Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Транспортный кодекс и Кодекс о безопасности дорожного движения в системе права РФ

Юриспруденция
20.06.2025
31
Поделиться
Библиографическое описание
Мордовин, С. Я. Транспортный кодекс и Кодекс о безопасности дорожного движения в системе права РФ / С. Я. Мордовин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 257-260. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126949/.


В статье рассматривается вопрос о целесообразности создания кодекса в сфере безопасности дорожного движения. Для обоснования своей точки зрения автор анализирует действующую нормативную базу РФ в области автомобильного транспорта. Даются рекомендации по содержательной стороне транспортного кодекса, предлагаются различные новеллы: начиная от учреждения нового органа в сфере безопасности дорожного движения, заканчивая структурой транспортного кодекса. Автор придерживается такого мнения, что на данный момент отсутствует необходимость издания отдельного кодифицированного акта в области безопасности дорожного движения.

Ключевые слова : Транспортный кодекс, дорожное движение, автотранспорт, Кодекс о безопасности дорожного движения

Введение

Область транспорта имеет значительную пользу для человечества. С этим сложно поспорить, ведь мобильность (возможность быстро переместиться из пункта А в пункт В; перевозить грузы; современное такси и другие блага) стала доступна именно из-за скачка развития транспорта. Транспорт тоже бывает разный: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный. В настоящее время (рассматривая российскую тенденцию развития транспортной отрасли) можно заметить появление экспериментальных правовых режимов в названной области (например, беспилотные легковые и грузовые автомобили). В дорожное движение внедряются новые участники: роботы-доставщики.

В связи с такой разносторонностью, а также наличием широкой нормативной базы, начиная от федеральных законов (кодексов, уставов) и заканчивая ГОСТами, требуется создать кодифицированный нормативный акт. Такое мнение уже давно является актуальным (речь идет про транспортный кодекс) [3]. Однако наравне с этим нормативно-правовым актом встает вопрос об издании кодекса о дорожном движении как систематизированном документе в области безопасности дорожного движения [2, с. 21].

Возникает дискуссионный вопрос : в какой мере транспортный кодекс должен охватывать автомобильный транспорт, дорожное движение и иные из них вытекающие положения.

Основная часть

В первую очередь, чтобы дать ответ на поставленный вопрос, необходимо проанализировать имеющуюся нормативную базу и последовательно оценивать ее влияние на транспортный кодекс. Начнем с Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автотранспорта). Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения при оказании услуг автомобильным транспортом (например, такси) и городским наземным электрическим транспортом (к последнему относятся трамваи, троллейбусы, электробусы). Также Устав автотранспорта определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов различными видами транспорта. Устанавливаются общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям и иным лицам.

Представляется, что при внесении в транспортный кодекс положений, касающихся автомобилей, следует расширить перечень общественных отношений, регулируемых указанным кодексом. Причиной такой необходимости является тот факт, что автомобиль является не только способом оказания услуг. Он непосредственно связан с дорожной инфраструктурой; является источником повышенной опасности; управление таковым возможно лишь при наличии специального права и т. д. Однако важно учитывать, что суть кодекса состоит в его обобщенном содержании. Таким образом, отказаться полностью от специальных законов невозможно. На пагубный эффект чрезмерной кодификации посредством издания кодексов указывает Абрамова А. И. [1, с. 29–30]. Следовательно, беспорядочный перенос предписаний, запретов и обязанностей из федеральных законов в кодекс не даст ожидаемого эффекта от кодификации.

Важно составлять текст кодифицированного акта таким образом, чтобы он был не только содержательным, но и лаконичным. В этих целях следует грамотно осмыслить те нормативно-правовые акты, которые должны быть специальными в отношении будущего транспортного кодекса. В свою очередь нормы, которые продемонстрировали свою эффективность, необходимо переносить в кодифицированный акт, тем самым сокращая количество разрозненных законов и подзаконных актов.

Перейдем к Федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее — ФЗ № 257). В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ № 257, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и на частные автомобильные дороги. На основании ст. 3 ФЗ № 257, владельцем автомобильной дороги могу быть исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические или юридические лица. В случаях, предусмотренных федеральным законом, владельцем автомобильных дорог может быть Автодор.

Целью рассматриваемого федерального закона является «обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния». В РФ ведется политика по улучшению состояния дорожного покрытия, инфраструктуры (см., например, Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»», а также Национальный проект «Безопасные качественные дороги»).

Однако статистические данные Федерального дорожного агентства Росавтодор за 2024 г. содержат в себе сведения о несоответствии 46,35 % дорог в РФ нормативным требованиям [4]. Это свидетельствует о достаточно высокой вероятности повреждения автомобиля, причинения вреда жизни и здоровью людей (в случае, когда лицо, например, в связи с наездом на яму, теряет управление). Также основываясь на положения Федерального закона 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. В России указанный принцип не реализован в полной мере, что требует создания нового механизма.

Состояние безопасности дорожного движения неразрывно связано со всеми остальными аспектами автомобильного транспорта (с самими автомобилями, дорогой и т. д.). Безопасность — это аспект, который должен в первую очередь учитываться в транспортной политике.

В связи с вышеизложенным предлагается внести в текст будущего транспортного кодекса отдельную статью, посвященную новому государственному надзорному органу в области безопасности дорожного движения. Его деятельность должна быть урегулирована Постановлением Правительства РФ и локальными актами нового органа. Рассматриваемый орган должен «возвышаться» над Ространснадзором и ГИБДД, выполняя роль супервайзера (наблюдателя). Так, в обязанности нового надзорного органа будут входить:

— анализ и расследование ДТП на участках дороги, где указанные события происходят чаще всего, с последующей отчетностью (заключением) по проведенной работе;

— издание индивидуальных актов, обязательных к исполнению со стороны владельцев дорог, и содержащих предписания (способы) по устранению причин частых ДТП на конкретных участках дорог;

— оценка деятельности ГИБДД и Ространснадзора посредством истребования со стороны указанных органов отчетности по проделанной работе;

— издание годовой отчетности о достигнутых результатах в своей деятельности, направляемой Правительству РФ.

Представляется, что функционирование нового надзорного органа должно базироваться на более повышенной ответственности, что будет отвечать рассматриваемому выше принципу приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения (например, с помощью проведения сторонних проверок и сменяемости руководства, если таковое значительно не справляется с постановленными задачами за определенный промежуток времени). Для того, чтобы определить эффективность работы нового органа, необходимо опираться на статистические данные. Также со стороны Правительства РФ допустимо проводить опросы населения (участников дорожного движения) об удовлетворительном или неудовлетворительном результате работы нового надзорного органа с периодичностью один раз в год. Для большего количества лиц, принимающих участие в опросе, важно размещать в СМИ информацию о проведении такового.

Важно затронуть и понятийный аппарат в транспортном кодексе . Как уже указывалось, транспорт бывает не только автомобильный. На данный момент во многих из существующих законов в области транспорта присутствует статья, посвященная основным понятиям (см., например, Водный кодекс РФ, Устав автотранспорта, Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003). Однако будущий транспортный кодекс будет содержать, как минимум, два и более вида транспорта. Соответственно, отводить основным понятиям одну статью будет неуместно, иначе получится слишком смешанный понятийный аппарат.

В связи со сказанным, предлагается разделить транспортный кодекс на части (где одна часть содержит один вид транспорта). Каждая часть будет включать в себе статью, посвященную собственным понятиям. Например, часть, отведенная автомобилям, будет содержать статью, содержащую понятия в сфере только автомобильного транспорта.

Дополнением к изложенному материалу может являться, по мнению автора, правильное решение оставить Правила дорожного движения (далее — ПДД), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993, в качестве отдельного акта. ПДД не требуют кодификации, а также включения в иные нормативно-правовые акты. Иное могло бы влечь неопределенность среди участников дорожного движения, неготовность разбираться в новизне.

Заключение

Таким образом, в статье было высказано мнение о содержании транспортного кодекса и степени охвата им автомобильного транспорта. Автор статьи считает, что важно расширить регулируемые транспортным кодеком общественные отношения в области автомобилей; полагает, что создание нового органа, а также проведение иных действий, описанных в данной статье, поспособствует развитию транспортной безопасности, улучшению нормативной базы. В создании отдельного кодекса в области безопасности дорожного движения потребность отсутствует, ведь безопасность — это сопутствующий критерий, которому должен отвечать, в том числе, автомобильный транспорт. Несмотря на необходимость финансовых затрат и привлечения кадров, политика по обеспечению безопасности на транспорте должна быть выше материальных благ, ведь затрагивает жизнь и здоровье человека.

Литература:

  1. Абрамова, А. И. Кодификация российского законодательства: современность и перспективы развития / А. И. Абрамова. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2016. — № 12. — С. 29–30.
  2. Молчанов, П. В. Административно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации / П. В. Молчанов. — 2-е. — Москва: НОРМА ИНФРА-М, 2023. — 248 c. — Текст: непосредственный.
  3. Минтранс РФ поручил экспертам «Вегас-Лекс» разработку Транспортного кодекса РФ. — Текст: электронный // VEGAS LEX: [сайт]. — URL: (дата обращения: 18.06.2025).
  4. Статистические данные. — Текст: электронный // Официальный интернет-сайт Федерального дорожного агентства: [сайт]. — URL: (дата обращения: 18.06.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Транспортный кодекс
дорожное движение
автотранспорт
Кодекс о безопасности дорожного движения
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 257-260):
Часть 4 (стр. 217-287)
Расположение в файле:
стр. 217стр. 257-260стр. 287

Молодой учёный