Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Профилактика терроризма в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Юриспруденция
20.06.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Тоцкий, М. А. Профилактика терроризма в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М. А. Тоцкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 300-301. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126942/.


В современной России, как и во всем мире, терроризм и экстремизм являются наиболее тяжкими преступлениями, борьбе с которыми уделяется особое внимание. Развитие социальных сетей значительно повлияло на будущие поколения. И в настоящее время уже каждый второй первоклассник имеет свой Интернет-канал и доступ ко всей информации, ограничения по возрасту которой достаточно сложно отследить.

Однако же следует отметить, что в первую очередь у детей складывается определенное отношение к миру, исходя из их быта, воспитания, отношения родителей к протекающим социально-политическим процессам.

В настоящее время особенно много уделяется внимания работе со школьниками, в части их правовой осведомленности на тему экстремизма и терроризма, но в силу возраста учащиеся средней и старшей школы уже достаточно хорошо ориентированы в данном направлении и прекрасно понимают, что и где можно и нельзя говорить.

В то же время, по-нашему мнению, следовало бы обратить внимание на дошкольников, которые в большинстве случаев уже с 3-х летнего возраста становятся пользователями Интернета через родительский телефон.

Но ввиду своего возраста, дошкольники только формируют свое отношение к миру, ориентируясь на мнение родителей. Именно в этот момент возможно своевременное выявление экстремизма со стороны родителей. Дети неосознанно выдают информацию о своих родителях в том ракурсе, в котором они это слышат. И, конечно, учитывая возраст детей, не следует сразу вызывать сотрудников спецназа и ехать за родителями, но обратить внимание на ребенка и семью стоит.

Следует отметить, что именно через ребенка возможно узнать и о проблеме родителя, который также мог также под воздействием разных факторов (подкуп, угрозы, шантаж) быть вовлечен в экстремистские или террористические ячейки и своевременно оказать помощь данной семье.

Штатные психологи, которые есть не во всех дошкольных учреждениях, в одиночку не могут полноценно организовать информационную работу в части противодействия терроризму. Поэтому следует и в детских садах учредить должность отдельного сотрудника, в обязанности которого должна входить работа и с педагогами, и с родителями, и с детьми, и с правоохранительными органами.

Тематические беседы сотрудников правоохранительных органов с детьми и родителями в данном случае выступят профилактической мерой пресечения данной категории преступлений, указывая на постоянный контроль государства.

К сожалению, экстремизм и терроризм за последние три года значительно «помолодели», примером тому являются задержания подростков, которые были втянуты в террористические ячейки. Так, например, Центр общественных связей ФСБ сообщил, что силовики предотвратили серию терактов в Ставропольском крае, задержав банду подростков, готовивших нападения на полицейских в День Победы [1]. В целом, по данным ФСБ, во время рейдов были приняты меры профилактики в отношении 305 несовершеннолетних. Такие факты и цифры говорят лишь о том, что дети являются наиболее уязвимыми для вовлечения их в террористические и экстремистские организации.

Исследования о формировании у дошкольников политической картины мира в России проводятся уже несколько лет. Например, еще в 2011 году была опубликована статья о формировании в дошкольном и младшем школьном возрасте представления о политике [2]. Автором отмечено, что формирование политической картины мира детей происходит в процессе социализации (первичной или ранней). Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс: родители, детские сады, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Все перечисленные факторы могут оказывать на ребенка большое влияние, однако семья, как правило, остается наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и самый мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов, в руководстве социальным поведением, в передаче ценностей, веры и норм, свойственной данной культуре. Политическая картина мира дошкольников — это совокупность эмоционально окрашенных образов и представлений о власти, о государстве и политических лидерах. Важным компонентом ПКМ дошкольников являются чувства патриотизма и любви к Родине.

В ходе многочисленных исследований, в том числе основанных и на исследованиях западных ученых, российские ученые пришли к выводу, что дети дошкольного возраста (5–6 лет) уже имеют первые суждения о политике и власти. Они сформированы под влиянием семьи, детского сада и СМИ. Решающую роль в том, какими будут эти представления и как эмоционально они будут окрашены, играет семья. Важной составляющей является уровень благосостояния семьи, политические предпочтения и представления родителей, их политическая активность.

Именно поэтому так важно, начиная с дошкольных учреждений своевременно проводить профилактическую работу.

Литература:

  1. РиаНовости // Публикация от 19.05.2025 (дата обращения 13.06.2025).
  2. Кудактина А. И. Представления о политике и методы их формирования в дошкольном и младшем школьном возрасте // ИСОМ. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-politike-i-metody-ih-formirovaniya-v-doshkolnom-i-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 25.06.2025).
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 2020. — 4 июля. — Текст: непосредственный.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.05.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 300-301):
Часть 5 (стр. 289-367)
Расположение в файле:
стр. 289стр. 300-301стр. 367

Молодой учёный