В статье исследованы формы и тактика взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами при расследовании преступлений против собственности. На теоретико-нормативном уровне проанализированы основные процессуальные механизмы (УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), определены принципы законности, процессуального подчинения и целеустремлённости совместных действий. В организационно-тактической плоскости показаны структура следственно-оперативной группы, методика совместного планирования и применения оперативно-тактических комбинаций.
Ключевые слова : взаимодействие, следователь, оперативно-розыскные органы, следственно-оперативная группа, имущественные преступления, организационно-тактические формы, процессуальные механизмы.
Имущественные преступления занимают устойчиво высокую долю в общей структуре преступности и нередко отличаются сложностью доказывания по причине широкого спектра способов хищения и сокрытия вещественных доказательств. В таких условиях без скоординированной работы следователя и оперативно-розыскных органов (далее — ОРГ) невозможно всестороннее и объективное установление фактических обстоятельств дела [1, 2].
Цель исследования заключается в выявлении и систематизации форм и тактических приемов взаимодействия следователя с ОРГ при расследовании преступлений против собственности.
Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов в ходе досудебного расследования базируется на двух ключевых нормативных актах:
— Уголовно-процессуальном кодексе РФ № 174-ФЗ от 18 декабря 2001 г. [3]
— Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. Закон устанавливает общие принципы и правовой режим операций ОРМ, в том числе законность, уважение прав личности, конспирацию, сочетание гласных и негласных методов работы, а также пределы компетенции оперативных органов [4].
Данные нормативные акты совместно образуют правовую основу для выстраивания эффективного и законного взаимодействия: УПК РФ очерчивает процессуальные полномочия следователя и механизм реализации его поручений, а закон об ОРД — правовые рамки деятельности оперативных подразделений. Нормативно-правовые формы взаимодействия представляют собой закреплённые законом механизмы сотрудничества следствия и ОРГ.
Оперативные подразделения передают следователю сведения и документы, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, содержащие признаки состава преступления, что позволяет своевременно принять процессуальное решение. При необходимости установления личности неизвестного лица следователь может одновременно с оперативниками участвовать в неотложных следственных действиях (обыске, выемке и пр.) при условии оформления необходимых процессуальных документов. В последующем следователь направляет оперативникам сформулированные письменные задания по сбору доказательств, включая негласные мероприятия. Поручения должны содержать указание на вопросы, которые необходимо решить оперативно-розыскным путём, и ориентировочные данные для их выполнения. После возбуждения уголовного дела оперативные органы проводят мероприятия по установлению местонахождения, задержанию и доставке подозреваемого в органы предварительного следствия. При необходимости оперативники содействуют следователю в обеспечении явки лиц, обладающих информацией по делу.
Эти процессуальные формы созданы для обеспечения законности, системности и своевременности обмена информацией и доказательствами между участниками расследования.
При выстраивании взаимодействия выделяются следующие фундаментальные принципы:
— Процессуальное подчинение. Следователь, даёт обязательные для оперативников указания в рамках их компетенции, однако ОРГ сохраняют самостоятельность в выборе оперативных приёмов.
— Законность и уважение прав личности. Все совместные действия должны строго соответствовать УПК РФ, закону об ОРД [3, 4].
— Целенаправленность и координация. Взаимодействие строится на едином плане расследования с чётким распределением задач, сроков и форм отчётности, что повышает результативность работы.
— Чёткость поручений. Письменные указания следователя должны содержать ясные задачи и ориентиры для оперативников, что снижает риск недопонимания и неправильно выполненных мероприятий.
— Конфиденциальность информации. Обмен данными должен осуществляться в соответствии с режимом секретности, исключающим утечку оперативно-розыскной и следственной информации.
— Ответственность за результат. Следователь отвечает за законность, обоснованность и своевременность расследования, оперативные органы — за полноту и добросовестность исполнения поручений [5].
Состав следственно-оперативной группы определяется спецификой расследуемого имущественного преступления:
- Оперативно-розыскная подгруппа для «отработки» места совершения преступления, преследования лиц «по горячим следам» и закрепления вещественных доказательств.
- Подгруппа по выявлению соучастников и сбору данных о личности подозреваемых, включая опрос свидетелей и сбор биографической информации.
- Следственно-криминалистическая подгруппа, ответственной за проведение осмотров, обысков, выемок, экспертных и технических исследований.
- Аналитическая подгруппа для обработки и систематизации полученной информации, подготовки материалов для формулировки версий и корректировки плана расследования.
- Группа специального обеспечения (криминалисты, операторы видеосъёмки, технический персонал) и группа безопасности для защиты участников СОГ и конфиденциальности материалов дела [6].
Эффективность взаимодействия в рамках СОГ во многом определяется качеством совместного планирования. Регулярные межведомственные совещания обеспечивают оперативный обмен информацией о результатах проведённых мероприятий и позволяют своевременно корректировать тактику расследования [7].
Важным элементом организационно-тактического взаимодействия являются оперативно-тактические комбинации — заранее спланированные последовательности оперативных и следственных мероприятий, направленные на получение критически важных доказательств. Следователь получает от ОРГ предложения по оптимальному использованию данных, добытых в результате ОРМ. Типичные приёмы тактических комбинаций в делах о преступлениях против собственности включают:
— Наблюдение и «засады» в местах возможного сбыта похищенного имущества;
— Информаторы и агентурная сеть для получения информации о группах, специализирующихся на квартирных кражах;
— Скрытые записи и аудио-видеофиксация при встречах подозреваемых с соучастниками;
— Параллельные проверки финансовых и расчётных операций с привлечением экспертов-бухгалтеров.
Для успешной реализации тактических комбинаций необходим чёткий инструктаж оперативных сотрудников по специфике именно имущественных преступлений: правила документирования изъятого имущества, методики опознания подозреваемых, особенности взаимодействия с потерпевшими. Важным является и обеспечение обратной связи, когда следователь оперативно информирует ОРГ о ходе проверки их версий и необходимости корректировки действий.
При раскрытии мелких и средних хищений основное значение имеет быстрая реакция «по горячим следам»: установка места и времени совершения преступления, организация наружного наблюдения и патрулирование прилегающей территории. Оперативно-розыскные подразделения проводят ориентировку патрульным нарядам и в ближайший срок передают следователю первичные результаты ОРМ (показания свидетелей, ориентировки), что позволяет следователю без промедления оформить и провести первичные следственные действия.
В случаях кражи свыше 250 000 руб. объём и комплексность следственных и оперативных мероприятий существенно расширяются. Следственно-оперативная группа привлекает криминалистов для осмотра местности, применяет мобильные следственные действия (засады, прочёсывание лесных и заброшенных территорий), а ОРГ — спецтехнику для видеонаблюдения и технические средства скрытого контроля. Специфика подобных дел на железнодорожном транспорте требует координации с транспортной полицией и использования специфических методик осмотра вагонов и грузовых платформ [1, 2].
Расследование экономических преступлений, к которым относится мошенничество, имеет свою специфику:
— Анализ финансовых и расчётных операций (банковские выписки, движений по цессии);
— Привлечение экспертов-криминалистов по бухгалтерии для установления схем легализации похищенных средств;
— Негласные мероприятия: контроль электронных коммуникаций подозреваемых и их контрагентов, проведение скрытой фото- и видеофиксации в офисах и местах встреч. В таких делах взаимодействие с ОРГ критически важно для получения оперативной информации о транзакциях, выявления схем обналичивания и блокирования активов на ранней стадии.
Таким образом проведённое исследование показало, что эффективность расследования преступлений против собственности в значительной мере определяется скоординированностью действий следователя и оперативно-розыскных органов. На первом, теоретико-нормативном уровне взаимодействие выстраивается на основе процессуальных полномочий следователя (ст. 127 и 163 УПК РФ) и правового режима оперативно-розыскных мероприятий (ФЗ № 144-ФЗ). Чёткое соблюдение принципов законности, процессуального подчинения и конфиденциальности обеспечивает легитимность совместных действий и защиту прав участников процесса.
Во второй плоскости — организационно-тактической — ключевым инструментом является следственно-оперативная группа (СОГ) с чётко распределёнными функциями: от «разбора» места преступления и «горячих» оперативных мероприятий до аналитической обработки данных. Совместное планирование и регулярные межведомственные совещания, а также применение оперативно-тактических комбинаций (засады, информаторские сети, скрытая фиксация) позволяют оперативно корректировать тактику расследования и быстрее переходить от версий к доказательствам.
Литература:
- Сайпулаев З. М. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами //Закон и право. — 2021. — №. 4. — С. 125–127.
- Агеев Н. В. К вопросу о взаимодействии следователя с другими участниками расследования //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2021. — №. 7. — С. 56–59.
- Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.05.2025) // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/.
- Крючков М. А. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами при раскрытии и расследовании информационного мошенничества // Научный аспект. 2023. — № 5. — С. 14.
- Бастрыгин А. С. Организационно-тактические аспекты взаимодействия участников-членов следственно-оперативной группы в раскрытии и расследовании многоэпизодных сложных групповых преступлений //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2017. — №. 127. — С. 79–112.
- Криминалистика: учебник для вузов / под общей редакцией А. И. Бастрыкина. — Москва: Юрайт, 2025. — 643 с.