Дошкольный возраст значим для становления личности человека. В этот период развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. Начинают формироваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Язык народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет, отражается в музыкальном наследии. Музыкальное наследие — это совокупность произведений различных стилей и жанров, материалов их фиксации, музыкального инструментария и исполнительского мастерства.
Под совокупностью произведений различных стилей и жанров можно понимать весь массив музыкальных произведений, когда-либо написанных и дошедших до наших дней: это народная и композиторская музыка, духовная музыка, обработки и аранжировки для разных составов.
Материалы фиксации (материальные объекты): нотные издания, концертные исполнения в записи.
Музыкальный инструментарий: основные этапы развития музыкальных инструментов от древности до современности.
Исполнительское мастерство: выдающиеся пианисты, вокалисты, инстументалисты — каждый из них передал свое мастерство следующим поколениям. Мы можем услышать их на сохранившихся грамзаписях, увидеть на видеозаписях. Наследие исполнителей продолжает жить в последователях и учениках.
Таким образом, приобщение к музыкальному наследию России направлено на раскрытие в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщает его к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, формируя культурный код дошкольника, делая акцент на сохранение традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, содействие повышению роли семьи в историческом просвещении детей, поддержке исторического краеведения, формировании личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине, гармоничном развитии страны и ее многонационального народа.
Условия достижения планируемых результатов представлены в разработанной МОДЕЛИ по приобщению дошкольников к музыкальному наследию России:
Формирование чувства гордости за свою страну, сопричастности к традициям своего народа,
духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и гражданственности, развитие музыкальных способностей.
Ядром образовательной деятельности по приобщению дошкольников к музыкальному наследию России является образовательное событие -– это новый формат совместной детско-взрослой деятельности (со-бытия), в котором закладываются ситуации, при решении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют общее представление во взаимодействии. Это развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для детей, которая развивается в образовательном пространстве ДОО, представляющее собой совокупность информационных, технологических и педагогических условий, создающих возможность для организации процессов обучения, самообразования, самоопределения и саморазвития. Это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Цель взаимодействия детей, родителей и педагогов в контексте приобщения дошкольников к музыкальному наследию России — установление доверительных отношений между субъектами образовательного процесса, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие осуществляется через следующие этапы работы: формирование развивающей предметно-пространственной среды; осуществление проектной деятельности; организация праздников и развлечений; создание мультимедийного контента;
установление партнерского взаимодействия за пределами дошкольной организации; участие в конкурсном движении.
В основе образовательного процессапо приобщению дошкольников к музыкальному наследию Россиилежит технология «Путешествие по «реке времени» Н. А. Коротковой, которая используется для развития музыкально-творческого потенциала ребенка через освоение временных периодов: древность (фольклор, народная музыка) — старина (классика, академическая музыка) — наше время (эстрада, современная музыка).
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию России, мы развиваем музыкальные способности воспитанников, а также формируем у участников образовательного процесса чувство гордости за свою страну, сопричастности к традициям своего народа, духовно-нравственные качества, чувство патриотизма и гражданственности и тем самым вносим свою лепту в укрепление музыкального наследия России, формирование культурного кода.
Для обеспечения грамотной организации образовательного процесса по приобщению дошкольников к музыкальному наследию России важны условия трансформации предметно-пространственного компонента образовательной среды . Предметно-пространственный компонент — это специально организованное пространство, материалы, оборудование и инвентарь для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. Технология создания развивающей предметно-пространственной среды направлена на раскрытие потенциала каждого ребёнка, учёт интересов дошкольников и обеспечение их гармоничного развития.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО, созданная командой педагогов СП «Детский сад «Семицветик», обеспечивает возможность эффективно развивать музыкально-творческие , познавательные, социально-коммуникативные возможности и способности каждого ребёнка в контексте приобщения к музыкальному наследию России с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Знакомить детей с музыкальным наследим России мне помогает игровой образовательный модуль «История детям». Данный модуль расположен на лестничных пролетах и представляет собой наглядный банк информации по истории России от древности до современности.
Оказавшись в древнем мире, дошкольники знакомятся со старцем-гусляром , который поведает детям о древней деревянной Руси.
На данном этапе (при знакомстве с древней Русью) знакомлю детей с русскими народными песнями, детским фольклором — пестушками, потешками, считалками. В «Мастерской музыкальных инструментов» (которая располагается в рекреации) совместно с детьми и родителями
изготавливаем шумовые деревянные инструменты из подручных материалов, музицируем, сопровождая игрой на них песни, пляски, а также используем созданные своими руками инструменты при озвучивании музыкальных сказок-шумелок.
Путешествуя по «древней Руси», дошкольники знакомятся с народными играми, элементами народных танцев и хороводов, народным костюмом.
Оказавшись в старине, дошкольники знакомятся с эпохой Петра I — с музыкальной культурой этого периода .
Все более популярной становится танцевальная музыка, создается первый симфонический оркестр. Педагоги рассказывают детям о менуэте, полонезе, польке, разучивают с воспитанниками движения этих танцев, которые впоследствии исполняют на различных мероприятиях , знакомят с инструментами симфонического оркестра.
Оказавшись в современной России, педагоги с детьми «посещают» «Большой театр», говорят о балете и опере (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович), получают представления о творчестве современных композиторов: Г. И. Гладкова, М. И. Дунаевского, В. Я. Шаинского и др. Знакомятся с филармонией и театром оперы и балета г. Самары .
От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством — музыкой.