Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Теоретические основы развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста

Научный руководитель
Педагогика
24.06.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Ткач, Я. С. Теоретические основы развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста / Я. С. Ткач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 453-456. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126977/.


В статье рассматриваются теоретические основы формирования самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на важности развития произвольности психических процессов в этом возрасте. Обсуждаются ключевые компоненты самоорганизации, такие как целеполагание, планирование, анализ ситуации и самоконтроль, а также роль педагогического взаимодействия в их формировании.

Ключевые слова: самоорганизация, произвольность психических процессов, целеполагание, планирование, самоконтроль.

Актуальность проблемы развития самоорганизации детей старшего дошкольного возраста обусловлена значительными психическими и соматическими изменениями, происходящими в этом возрасте, которые оказывают влияние на процесс становления личности и развитие ключевых навыков самоорганизации. В частности, В. В. Улитина определяет следующее: «в старшем дошкольном возрасте происходит процесс формирования ключевых механизмов и структур личности, определяющих индивидуально-психологические особенности личности ребенка» [2]. Как указывает С. В. Пономарева, дошкольный возраст является критически значимым этапом, характеризующимся стремительным психическим преобразованием, формированием самоотношения и взаимодействия с окружающими [1].

Вопросы становления личности у детей раннего возраста освещены в работах ученых, таких как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др. Обширные исследования свидетельствуют о критической значимости самоорганизации для детей дошкольного возраста, необходимой для развития важного психического новообразования — произвольности психических процессов [5].

Появление у детей произвольной деятельности приводит к качественным изменениям в общении с детьми, а также к изменению подходов к организации их учебной и игровой деятельности. У детей появляются навыки целеполагания, планирования действий, контроля и оценки выполненной работы. Поэтому ориентир в обучении должен быть на формирование у детей навыков самоорганизации их деятельности.

Старший дошкольный возраст является оптимальным для формирования навыков самоорганизации. В этом возрасте у детей происходит активное физическое развитие, развиваются способности к самостоятельной деятельности и волевым усилиям, что, в свою очередь, способствует успешному взаимодействию с окружающими и самореализации на фоне социальной среды. В итоге, целенаправленное обучение детей старшего дошкольного возраста позволяет формировать у них навыки целеполагания, планирования, анализа ситуации, контроля результатов своей деятельности, что является основой самоорганизации.

В контексте нашего исследования понятие самоорганизации выступает в качестве основополагающего; данный термин имеет множество значений в отечественном и мировом научном дискурсе. В соответствии с концепцией, предложенной С. С. Федорушковой, самоорганизация представляет собой внутренний порядок системы, для существования которого не требуется внешнего управления. По мнению автора: «Самоорганизация — это целенаправленный процесс, в рамках которого происходит создание, поддержание и улучшение структуры динамической системы» [3].

Пономарева С. В. отмечает, что «самоорганизация — это процесс упорядочивания (организации) элементов системы, осуществляемый под воздействием внутренних сил самой системы» [1]. Анализ многочисленных определений самоорганизации показывает наличие спорных аспектов, но в то же время они объединены рядом общих характеристик, которые позволяют выделить ключевые аспекты в данной области. Ключевыми характеристиками самоорганизации являются качества и свойства, которые формируются в результате активности, а также взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает оптимизацию в решении поставленных задач.

По данным психолого-педагогических исследований, самоорганизация имеет четко выраженную многокомпонентную структуру, которая сохраняется вне зависимости от формулировки определения. К компонентам структуры относятся: целеполагание, анализ текущей ситуации, планирование действий, самоконтроль, коррекцию хода деятельности и элементы волевой регуляции.

Вопросы, касающиеся непрерывного формирования навыков самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста, становятся особенно актуальными в контексте их произвольной активности и целенаправленного поведения в разных видах деятельности. Именно на этапе старшего дошкольного возраста, когда завершаются важные для психического развития процессы, начинают проявляться и развиваться волевые качества личности. Произвольное поведение детей становится целенаправленным, и они начинают понимать и выбирать обдуманные стратегии достижения своих целей. Дети становятся способными к целенаправленной организации своего поведения в соответствии с правилами и требованиями. Образовательная деятельность, в свою очередь, способствует развитию саморегуляции и самоконтроля, необходимого для понимания и соблюдения правил и инструкций в разных видах активности.

Важным направлением в развитии дошкольного образования является внедрение разнообразных форм организации образовательного процесса, способствующих улучшению психоэмоционального климата в детском коллективе и соответствующего психолого-педагогического развития.

По мнению А. С. Шемереко, самоорганизация у детей старшего дошкольного возраста рассматривается как уникальная способность интегрировать психический и физический аспекты их состояния и выделять внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование мотивации их поступков и поведения. Элементом самоорганизации является система целеполагания, которая включает в себя осознанный выбор целей, анализ действительности, планирование последовательности действий, оценку результата и самоконтроль [5].

Целеполагание как один из компонентов самоорганизации — это осознанный процесс выбора и анализа целей, который подразумевает предсказание возможных результатов и соответствующих действий. Таким образом, целеполагание становится важнейшим элементом внутренней структуры самоорганизации, поскольку в ходе выбора целей формируются предпосылки для будущих действий на осознании их значимости и возможных последствий. Для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков самостоятельного выбора целей необходимо вырабатывать у них способность к целеполаганию и целенаправленному поведению. Не менее значимой является осознанная детьми ответственность за конечный результат своей деятельности. Мотивированное целеполагание у детей не может основываться только на собственных интересах, но также должно учитывать ожидания окружающих, в частности сверстников, мнение которых является для них наиболее значимым, как подчеркивает А. С. Шемереко [4].

Важную роль в формировании у старших дошкольников навыка учитывать потребности других людей играют действия взрослых, которые они наблюдают и повторяют. Таким образом, демонстрация значимости тех или иных действий детьми со стороны родителей и педагогов способствует осознанию значимости этих действий для окружающих, тем самым формируя у ребёнка умение учитывать нужды и интересы окружающих.

В процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков самоорганизации важнейшее значение имеет планирование, которое требует выполнения определённых управляющих функций — самоконтроль и память. Выполняя задачи, дошкольник осуществляет восприятие и переработку информации, что способствует формированию умений подбирать последовательность действий для достижения поставленной цели [3].

Планирование, являясь одной из высших форм обобщения, представляет собой сложный, многофакторный процесс, который требует наличия у детей определённых творческих и интеллектуальных умений. Это связано с тем, что планирование требует от детей способности предвидеть конечный результат, анализировать причинно-следственные связи между результатом и действиями. Важным компонентом этого процесса является система обратной связи, позволяющая детям изменять свои действия в зависимости от изменений окружающей действительности [1].

Следующий структурный компонент — анализ ситуации — целесообразно рассматривать в сочетании с коррекцией, которая представляет собой способность ребенка целенаправленно изменять свои действия, основываясь на анализе промежуточных и конечных целей, а также плана действий. Таким образом, анализ ситуации служит источником информации, необходимой для понимания и иллюстрации проблемы. Психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается процесс формирования произвольной регуляции психических процессов, что выражается в умении целенаправленно организовывать поведение, ставить цели и осуществлять самоконтроль.

По мнению Улитиной В. В., в процессе формирования у дошкольника умения сознательного подчинения своих действий определённому мотиву у него возникает устойчивая способность ставить и достигать цели. Именно эта способность предполагает наличие осознанного выбора деятельности в зависимости от понимания её значимости как для себя, так и для окружающих [2]. Самоконтроль включает в себя осознание и оценку своих действия, психических процессов и эмоциональных состояний.

Таким образом, исследование процесса развития самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста показало, что данный возраст является ключевым этапом для формирования важнейших психических качеств, таких как произвольность и целенаправленность поведения. Развитие навыков самоорганизации, включая целеполагание, планирование, анализ ситуации и самоконтроль, способствует более успешной социальной адаптации и развитию личности ребенка. Важно отметить, что самоорганизация на данном этапе связана с возникновением произвольных психических процессов, что влияет на способность детей осознанно организовывать свою деятельность и взаимодействовать с окружающими.

Литература:

  1. Пономарева, С. В. Формирование навыков самоорганизации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ / С. В. Пономарева, Д. А. Литвинова // Педагогическая инноватика и непрерывное образование в XXI веке. — Киров: ФГБОУ ВО Вятский ГАТУ, 2023. — С. 43–46. — Текст: непосредственный.
  2. Улитина, В. В. Развитие способности к целеполаганию у детей старшего дошкольного возраста / В. В. Улитина // Начальная школа: плюс до и после. — 2003. — № 10. — С. 20–21. — Текст: непосредственный.
  3. Федорушкова, С. С. Формирование самоорганизации детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность / С. С. Федорушкова // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2022. — № 1(65). — С. 320–323. — Текст: непосредственный.
  4. Шемереко, А. С. Развитие самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Анна Сергеевна Шемереко. — Москва, 2021. — 224 с. — Текст: непосредственный.
  5. Шемереко, А. С. Этапы развития самоорганизации у старших дошкольников / А. С. Шемереко // Наука и школа. — 2023. — № 2. — С. 177–185. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
самоорганизация
произвольность психических процессов
целеполагание
планирование
самоконтроль
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 453-456):
Часть 7 (стр. 447-525)
Расположение в файле:
стр. 447стр. 453-456стр. 525

Молодой учёный