Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль и значение государственного регулирования в системе здравоохранения

Медицина
23.06.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Панферова, Л. В. Роль и значение государственного регулирования в системе здравоохранения / Л. В. Панферова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126981/.


В настоящей статье автор определяет роль и значение государственного регулирования в системе здравоохранения, выявляет основные направления государственного регулирования в данной сфере, а также отмечает изменения в контроле за медицинскими учреждениями.

Ключевые слова : медицинские организации, система здравоохранения, социальная политика, медицинская помощь, государственное регулирование.

In this article, the author defines the role and importance of state regulation in the healthcare system, identifies the main directions of state regulation in this area, and also notes changes in the control of medical institutions.

Keywords : medical organizations, healthcare system, social policy, medical care, government regulation.

Важность изучения роли и значения государственного регулирования в системе здравоохранения обусловлена необходимостью обеспечения доступности, качества и эффективности медицинской помощи для всех слоев населения.

Стоит подчеркнуть, что государственное регулирование играет ключевую роль в формировании политики здравоохранения, распределении ресурсов, контроле за соблюдением стандартов и внедрении инновационных технологий.

На сегодняшний день, в условиях роста заболеваемости, старения населения, пандемий и экономических вызовов эффективное управление системой здравоохранения становится критически важным для устойчивого развития общества. Исследование этой темы позволяет выявить оптимальные механизмы регулирования, способствующие улучшению здоровья нации и повышению эффективности работы медицинских учреждений.

Здравоохранение в нашей стране управлялось как законодательными, так и исполнительными структурами. Первичные государственные органы в сфере здравоохранения включает Государственную Думу и Совет Федерации, разработка и утверждение законов, определение стратегий государственной политики в области здравоохранения и надзор за финансированием медицинского обслуживания, осуществляемого в рамках консолидированного бюджета и федеральных программ.

Исполнительные функции в здравоохранении реализует Министерство здравоохранения Российской Федерации, занимаясь разработкой государственной исполнительной политики, определением стандартов медицинского обслуживания, управлением обязательным медицинским страхованием, контролем за рынком лекарственных средств и реализацией профилактических мероприятий, включая вакцинационные программы и противоэпидемическую борьбу.

Кроме того, министерство отвечает за организацию медицинского обслуживания, реабилитации, ведение медицинской статистики, экспертизу и контроль качества лекарственных средств и медицинских изделий, обеспечение санитарно-эпидемиологического контроля, развитие курортного дела и управление государственной собственностью в этой сфере.

Федеральное руководство в сфере здравоохранения включает как деятельность центральных государственных учреждений, так и полномочия регионов. В органах субъекта РФ здоровье населения является предметом регулирования учреждений, уполномоченных исполнять функции и разрабатывать меры по улучшению системы здравоохранения в целом.

Здравоохранение в рамках муниципалитетов организуется местными органами самоуправления, в числе которых выделяются городские и районные здравоохранительные комитеты. Эти органы отвечают за организацию медицинской помощи в объёме своих полномочий.

Кроме того, на уровне субъектов Российской Федерации управление охраной здоровья характеризуется двойной структурой подчинения: органы местной власти подчиняются одновременно региональным исполнительным органам и Министерству здравоохранения Российской Федерации. Местные власти имеют ответственность за реализацию задач в области охраны здоровья на местах [3, c. 16].

На муниципальные управления здравоохранения возложены обязанности по санитарному просвещению граждан, организации доступа к бесплатной медицинской и социальной помощи, разработке местной системы здравоохранения и обеспечению лекарственными средствами согласно государственным программам [4, c. 618].

Основные обязанности органов здравоохранения:

— управление первичной медико-санитарной помощью,

— оказание неотложной помощи (кроме случаев, когда требуется санитарная авиация);

— организация медицинского обслуживания для беременных, рожениц и женщин после родов;

— формулирование муниципальных заданий для определения объёма медицинских услуг.

Общественная палата вносит значимый вклад в демократизацию управления медицинской сферой в стране. Эта организация объединяет интересы граждан, активные инициативные группы и государственных представителей, отвечающих за охрану здоровья нации.

Текущие трудности в системе здравоохранения явились толчком к обновлению законодательства данного сектора. Осуществляемая реформа затрагивает как организационную структуру системы здравоохранения, так и финансовые механизмы её функционирования. Появление новых федеральных законов направлено на повышение уровня качества и доступности медицинских услуг для населения [5, с. 137].

Но основной проблемой так и остается закрытие медицинских учреждений в удалённых населённых пунктах, что ограничивает доступ населения к медицинским услугам, что вызывает обоснованные опасения.

Изменения в контроле за медицинскими учреждениями направлены на укрепление принципа гарантированного права граждан на охрану здоровья. Важность международных обязательств возрастает в этом процессе, определяя характер разработки и внедрения национального законодательства [6, с. 126].

Современное законодательство, регулирующее систему здравоохранения в России направлено на решение актуальных и важных проблем для общества и государства. Кром того, тщательный анализ новых норм помогает определить влияние этих изменений на медицинские учреждения при разном характере их функционирования. Советы, сформулированные в результате глубокого анализа, способны усовершенствовать законодательные нормы и обеспечить доступность медицинского обслуживания для всех слоев населения. Глобальные реформы в российском законодательстве предполагают необходимость пересмотра действующих правовых норм. Принятие нового федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2] в 2023 году стало ответом на возрастание требований общества и международных стандартов.

Сравнительное исследование с прежними нормами позволяет обнаружить значимые преобразования, способствующие эффективному функционированию системы здравоохранения. Новые нормы законодательства акцентируют право граждан на защиту здоровья, которое закреплено в Конституции [1] и подразумевает обязательства государства по обеспечению доступности высококачественных медицинских услуг.

Указанные преобразования помогают устранить проблемы, обнаруженные ранее при оказании платных медицинских услуг незастрахованным гражданам, заметно ограничивая доступ к требуемым медицинским интервенциям.

Современные законодательные положения значительно повышают качество оказываемой медицинской помощи. Если ранее вопросы контроля в сфере здравоохранения порой игнорировались, в настоящее время они становятся критически важными не только для обеспечения защиты прав пациентов, но и для повышения уровня обслуживания, предоставляемого учреждениями здравоохранения. Новые нормативные документы теперь четко определяют степень ответственности медицинских работников там, где ранее эти обязанности оставались неопределёнными.

В таком ключе современное законодательство активно защищает интересы как пациентов, так и медицинских учреждений. В частности, учреждения обязаны предоставлять информацию относительно платных медицинских услуг и их цен, что соответствует мировым стандартам. Тем не менее, до сих пор остаётся актуальной проблема недостаточной согласованности деятельности органов контроля, указывая на необходимость дополнительных исследований по данному направлению.

Необходимость реформирования правовых норм и институтов, а также их структурной перестройки, обосновывается смещением приоритетов в правоприменительной практике в сфере охраны здоровья, направленном на оптимизацию положения граждан в указанной области.

Проводимые изменения призваны изменить состояние правоприменительных практик, гарантировать соблюдение конституционных прав, определять миграционную политику и осуществлять контроль соответствующих органов по охране здоровья граждан.

Таким образом, резюмирую все вышесказанное стоит отметить, что государственное регулирование играет ключевую роль в системе здравоохранения, обеспечивая ее стабильность, доступность и эффективность.

В условиях социально-экономических изменений, роста заболеваемости и необходимости внедрения инновационных медицинских технологий именно государство выступает основным гарантом обеспечения граждан качественной медицинской помощью.

Регулирующая функция государства проявляется в формировании законодательной базы, разработке стратегий развития здравоохранения, распределении финансовых ресурсов и контроле за соблюдением медицинских стандартов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
  3. Бейсембаев Д. Ж., Дубицкий А. А. Здравоохранение области как объект государственного управления (социально-экономические функции здравоохранения) // Медицинский журнал Астана. 2020. № 2 (104). С. 16–22.
  4. Богданова Ж. А. Совершенствования системы государственного управления в сфере здравоохранения Республики Крым // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11 (148). С. 618–623.
  5. Дьяконова С. Ю. Государственное управление в области здравоохранения: теоретические и общеправовые основы // Академическая публицистика. 2022. № 11–2. С. 137–143.
  6. Кравцова М. В. Особенности управления государственными программами и проектами в сфере здравоохранения // Управление проектами: карьера и бизнес. 2022. С. 126–131.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
медицинские организации
система здравоохранения
социальная политика
медицинская помощь
государственное регулирование
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 74-76):
Часть 2 (стр. 67-141)
Расположение в файле:
стр. 67стр. 74-76стр. 141

Молодой учёный