В статье анализируются трансформации целей и задач деятельности современного учителя в условиях динамично меняющегося общества. Рассматриваются вызовы цифровизации, глобализации, изменения ценностных ориентиров, социального неравенства и роста значимости личностно-ориентированного образования. Акцент сделан на необходимости переосмысления профессиональной роли педагога и формирования новых компетенций. В качестве методологической базы используются труды российских исследователей.
Ключевые слова: учитель, педагогическая деятельность, цели образования, цифровизация, личностно-ориентированный подход, трансформация образования, профессиональные компетенции.
Современное общество переживает стремительные изменения, обусловленные научно-технологическим прогрессом, цифровой трансформацией, ростом глобальных связей и социального многообразия. Эти процессы оказывают прямое влияние на сферу образования, требуя пересмотра целей, содержания и методов педагогической деятельности. В новых условиях роль учителя выходит за рамки транслятора знаний: он становится навигатором, фасилитатором, наставником, способствующим формированию личности, способной адаптироваться к меняющемуся миру.
Как подчёркивает В. А. Болотов, «роль учителя сегодня радикально меняется: от источника знания он превращается в организатора образовательного взаимодействия и сопровождающего развития личности обучающегося» [1].
Современная школа существует в условиях непрерывного технологического прогресса. Внедрение цифровых платформ, дистанционного обучения и искусственного интеллекта требует от учителя не только владения ИКТ-компетенциями, но и способности сохранять гуманистическую направленность образования. Возникает необходимость сочетания технологической грамотности и педагогической рефлексии.
Кроме того, цифровая среда порождает риски: клиповое мышление, перегрузка информацией, снижение мотивации к обучению. Учителю необходимо уметь критически отбирать информацию, направлять внимание учеников, развивать у них медиаграмотность.
Современное общество характеризуется высоким уровнем социального неравенства. Педагогу приходится работать в условиях культурного и языкового разнообразия, а также с детьми, имеющими разные образовательные потребности.
Как отмечает О. А. Гаманюк, «учителю всё чаще приходится выполнять социально-психологическую и даже терапевтическую функцию, выступая связующим звеном между школой, семьёй и обществом» [3]. Это предполагает развитие эмпатии, стрессоустойчивости и коммуникативной гибкости.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС) акцентируют внимание на формировании универсальных учебных действий, метапредметных и личностных результатов. Учебный процесс перестаёт быть исключительно академическим: он направлен на воспитание самостоятельной, ответственной, креативной личности.
Е. В. Бондаревская подчёркивает: «цель воспитания и обучения — не просто передача знаний, а развитие способностей к самореализации, гражданской ответственности, нравственному выбору» [2].
В условиях трансформации образования педагогическая деятельность должна быть целенаправленной, гибкой и ориентированной на развитие личности. Ключевые цели современной педагогической деятельности можно сформулировать следующим образом:
Учитель должен не только давать знания, но и формировать у учащихся умения учиться, мыслить критически, решать нестандартные задачи, сотрудничать. Это соответствует компетентностному подходу, при котором важны не столько знания, сколько способы их применения.
Одна из приоритетных задач — обеспечение равных условий для всех обучающихся, независимо от их стартовых возможностей. Учитель становится медиатором между индивидуальными особенностями ученика и образовательной программой.
Современный педагог активно участвует в формировании мировоззрения и ценностных ориентиров. Особое внимание уделяется развитию патриотизма, уважения к культурному многообразию, ответственности за личные и общественные решения.
Учебный процесс должен быть организован так, чтобы раскрывать индивидуальные особенности и интересы каждого ребёнка. Это предполагает применение личностно-ориентированного подхода и использование вариативных форм обучения.
Переход к модели «учителя нового типа» требует непрерывного профессионального развития. «Педагог XXI века — это личность, способная к самообразованию, креативному мышлению и социальному лидерству» [5].
К числу приоритетных компетенций сегодня относятся:
— цифровая грамотность (работа с платформами, онлайн-ресурсами, искусственным интеллектом);
— методическая гибкость (способность адаптировать программы, применять активные методы обучения);
— коммуникативная культура (умение выстраивать диалог с учащимися, родителями, коллегами);
— психолого-педагогическая компетентность (знание особенностей развития, мотивации, психики учащихся).
Учителю важно уметь вдохновлять и мотивировать. В новых условиях это достигается не только через содержательные уроки, но и через атмосферу доверия, поддержки, сотворчества.
С учётом разнообразия учебных потребностей учащихся, необходимо использовать технологии персонализации: индивидуальные проекты, выборные модули, формирующее оценивание.
Педагог должен быть способен к самоанализу, рефлексии собственной деятельности, готовности к изменениям. Как отмечает В. А. Сластенин, «рефлексивность — это основа педагогического профессионализма» [5].
В условиях глубоких трансформаций общества и системы образования роль учителя становится ещё более значимой. Перед педагогом XXI века стоят задачи, выходящие за рамки традиционной дидактики. Он должен стать проводником личности в сложном и быстро меняющемся мире, опираясь на новые цели и осваивая новые инструменты профессионального взаимодействия. Реализация этих задач возможна только при условии системной подготовки учителя к деятельности в условиях неопределённости, многообразия и непрерывного обновления знаний.
Литература:
- Болотов В. А. Размышления о реформе педагогического образования // В. А. Болотов / Образовательная политика. — 2012. — № 5 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-reforme-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.06.2025).
- Бондаревская Е. В. Концепции личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Е. В. Бондаревская / Шк. Духовности, 1999, — № 5. — С. 41–66.
- Гаманюк О. А. Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя начальных классов // О. А. Гаманюк / Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013г.). — Т. 0. — Москва:Буки-Веди, 2013. — С. 6–11.
- Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем // В. В. Сериков / — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
- Сластенин В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.