Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Диагностический инструментарий, направленный на формирование применения светотональных приёмов воздушной перспективы на уроках изобразительного искусства в процессе создания графического пейзажа у обучающихся среднего школьного возраста

Научный руководитель
Педагогика
20.06.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Муханова, Е. В. Диагностический инструментарий, направленный на формирование применения светотональных приёмов воздушной перспективы на уроках изобразительного искусства в процессе создания графического пейзажа у обучающихся среднего школьного возраста / Е. В. Муханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 441-445. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126964/.


В мире искусства пейзаж занимает особое место, являясь не только отражением природы, но и способом передачи эмоций, настроений и философских размышлений художника. Одним из ключевых аспектов, который позволяет создать иллюзию глубины и объема в графическом изображении, является воздушная перспектива. Этот прием, основанный на особенностях восприятия цвета и формы на различных расстояниях, помогает художнику передать не только физические размеры объектов, но и их атмосферное окружение.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью освоения композиционных навыков обучающихся, что способствует развитию более глубокого понимания искусства и самовыражения. В контексте современного образования акцент на развитие креативного мышления и аналитических способностей учащихся приобретает первостепенное значение. Композиционные навыки, являясь неотъемлемой частью художественного образования, формируют у учащихся способность к структурированию информации, выявлению взаимосвязей между элементами и созданию целостного произведения. Развитие композиционных навыков способствует не только формированию эстетического вкуса, но и развитию когнитивных функций, таких как анализ, синтез и оценка.

Целью данной статьи является определение исходного уровня сформированности умения выделять свето-тоновые приемы при создании графического пейзажа обучающимися среднего школьного возраста.

Задачами статьи являются:

— разработать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности применения свето-тональных приёмов воздушной перспективы на уроках изобразительного искусства в процессе создания графического пейзажа у обучающихся среднего школьного возраста;

— разработать методические рекомендации по формированию применения свето-тональных приёмов воздушной перспективы у обучающихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе создания графического пейзажа.

Исходя из цели и поставленных задач, на первом этапе мы разработали диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности применения свето-тональных приёмов воздушной перспективы на уроках изобразительного искусства в процессе создания графического пейзажа у обучающихся среднего школьного возраста. Для этого нами были изучены следующая научная и методическая литература: Н. П. Бесчастнова [1, с. 301], А. А. Карачева [2, с. 250], В. С. Кузина [3, с. 334], Н. В. Матвеевой [4, с. 488–492], К. С. Серебренникова [4, с. 488–492], Г. Б. Смирнова [5, с. 55], Г. А. Унковского [5, с. 55].

Далее мы составили свои параметры исследования и критерии оценки к ним. Для наглядности представим таблицу 1.

Таблица 1

Диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности применения свето-тональных приёмов воздушной перспективы на уроках изобразительного искусства в процессе создания графического пейзажа у обучающихся среднего школьного возраста

Параметры исследования

Критерии исследования

Методы исследования

1.

Тест «Композиция в пейзаже» (Кузин В. С.)

1 правильный ответ — 1 балл

0–3 балла — неудовлетворительно

4–6 балла — удовлетворительно

7–8 — хорошо

9–10 — отлично

Тестовое задание: выполнить теоретический тест

2.

Умение компоновать изображаемые объекты на листе в соответствие с законами воздушной композиции (Бесчанов Н. П.)

  1. Тональная перспектива (изменение тональности объектов с расстоянием):

— объекты, находящиеся ближе к зрителю, обычно имеют более насыщенный и контрастный тон;

— по мере удаления от зрителя тон становится светлее и менее выразительным, приближаясь к тону окружающей атмосферы.

  1. Размытость и детализация (изменение четкости деталей с расстоянием):

— объекты, находящиеся ближе к зрителю, отображаются с большей детализацией и четкостью, чем удаленные объекты.

  1. Уменьшение размера (уменьшение размера объектов с расстоянием):

— объекты, находящиеся дальше, кажутся меньше по размеру, чем объекты, находящиеся ближе, даже если в реальности они имеют одинаковые размеры.

  1. Контрастность (изменение контрастности объектов с расстоянием):

— контраст между объектом и фоном уменьшается с увеличением расстояния.

Практическое задание: создание нескольких эскизов графического пейзажа на листе А5

3.

Умение использовать различные материалы для создания графического пейзажа (Карачев Г. А.)

  1. Выбор художественного материала.
  2. Техника владения материалом.
  3. Экспериментирование и поиск новых выразительных средств.

Практическое задание: создание эскизов графического пейзажа на листе А5, используя разные графические материалы (карандаш, уголь, пастель, сангина, тушь).

4.

Умение выделять свето-тоновые приемы в графическом пейзаже (Смирнов Г. Б., Унковский А. А.)

  1. Тональная шкала:

— — насколько убедительно переданы изменения тона в зависимости от расстояния. Оценка плавности переходов и градации тона.

  1. Четкость деталей:

— насколько правильно передано изменение четкости контуров и деталей в зависимости от расстояния. Оценка степени детализации переднего и заднего планов.

  1. Общая гармония:

— насколько гармонично сочетаются все элементы воздушной перспективы в изображении. Оценка целостности и убедительности созданного пространства.

Практическое задание: нарисовать графический пейзаж на листе А4, используя свето-тоновые приемы воздушной перспективы

В соответствии с критериями оценивания и методами исследования были определены уровни применения свето-тональных приёмов воздушной перспективы у обучающихся 6 классов на уроках изобразительного искусства в процессе создания графического пейзажа:

— Неудовлетворительно — предполагает низкий уровень сформированности композиционных умений — от 0 до 3 баллов;

— Удовлетворительно — предполагает невысокий уровень сформированности композиционных умений — от 4 до 5 баллов;

— Хорошо — предполагает средний уровень сформированности композиционных умений — от 7 до 8 баллов;

— Отлично — предполагает высокий уровень сформированности композиционных умений — от 9 до 10 баллов.

В таблице 1 представлено четыре параметров исследования. С использование первого параметра проверяются знания школьников по теме «Композиция в пейзаже». Этот параметр состоит из 10 вопросов, составленных на основе учебно-методического пособия Кузина В. С. [3]. Характер вопросов, используемых в тесте, однотипный: необходимо дать правильный ответ из 3-х предложенных вариантов. Каждый правильный ответ в тесте равен 1 баллу. Таким образом, максимальное количество баллов за первое задание составляет 10.

Второй параметр исследования — «Умение компоновать изображаемые объекты на листе в соответствие с законами воздушной композиции» направлен на создание гармоничного и визуального привлекательного произведения искусства. В данном задании обучающимся необходимо создать несколько эскизов пейзажа на формате листа А5, в каждом из которых должен организовать пространство листа, применить воздушную перспективу, используя контрасты для акцентирования деталей, передавая фактуры и динамики пейзажа

Третий параметр исследования — «Умение использовать различные материалы для создания графического пейзажа» направлен развития художественного вкуса и творческих способностей, а также освоения техник создания выразительных пейзажных работ. Это способствует расширению арсенала изобразительных средств и формированию собственного стиля. Обучающимся предлагается выполнить эскизы пейзажа, используя графические материалы карандаш, уголь, пастель, сангина, тушь на формате А5. Обучающиеся должны передать глубину и контрастность пейзажа.

Четвертый параметр исследования — «Умение выделять свето-тоновые приемы в графическом пейзаже» на оценку способности обучающимся анализировать распределения света и тени в пейзаже, способность передать объем и глубину пространства. Обучающимся необходимо написать графический пейзаж на листе А4. При написании картины, важно уметь показать как прямое солнечное освещение, так и рассеянный свет, создающий мягкие переходы тонов.

Таким образом, проанализировав каждый параметр, мы можем сделать обобщенный вывод, т. е. вывести среднее значение сформированности умений применения свето-тональных приёмов воздушной перспективы на уроках изобразительного искусства в процессе создания графического пейзажа у обучающихся среднего школьного возраста.

Исходя из разработанных нами параметров исследования и опираясь на методики Н. П. Бесчастнова, А. А. Карачева, В. С. Кузина, Н. В. Матвеевой, Б. М. Неменского, К. С. Серебренникова, Г. Б. Смирнова, Г. А. Унковского.

Мы разработали методические рекомендации по формированию свето-тональных приёмов воздушной перспективы при создании графического пейзажа обучающимися среднего школьного возраста, которые представляют из себя серию уроков.

Серия уроков состоит из 10 часов, 1 час из которых отводится на теоретическое освоение по теме исследования, а 9 часов — практическая работа. Для наглядности представим таблицу 2.

Таблица 2

Учебно-тематический план серии уроков по тематическому разделу «Графический пейзаж»

Урок №

Тема

Содержание урока

Предметный результат

1

«Законы и основы композиции»

На уроке по изучению законов композиции обучающиеся поймут, как строятся художественные произведения, и о различных приёмах которые используют художники. В практической части будет проведено тестирование об основных законах композиции.

Развить общее представление о композиции, образное мышление, и подготавливает к решению творческих задач.

2

«Виды и приёмы воздушной перспективы»

На уроке обучающиеся познакомятся с понятием воздушной перспективы и ее влиянием на восприятие глубины в графическом пейзаже.

Рассмотреть приемы смягчения контуров, детализации и контрастности. Ознакомить с термином тональная градация.

3

«Вводная беседа о станковой графике. Графика — это искусство чёрного и белого»

На уроке обучающиеся будут иметь общее представление о станковой графике как виде изобразительного искусства, познакомить с основными средствами выразительности и техниками.

Раскрыть сущность графики как искусства, основанного на линиях, штрихах и тоне. Познакомить с видами графики (рисунок, эстамп).

4

«Прием воздушной перспективы. Тональные градации в воздушной перспективе»

На уроке обучающиеся познакомятся с приемом использования тональных градаций для эффекта глубины в графическом пейзаже.

Рассмотреть технику наложения штрихов и их плотность для создания тональных переходов.

5

«Прием воздушной перспективы. Смягчение контуров и детализация»

На уроке обучающиеся познакомятся с приемами смягчению контуров и уменьшения детализации по мере удаления объектов в пространстве.

Рассмотреть методы размытия контуров с помощью растушёвки или штриховки.

6

«Цвет и воздушная перспектива»

В ходе урока показать обучающимся, как изменение цвета влияет на восприятие глубины в пейзаже.

Рассмотреть использование нейтральных и приглушенных цветов оттенков для дальних планов.

7

«Ознакомление материалов и инструментов для написания пейзажа в графике»

Эксперименты с различными видами карандашей (мягкие, твердые), углем, сангиной, тушью, акварелью (для создания тональных подложек).

Ознакомление с графическими материалами для передачи воздушной перспективы.

8

«Композиция пейзажа с учетом воздушной перспективы»

Анализ композиционных схем пейзажей, создание эскизов с акцентом на передний, средний и задний планы. Репродукции картин известных художников-пейзажистов, фотографии пейзажей с ярко выраженной воздушной перспективой.

Развитие навыков компоновки пейзажа с использованием принципов воздушной перспективы.

9

«Создание этюда пейзажа с натуры, используя графические материалы»

Рисунок пейзажа с натуры, акцентируя внимание на передаче воздушной перспективы с использованием свето-тоновых приемов.

Применение полученных знаний на практике.

10

«Работа по памяти и воображению. Воссоздание пейзажной зарисовки с использованием законов воздушной перспективы»

Нарисовать пейзаж в графике, опираясь на воспоминание или фантазию, с использованием законов воздушной перспективы.

Усовершенствование умений в передаче воздушной перспективы в графике при изображении пейзажных видов.

В таблице 2. Представлена серия из 10 уроков.

Первый урок «Законы и основы композиции». Цель урока — сформировать у обучающихся понимание основ композиции и их применения в графическом пейзаже. Задача — познакомить с основными законами композиции (целостность, соподчиненность, равновесие, ритм), научить анализировать композиционные решения в произведениях искусства и применять их в собственных работах.

Второй урок «Виды и приёмы воздушной перспективы». Цель урока — дать представление о воздушной перспективе как средстве передачи глубины и пространства в графическом пейзаже. Задачи — изучить основные приемы воздушной перспективы (изменение тона, цвета, четкости контуров), научить видеть и анализировать проявления воздушной перспективы в природе и произведениях искусства.

Третий урок «Вводная беседа о станковой графике. Графика — это искусство чёрного и белого». Цель урока — познакомить с особенностями станковой графики и ее выразительными возможностями. Задачи — дать общее представление о графике как виде искусства, раскрыть ее специфику, основанную на использовании линии, штриха и тона, познакомить с различными видами графики (рисунок, эстамп) и техниками.

Четвертый урок «Прием воздушной перспективы. Тональные градации в воздушной перспективе». Цель урока — углубить знания о приемах воздушной перспективы и научить использовать тональные градации для передачи глубины в графическом пейзаже. Задачи — изучить технику наложения штрихов и их плотности для создания тональных переходов, научить применять тональные градации для передачи изменения освещенности и удаления объектов в пространстве.

Пятый урок «Прием воздушной перспективы. Смягчение контуров и детализация». Цель урока — научить использовать приемы смягчения контуров и уменьшения детализации для создания эффекта глубины в графическом пейзаже. Задачи — рассмотреть методы размытия контуров с помощью растушевки или штриховки, научить варьировать степень детализации в зависимости от удаленности объекта от зрителя.

Шестой урок «Цвет и воздушная перспектива». Цель урока — показать обучающимся, как изменение цвета влияет на восприятие глубины в пейзаже. Задачи — ознакомить с понятием цветовой перспективы и ее влиянием на восприятие глубины, рассмотреть использование нейтральных и приглушенных цветов оттенков для дальних планов, научить применять знания о цветовой перспективе в своих графических работах.

Седьмой урок «Ознакомление материалов и инструментов для написания пейзажа в графике». Цель урока — ознакомить обучающихся с различными материалами и инструментами для создания графического пейзажа. Задачи –представить различные виды карандашей (мягкие, твердые), уголь, сангину, тушь, акварель, ознакомить с графическими материалами для передачи воздушной перспективы, помочь обучающимся выбрать материалы и инструменты, наиболее подходящие для их творческих задач.

Восьмой урок «Композиция пейзажа с учетом воздушной перспективы». Цель урока — развить навыки компоновки пейзажа с использованием принципов воздушной перспективы. Задачи — научить анализировать композиционные схемы пейзажей, показать примеры репродукций картин известных художников-пейзажистов, фотографии пейзажей с ярко выраженной воздушной перспективой, научить создавать эскизы с акцентом на передний, средний и задний планы.

Девятый урок «Создание этюда пейзажа с натуры, используя графические материалы». Цель урока — закрепить знания и навыки, полученные на предыдущих уроках, в процессе создания этюда пейзажа с натуры. Задачи — научить рисовать пейзаж с натуры, акцентируя внимание на передаче воздушной перспективы с использованием свето-тоновых приемов, развить наблюдательность и умение видеть и передавать изменения в тоне и цвете, обусловленные воздушной перспективой, совершенствовать навыки работы с графическими материалами.

Десятый урок «Работа по памяти и воображению. Воссоздание пейзажной зарисовки с использованием законов воздушной перспективы»: Цель урока — закрепить навыки изображения воздушной перспективы в пейзаже, созданного по памяти или воображению. Задачи — научить создавать пейзаж по памяти или воображению с применением принципов воздушной перспективы, развить воображение и творческое мышление, совершенствовать навыки работы с графическими материалами.

Исходя из изученного материала можно сделать вывод о том, что исследования обусловлена необходимостью освоения свето-тоновых применений в воздушной перспективы обучающихся. Решая первую задачу, мы разработали диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности применения свето-тональных приёмов воздушной перспективы на уроках изобразительного искусства в процессе создания графического пейзажа у обучающихся среднего школьного возраста. Решая вторую задачу, мы разработали методические рекомендации по формированию применения свето-тональных приёмов воздушной перспективы на уроках изобразительного искусства в процессе создания графического пейзажа у обучающихся среднего школьного возраста. При решении задач, мы изучили авторов методик и пособий: Н. П. Бесчастнова [1, с. 301], А. А. Карачева [2, с. 250], В. С. Кузина [3, с. 334], Н. В. Матвеевой [4, с. 488–492], К. С. Серебренникова [4, с. 488–492], Г. Б. Смирнова [5, с. 55], Г. А. Унковского [5, с. 55].

Литература:

  1. Бесчастнов Н. П. Графика пейзажа — М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2008, 301с.
  2. Карачёв Г. А. Графический пейзаж — М: Изд-во «Просвещение», 1983. 250с.
  3. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе — М: Изд-во «Агар» 2005, 334 с.
  4. Матвеева, Н. В., К. С. Серебренникова. Технология выполнения графического пейзажа — Изд-во: Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 488–492.
  5. Смирнов Г. Б., Унковский А. А. «Рисунок пейзажа» — М: «Просвещение», 1965, 55 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 441-445):
Часть 6 (стр. 369-445)
Расположение в файле:
стр. 369стр. 441-445стр. 445

Молодой учёный