх и других ситуациях, где необходимо ждать своей очереди.
Выражение потребностей и желаний: Использование вербальных (речь) и невербальных (жесты, мимика, указание) средств для сообщения о своих потребностях (например, усталость, потребность в помощи) и желаниях.
Понимание простых вопросов и ответов на них: Способность понимать простые вопросы, такие как «Как тебя зовут?», «Что ты хочешь?» «Тебе понравилась песенка?», и давать на них простые ответы.
Использование простых фраз и предложений: Постепенное расширение словарного запаса и умение строить простые фразы для общения.
Использование невербальной коммуникации: Понимание и использование жестов, мимики и тона голоса для передачи информации, и эмоций.
Навыки само регуляции и эмоционального контроля:
Распознавание и выражение эмоций: Умение распознавать собственные эмоции (радость, грусть, злость) и выражать их социально приемлемым способом.
Контроль импульсивности: Сдерживание нежелательных действий и реакций, таких как крики, удары или вырывание предметов.
Межгрупповые встречи, праздники и мероприятия стимулируют общение, даже если оно осуществляется невербальными способами. Дети учатся выражать свои потребности и желания, а также понимать намерения других людей. Это может включать в себя использование жестов, мимики и других форм невербальной коммуникации, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями речи.
Участие в таких мероприятиях помогает детям чувствовать себя более уверенно и улучшает их способности к взаимодействию с окружающими. Также стоит отметить, что успешное участие в межгрупповых мероприятиях способствует повышению самооценки и уверенности в себе у детей с ТМНР. Когда дети чувствуют, что их принимают и ценят, они начинают верить в свои силы и возможности. Это может значительно повлиять на их психологическое состояние и общее качество жизни. Участие в совместных играх и совместной продуктивной деятельности, где они могут проявить свои таланты и способности, помогает им чувствовать себя частью группы, что является важным аспектом их социальной интеграции.
Кроме того, межгрупповые мероприятия могут быть организованы с учетом индивидуальных потребностей детей с ТМНР. Это означает, что мероприятия могут быть адаптированы для обеспечения максимального вовлечения и участия каждого ребенка. Не забывая о том, что социальные навыки — это комплекс умений, позволяющих ребенку эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать и принимать социальные нормы и правила, а также адаптироваться к различным социальным ситуациям, можно на МГМ использовать специальные игровые элементы или методы, которые учитывают особенности восприятия и коммуникации детей с ТМНР. Таким образом, мероприятия могут стать не только местом для общения, но и площадкой для индивидуального развития каждого ребенка.
Важным аспектом является и то, что межгрупповые мероприятия могут способствовать формированию положительного отношения общества к детям с ТМНР. Когда дети из разных групп взаимодействуют и работают вместе, это помогает разрушить стереотипы и предвзятости, которые могут существовать в обществе. Понимание и принятие различий становятся основой для более инклюзивного общества, где каждый ребенок имеет право на участие и развитие.
В заключение, можно сказать, что межгрупповые мероприятия представляют собой важный инструмент для развития социальных навыков у детей с ТМНР. Они не только способствуют расширению круга общения и обучению социальным навыкам, но и помогают развивать коммуникативные способности, повышать самооценку ребенка и уверенность в себе. Создание и организация таких мероприятий являются необходимыми для успешной социализации детей с особыми потребностями и их интеграции в общество. Важно продолжать развивать и внедрять подобные инициативы, чтобы обеспечить детям с ТМНР возможность реализовать свой потенциал и стать полноправными участниками жизни общества.
Совместно с другими педагогами в межгрупповых мероприятиях участвует логопед. Это позволяет специалисту развивать коммуникативные навыки, закреплять полученные знания на занятиях, а также способствовать формированию эмоционального контакта педагога с детьми.
Логопед Ольга А.
«На межгрупповых мероприятиях я имею возможность закреплять навыки, полученные на занятиях. Например, дети могут дуть на листочки, в свистульки, надувать мыльные пузыри, сдувать снежинки с ладони. Всё это способствует формированию направленного выдоха, необходимого для произнесения различных групп звуков.
Музыкальные мероприятия помогают мне развивать слуховое восприятие детей. Это особенно важно тем детям, у которых выраженные темповые расстройства речи. Совместное участие с детьми в театрализации позволяет мне стимулировать их речевую активность. Дети с удовольствием произносят звукоподражания, изображая животных. С детьми, у которых отсутствует речь, я могу закрепить навыки использования альтернативной коммуникации. Это помогает таким детям быть полноценными участниками мероприятий. Исходя из индивидуальных особенностей детей, я имею возможность на таких мероприятиях использовать различные приёмы, которые помогают мне закреплять речевые навыки».
МГМ «Таня выбирает ёлку» по рассказу Л. Ф. Воронковой.
Чтение и театрализация произведения.
Задачи встречи:
— Установление зрительного контакта.
— Следование простым инструкциям.
— Распознавание и выражение эмоций.
— Использование невербальной коммуникации.
МГМ «Птичья радость».
Задачи встречи:
— Установление зрительного контакта.
— Следование простым инструкциям.
— Распознавание и выражение эмоций.
— Выражение потребностей и желаний.
— Развитие мелкой моторики
МГМ «Ты мой друг и я твой друг».
Приветствие и прощание.
Задачи встречи:
— Понимание простых вопросов и ответов на них.
— Распознавание и выражение эмоций.
— Контроль импульсивности.
Встреча направлена на формирование навыков вежливого обращения. В начале взрослый демонстрирует разные способы приветствия (словесное «Здравствуйте», кивок махание рукой) и прощания «До свидания», «Пока». Используются картинки с изображением этих действий и соответствующими подписями. Детям предлагается повторять действия и слова за взрослыми.
Проводятся игровые упражнения:
— Эмоции мои и друга
— невербальной коммуникации.
— Ожидание своей очереди.
МГМ «Празднику 9 Мая посвящается».
Задачи встречи:
— Следование простым инструкциям.
— Использование невербальной коммуникации.
— Тематическая продуктивная деятельность.
— Развитие мелкой моторики.
МГМ «Поиграем вместе».
Задачи встречи:
— Установление зрительного контакта.
— Следование простым инструкциям.
— Распознавание и выражение эмоций.
— Выражение потребностей и желаний, побуждение к ответам.
Такого формата встречи проводятся с индивидуальным сопровождение ребёнка. Взаимодействие происходит не спеша, с подсказками и помощью со стороны взрослого. Создается атмосфера творчества, позитива и благополучия. Детей обязательно хвалим за успехи в проделанной работе.
МГМ «Здравствуй старый Новый Год!».
Цели и задачи встречи:
— Установление зрительного контакта.
— Следование простым инструкциям.
— Распознавание и выражение эмоций.
— Выражение потребностей и желаний.
— Умение слушать, наблюдать и играть в подвижные игры.
— Помогать в игре друг другу.
МГМ «Новогодняя открытка».
Задачи встречи:
— Следование простым инструкциям.
— Использование невербальной коммуникации.
— Тематическая продуктивная деятельность.
— Просить помощи с помощью карточки, жестов и голосовых звуков.
МГМ «Волшебный песок».
Задачи встречи:
— Установление зрительного контакта.
— Следование простым инструкциям.
— Распознавание и выражение эмоций.
— Использование невербальной коммуникации.
А. Барто «Мячик».
— Выразительное чтение стихотворения.
— Рассматривание картинок в книге.
— Беседа о стихотворении с детьми.
— Выкладывание опорных слов стихотворения на песке.
МГМ «Поиграй на глюкофоне».
Задачи встречи:
— Знакомство детей с незнакомым инструментом.
— Умение слушать.
— Играть на инструменте.
— Ожидание своей очереди.
Социальный педагог является связующим звеном между детьми, родителями и специалистами.
Социальный педагог Надежда М.
«Моя задача курировать, сопровождать и объединять всех участников мероприятия, с целью выполнения поставленных задач по успешной социализации воспитанников нашего учреждения».
Дефектолог Татьяна М.
«Своей задачей на межгрупповых мероприятиях я считаю формирование и стимулирование познавательных интересов детей. Дети с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Это помогает им учиться, взаимодействовать между собой и со взрослыми, преодолевать трудности в общении. На своих мероприятиях мы с детьми часто лепим, рисуем, делаем аппликации. Это способствует развитию у них творческого мышления и улучшает координацию движений пальцев рук. Очень нравится детям работать с природным материалом, с шерстью, с песком. Взаимодействие с различными поверхностями помогают у детей развивать тактильные ощущения и дают возможность лучше понимать окружающий мир. Такие совместные мероприятия дают мне возможность развивать различные навыки, которые сложно развивать в рамках индивидуального занятия».
Литература:
- Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике — методическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, серия «Библиотека логопеда-практика», 2006.
- Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. -64 с. (Библиотека Логопеда). (6)
- АвдееваН.Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка. -М., 2003.
- Акимова Е. В. Привязанность к матери и развитие эмпатии у детей дошкольного возраста. Дипломная работа. -М.: МГУ, 2005.
- СтреблеваЕ. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога/ Е. А. Стреблева. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).
- Шипицына Л. М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта: Пособие для учителей и родителей. (Серия «Учителю коррекционной школы»). -СПб. Филиал изд-ва «Просвещение», 2006. — 302 с.
- Терехова Н. Б. Сказкотерапия как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ / Н. Б. Терехова // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 290–292.