В статье исследуются особенности обязательств, возникающих из причинения вреда работниками юридического лица, органами публичной власти и их должностными лицами, и основания их возникновения.
Ключевые слова: вред, обязательство из причинения вреда, незаконная деятельность, работник, незаконные действия бездействия.
Как в Гражданском кодексе РФ, так и ином законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия «обязательство из причинения вреда». Однако в пункте 1 статьи 1064 Гражданского кодекса содержится норма-принцип, которая позволяет раскрыть сущность данного понятия. Так, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред [2].
Особенность ответственности за вред, причиненный работниками юридического лица, заключается в том, что субъектом возмещения вреда выступает само юридическое лицо, а не его работники. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ, что предусмотрено пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса РФ [2].
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 той же статьи, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы также возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива [2].
Особое место в системе обязательств из причинения вреда занимают обязательства, возникшие вследствие причинения вреда незаконными действиями (бездействиями) органов публичной власти и их должностных лиц. В результате таких незаконных деяний нарушаются гражданские субъективные права потерпевшего, а именно: личные неимущественные права, право собственности и др. В связи с этим, несмотря на публичный характер правоотношений, возмещение вреда осуществляется в соответствии с гражданско-правовыми нормами.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд [1].
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования [2].
Как и любому виду обязательств, деликтным обязательствам, возникшим в результате противоправных деяний органов публичной власти и их должностных лиц, свойственны определенные особенности, позволяющие отграничить их от иных видов.
– Особый субъект, выступающий на месте должника в обязательстве . Должник и причинитель вреда в данном обязательстве не совпадают в одном лице. На основании статьи 1069 Гражданского кодекса РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования [2]. То есть при причинении вреда в публичной сфере непосредственным причинителем вреда будет являться орган публичной власти (должностное лицо органа), причинивший вред, а должником в обязательстве будет то публично-правовое образование, от имени которого оно действовало.
– Потерпевший обязан доказать противоправность изданного акта, решения или деяния органа (должностного лица). Принцип генерального деликта, при котором любое причинение вреда признается противоправным, а потерпевший не должен доказывать противоправность поведения причинителя вреда, на данный вид обязательств из причинения вреда не распространяется. Поскольку, согласно пункту 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145, требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике [3].
– Вред должен быть причинен в результате административно-властной деятельности органов публичной власти и их должностных лиц .
В рамках обязательств из причинения вреда органами публичной власти и их должностных лиц рассматриваются и обязательства вследствие причинения вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Ответственность за вред, причиненный указанными органами, регулируется статьей 1070 Гражданского кодекса РФ. В пункте 1 этой статьи определены случаи, при наступлении которых вред возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. К таким случаям относятся:
– незаконное осуждение,
– незаконное привлечение к уголовной ответственности,
– незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде,
– незаконное привлечение к административной ответственности в виде административного ареста,
– вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности [2].
Как отмечалось ранее, специальные условия возмещения вреда в перечисленных ситуациях определяются конституционными правами на свободу и личную неприкосновенность, нарушаемыми при незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Потерпевший в данном случае имеет право на возмещение убытков и морального вреда, поскольку такое нарушение влечет не только физические, но и нравственные страдания.
При отсутствии указанных последствий, согласно пункту 2 статьи 1070 Гражданского кодекса, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 Гражданского кодекса РФ. А вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу [2]. То есть для обращения за компенсацией вреда, причиненного вследствие виновных действий судьи, повлекших принятие незаконного решения о привлечении лица уголовной или административной ответственности или применении отдельных мер пресечения, необходимо сначала оспорить такое решение суда в вышестоящей инстанции и дождаться вступления определения суда в законную силу.
Таким образом, в целях снижения рисков наступления негативных последствий в результате совершения работниками и государственными служащими действий или бездействия необходимо внедрять эффективные системы управления и контроля. Обеспечение баланса интересов между свободой действий работников и законными правами граждан является важной задачей как для юридических лиц, так и для органов публичной власти.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. — М., 2024. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 14.08.2024).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. — М., 2024. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 04.08.2024).
- Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. М., 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116799/dfd7b059123c0d35722182d4de1855424e300e9c/ (дата обращения 14.08.2024).