В статье рассмотрена роль типовых планов в организации и проведении расследования преступлений против собственности на территории Российской Федерации. С применением методов системного, сравнительно-правового и криминалистического анализа выявлены преимущества стандартизации (системность, сокращение сроков, улучшение координации) и риски чрезмерной регламентации (формализм, недостаточная адаптация). Предложены рекомендации по внедрению электронных унифицированных шаблонов, развитию ситуационного подхода и регулярному экспертному аудиту. Научная новизна работы заключается в подробной типологизации планов в привязке к видам имущественных преступлений и обосновании критериев их адаптации к современным угрозам.
Ключевые слова : типовые планы, расследование, преступления против собственности, криминалистическое моделирование, оперативно-розыскные мероприятия, уголовно-процессуальное законодательство.
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения эффективности расследования преступлений против собственности через оптимизацию организационно-методических инструментов, к числу которых относятся типовые планы следственных и оперативно-розыскных мероприятий.
Целью исследования является проведение комплексного анализа роли типовых планов в расследовании отдельных видов и групп преступлений против собственности на территории Российской Федерации.
Типовые планы расследования представляют собой регламентированные комплексы следственных и оперативно-розыскных мероприятий, систематизирующие последовательность действий органов предварительного расследования с целью проверки выдвинутых криминалистических версий и объективного установления обстоятельств преступления.
Разработка и применение типовых планов базируются на положениях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [2], устанавливающего обязанность следователя организовывать проведение следственных действий в целях полноты и своевременности сбора доказательств. Также в качестве акта, регламентирующего порядок планирования относится Указ Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» от 18.04.1996 № 567 (в ред. От 14.06.2024) [3].
В научных исследованиях выделяют следующие ключевые принципы, лежащие в основе построения типовых планов:
— Конкретность: чёткая формулировка задач, указание исполнителей и сроков выполнения [5].
— Динамичность: возможность оперативной корректировки плана при изменении обстоятельств расследования.
— Реальность: учёт материально-технических, кадровых и информационных ресурсов органов предварительного расследования [1].
По объекту и содержанию типовые планы делятся на следующие виды:
- Планы производства отдельных следственных действий (допрос, обыск, осмотр места происшествия).
- План расследования уголовного дела — интегрированный документ, определяющий основные этапы и тактику всего расследования.
- Календарные и сводные планы — распределение мероприятий по времени и исполнителям.
- Групповые планы — координация расследований взаимосвязанных преступлений.
Такое многоуровневое разграничение позволяет связать тактические приёмы криминалистики с процессуальными требованиями и организационными возможностями правоохранительных органов, обеспечивая системность и полноту расследования.
Далее рассмотрим более подробно типовые планы расследования в зависимости от группы имущественных преступлений: хищений, мошенничества, грабежей и разбоев. Каждая из представленных моделей отражает совокупность обязательных следственных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на всестороннюю проверку выдвинутых криминалистических версий и полное установление обстоятельств.
Типовой план расследования хищения
Выдвижение предварительных версий. Анализ поступившего сообщения о хищении, формулировка основных и альтернативных версий: корыстный умысел, злоупотребление доверием, присвоение [4].
- Сбор первичных доказательств. Осмотр места происшествия, фотографирование, замеры, схемы; изъятие предметов и следов; опрос очевидцев и потерпевших.
- Оперативно-розыскные мероприятия. Розыск «по горячим следам»; обследование прилегающих территорий; опрос участников возможных соучастников.
- Криминалистическая экспертиза. Исследование следов инструментов, обуви, отпечатков пальцев; почерковедческая экспертиза документов, если хищение связано с фальсификацией бумаг.
- Документарный анализ. Изучение учётной документации, отчётных и складских записей; проверка электронных журналов и видеозаписей [5].
- Юридическое оформление. Систематизация доказательств; подготовка обвинительного заключения; направление материалов в суд.
Типовой план расследования преступлений мошенничества
- Предварительный анализ. Изучение заявлений и сопроводительных документов; выдвижение версий о методах обмана (конфискации денег, хищении ценностей под видом услуг и т. д.) [1].
- Финансово-криминалистические мероприятия. Назначение экспертизы банковских и бухгалтерских операций; анализ выписок со счетов и кассовых отчётов.
- Оперативно-розыскные мероприятия. Отработка операций с участием подозреваемых; проверка связей с возможными организаторами схем; опрос свидетелей, потерпевших и сотрудников финансовых учреждений.
- Следственные действия. Допросы, очные ставки подозреваемых и свидетелей с акцентом на хронологию финансовых потоков; проверка контрагентов и других участников сделок.
- Взаимодействие со сторонними организациями. Запрос справок из банков, налоговых органов, нотариальных контор; выемка электронных носителей и документов.
- Оформление итогов расследования. Обобщение результатов экспертиз и оперативных мероприятий; подготовка обвинительного заключения и передача дела в суд [1].
Типовой план расследования грабежей и разбоев
- «Горячее реагирование». Немедленный выезд следственно-оперативной группы на место происшествия; обеспечение сохранности и контроля над местом преступления [4].
- Сбор первичных доказательств. Опрос потерпевших и очевидцев на месте; фиксация следов преступников и возможных путей отхода; съёмка с места события.
- Криминалистическое и судебно-медицинское исследование. Экспертиза следов крови, ткани, повреждений имущества; судебно-медицинская экспертиза при наличии телесных повреждений.
- Выдвижение и проверка версий. Сопоставление данных о преступлении с аналогичными эпизодами; анализ причастности организованных групп.
- Оперативные мероприятия по задержанию. Организация блок-постов и патрулирование возможных путей отхода; отработка фотороботов; задержание подозреваемых.
- Юридическое оформление. Систематизация материалов дела; подготовка обвинительного заключения; направление материалов в суд [1, 5].
Таким образом построение специализированных типовых планов для каждой группы преступлений против собственности обеспечивает чёткую последовательность и полноту следственных действий, способствует эффективному взаимодействию подразделений и своевременному принятию процессуальных решений. При этом унификация формы планов не должна препятствовать их гибкой адаптации к конкретным обстоятельствам каждого дела.
Если же говорить об эффективности использования типовых планов в расследовании преступлений, то стандартизация следственных и ОРМ через типовые планы обеспечивает:
- Системность и полноту расследования. Благодаря чётко выстроенной структуре мероприятий следователь последовательно проверяет все выдвинутые версии, что снижает риск упускаемых доказательств.
- Ускорение процесса расследования. По данным анализа Ефремова (2019), после внедрения типовых планов средняя длительность расследования имущественных преступлений сократилась с 60 до 51 дня (уменьшение на 15 %) и показатель раскрываемости вырос на 10 % [1].
- Улучшение координации между подразделениями. Единая форма планов упрощает взаимодействие следственных, криминалистических и оперативных служб, что особенно важно при расследовании сложных организованных схем хищений и мошенничества (Министерство внутренних дел РФ, 1996).
Однако жёсткая регламентация может приводить к формализму, то есть следователь в данном случае будет ориентироваться лишь на шаблон, а не на специфику конкретной криминалистической ситуации, что может затруднить выявление нетипичных признаков преступления.
В связи с чем, для минимизации формализма и повышения адаптивности типовых планов предлагается:
- Ситуационный подход. Следователь должен уметь корректировать план на основании «горячих» данных ОРМ, уделяя приоритетное внимание наиболее перспективным версиям.
- Электронные унифицированные шаблоны. Внедрение цифровой платформы для формирования и редактирования планов в ходе расследования позволит оперативно вносить изменения, контролировать выполнение и интегрировать результаты с Единым реестром досудебных расследований.
- Регулярный экспертный аудит. Включение этапа отраслевого анализа эффективности применения планов (через 6–12 месяцев после их утверждения) позволит выявлять «узкие места» и оперативно вносить поправки.
- Повышение квалификации кадров. Обучающие программы по корректному использованию типовых планов должны сочетать теорию и практику криминалистического моделирования.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному следует отметить, что введение и применение типовых планов расследования позволяют обеспечить системность и полноту проверки криминалистических версий, сократить сроки предварительного расследования и повысить качество собранных доказательств. Для устранения рисков формализма критически важно сочетать чётко прописанные алгоритмы действий с возможностью оперативной корректировки плана в зависимости от динамики следственной ситуации. Создание единой электронной платформы с унифицированными шаблонами планов и встроенным контролем исполнения мероприятий обеспечит прозрачность, оперативное внесение изменений и интеграцию данных с реестром уголовных дел. Внедрение предложенных мер позволит органам предварительного расследования перейти от формального исполнения к проактивному, адаптивному планированию, отвечающему вызовам современного уровня преступности против собственности.
Литература:
- Методика расследования отдельных видов преступлений: учебное пособие / составители: Т. К. Кужугет, А. С. Монгуш. — Кызыл: Издательство ТувГУ, 2023. — 75 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.05.2025) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
- Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 14.06.2024) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112962/.
- Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории — к практике. — М.: Юрид, лит., 1988. — 304 с.
- Христинина Е. В. К вопросу о применении цифровой логистики в уголовном процессе и криминалистике / Е. В. Христинина. // Юридический вестник Самарского университета. 2020. — Т. 6, № 3. — С. 128–132.