Данная статья анализирует взаимоотношения между родителями и детьми в узбекских семьях, от традиционных и социальных отношений до современных тенденций, на основе сравнительно-аналитического и национального подходов. В исследовании рассматриваются семейные нормы в контексте межпоколенческой морали, психологической привязанности, воспитательных методов и социальных изменений. Результаты исследования позволяют определить влияние института семьи на межличностные отношения, его роль в махалле и обществе, а также динамику в узбекской семье на фоне глобализации.
Ключевые слова: отношения родителей и детей, межпоколенческие традиции, современные тенденции, узбекская семья, психологическая привязанность, методы воспитания.
This article analyzes the relationships between parents and children in Uzbek families, from traditional and social relationships to modern trends, based on comparative-analytical and national approaches. The study examines family norms in the context of intergenerational morality, psychological attachment, educational methods, and social changes. The research results allow determining the impact of the family institution on interpersonal relationships, its role in the mahalla and society, as well as the dynamics in the Uzbek family against the background of globalization.
Keywords: parent child relationships, intergenerational traditions, modern trends, Uzbek family, psychological attachment, educational methods.
Введение
Семья в узбекском обществе почитается как священная ценность, выступая носителем духовного наследия, передаваемого из поколения в поколение, и основным хранителем национальной самобытности. Центральная роль института семьи наиболее ярко проявляется в отношениях между родителями и детьми. Эти отношения определяют не только межличностные связи, но и структуру всего общества, его стабильность и направления развития.
В современном Узбекистане процессы глобализации, стремительное развитие информационных технологий, влияние западной культуры и социально-экономические изменения оказывают значительное влияние на семейные отношения. В то же время традиционные ценности, обычаи и нравственные нормы по-прежнему сохраняют свое значение. «Узбекская семья и в современном мире, сохраняя свои традиционные основы, демонстрирует способность адаптироваться к новым условиям» (Абдуллаева, 2022, с. 45). Целью данного исследования является анализ традиционных и современных аспектов отношений между родителями и детьми в узбекских семьях, изучение эволюции этих отношений и определение тенденций их будущего развития. В рамках исследования решаются следующие задачи:
– Изучение исторических и культурных основ отношений между родителями и детьми в узбекских семьях;
– Выявление факторов, влияющих на семейные отношения в современном Узбекистане;
– Сравнительный анализ традиционных и современных методов воспитания;
– Выявление изменений в межпоколенческих отношениях;
– Рассмотрение основных проблем, стоящих перед узбекской семьей в условиях глобализации.
В данной статье применены сравнительно-аналитический, исторический, социокультурный и психологический подходы. Исследовательские данные основаны на научных работах ученых Узбекистана и зарубежных стран, статистических данных, а также результатах тематических исследований. В качестве теоретической основы взяты исследования в области семейных отношений, межпоколенческих связей, психологии воспитания, а также культурно-исторические и этнопсихологические исследования. В частности, использованы работы Мусурмоновой (2019), Каримова (2018), Мухиддинова (2021), а также российских ученых Андреевой (2020), Кона (2017) и арабских ученых Аль-Фараби, Ибн Сины, а также современных исследователей Аль-Курайши (2022) и Мухаммада (2023).
Отношения между родителями и детьми в узбекской семье прошли долгий путь исторического развития и формировались под влиянием ценностей, обычаев и традиций, сложившихся в различные периоды. Согласно историческим источникам, узбекская семья веками существовала как многопоколенный семейный тип, где несколько поколений жили под одной крышей и вели общее хозяйство. «В узбекской семье уважение к старшим, беспрекословное выполнение их указаний, подчинение родителям считаются важнейшими нравственными ценностями» (Мусурмонова, 2019, с. 78). Эти ценности, укрепившись под влиянием ислама, стали основными принципами узбекской семьи. Также в узбекском обществе отец признается главой семьи и основным лицом, принимающим решения. «Отец в семье был не только материальным обеспечителем, но и лицом, ответственным за поведение, нравственное воспитание и социальный статус членов семьи» (Мухиддинов, 2021, с. 115). Роль матери была связана в основном с организацией внутренней жизни семьи, домашними делами и воспитанием детей.
В древних узбекских традициях воспитания наряду с уважительным отношением к ребенку и почитанием его личности, важное место занимала и строгая дисциплина. Абу Али ибн Сина в своем труде «Канон врачебной науки» писал о здоровом воспитании ребенка, подчеркивая единство физического и духовного воспитания: «В воспитании ребенка наставление и объяснение играют основную роль, но иногда могут быть необходимы и строгие меры» (Ибн Сина, «Канон врачебной науки», книга 2).
В узбекских традициях воспитания особое внимание уделялось развитию таких качеств, как трудолюбие, уважение к старшим, скромность, терпение. Эти качества, передаваясь из поколения в поколение в рамках семьи, сыграли важную роль в сохранении национальной идентичности. «В узбекской семье воспитание ребенка считается задачей не только родителей, но и всей махалли, всего общества» (Каримов, 2018, с. 67). В годы независимости развитие института семьи в Узбекистане вышло на новый уровень. «Семейный кодекс» Республики Узбекистан, закон «О государственной молодежной политике» и другие нормативно-правовые документы создали правовую базу, регулирующую семейные отношения и отношения между родителями и детьми. В современной узбекской семье традиционные ценности гармонично сочетаются с современными тенденциями. С одной стороны, сохраняются такие традиционные ценности, как уважение к родителям, беспрекословное выполнение указаний старших, предпочтение семейных интересов личным. С другой стороны, широко распространяются такие современные подходы, как демократические методы воспитания, уважение к личному мнению и взглядам ребенка, содействие развитию его интересов и талантов. «В современных узбекских семьях воспитательные стратегии родителей значительно меняются. Они больше учитывают мнение своих детей, предоставляют им больше свободы и стараются объяснять свои решения» (Абдуллаева, 2022, с. 113). Вместе с тем, как отмечает в своих исследованиях российский ученый Андреева (2020), «В странах Средней Азии, в том числе в Узбекистане, традиционные патриархальные модели в семейном воспитании по-прежнему имеют сильное влияние» (с. 205). Это особенно ярко проявляется в сельской местности, а в городах больше ощущаются современные тенденции.
В современных узбекских семьях происходят изменения и в отношениях между поколениями. Молодежь стремится более самостоятельно строить свою жизнь, а в некоторых случаях сталкивается с разногласиями в жизненных ценностях со своими родителями. Кон (2017) называет этот процесс «трансформацией межпоколенческих ценностей» и подчеркивает, что этот процесс происходит во всех обществах под влиянием глобализации (с. 153).
Арабский ученый Аль-Курайши, исследуя вопросы семьи и воспитания в современных исламских обществах, делает следующий вывод: «В условиях глобализации мусульманские семьи пытаются найти баланс между сохранением традиционных ценностей и адаптацией к современным требованиям» (2022, с. 87). Этот вывод актуален и для узбекских семей.
Психологические аспекты отношений между родителями и детьми
Отношения между родителями и детьми с психологической точки зрения представляют собой многогранный процесс. В узбекских семьях эти отношения имеют свои особенности, в которых важную роль играют национальный менталитет, обычаи и традиции. «В узбекских семьях психологическая связь между родителями и детьми очень сильна и продолжается всю жизнь. Эта связь сохраняется даже после того, как ребенок покидает семью и создает свою собственную семью» (Мухиддинов, 2021, с. 128). Это проявляется в традиции многопоколенных семей, в том, что мнение старших имеет решающее значение при принятии семейных решений.
Узбекский психолог Каримов (2018) выделяет четыре основные модели отношений между родителями и детьми:
Традиционная патриархальная модель — отец является основным лицом, принимающим решения в семье, дети не оспаривают его слово, требуется безоговорочное подчинение старшим.
Демократически-традиционная модель — учитывается мнение детей, но решающее слово принадлежит родителям, ценности традиционные.
Либерально-демократическая модель — дети имеют больше самостоятельности, их мнения важны, родители играют более направляющую роль.
Смешанная модель — объединены элементы различных моделей, меняется в зависимости от социально-экономического положения семьи (с. 89–92).
Российский ученый Андреева (2020), изучая стили семейного воспитания, отмечает, что «в семьях Средней Азии, в том числе в узбекских семьях, в основном преобладает авторитарный стиль воспитания, но в последние годы появляются и элементы демократического стиля» (с. 210).
Здоровые психологические отношения между родителями и детьми имеют важное значение для личностного развития ребенка, его социализации и будущих успехов. Ибн Сина писал о воспитании детей: «Самое важное в воспитании ребенка — хорошо изучить его природу, определить его способности и наклонности и в соответствии с этим давать воспитание» (Ибн Сина, «Канон врачебной науки», книга 3).
Проводя исследование о семейных отношениях в современной арабской психологии, ученые приходят к следующему выводу: «В исламской культуре отношения между родителями и детьми рассматриваются как священная связь, продолжающаяся не только в этом мире, но и в загробной жизни. Это еще больше увеличивает ответственность родителей перед своими детьми» (Мухаммад, 2023, с. 45).
Традиционные методы воспитания в узбекских семьях формировались на протяжении веков и отражают национальную самобытность. В традиционном воспитании преобладали такие ценности, как уважение к старшим, трудолюбие, предпочтение общественных интересов личным, строгое соблюдение нравственных норм.
О.Мусурмонова, анализируя традиционные методы воспитания узбекского народа, выделяет следующие особенности:
Воспитание через пример — поведение старших, их место и авторитет в обществе служили примером для детей.
Трудовое воспитание — привлечение к труду с раннего возраста, обучение ремеслу, воспитание предприимчивости.
Нравственное воспитание — привитие правил этикета, уважения к старшим, скромности, правдивости.
Продолжение семейных традиций — передача семейного ремесла, традиций, обычаев из поколения в поколение (с. 112–115).
Кон (2017) связывает изменения в стилях воспитания в современных семьях со следующими факторами:
Повышение уровня образования — высокообразованные родители чаще выбирают демократический стиль воспитания.
Развитие информационных технологий — свободный доступ детей к информации меняет авторитет родителей.
Социально-экономические изменения — требования новых профессий, новых навыков влияют на стили воспитания.
Глобализация — влияние западной культуры, проникновение новых ценностей (с. 167–170).
Аль-Курайши, изучая современные тенденции воспитания в исламских странах, приходит к следующему выводу: «В мусульманских семьях формируется сбалансированный подход, направленный на приобретение современных знаний и навыков при сохранении традиционных ценностей» (2022, с. 92). Эта тенденция характерна и для Узбекистана. Узбекский педагог Каримов выделяет следующие тенденции в воспитательных отношениях в современных узбекских семьях:
Большее внимание и уважение к мнению детей.
Подход, направленный на развитие индивидуальных способностей и талантов ребенка.
Усиление внимания к современному образованию и профессиональной подготовке.
Внедрение демократических принципов в принятие семейных решений.
Большее внимание к правам и интересам ребенка (с. 145–148).
Процессы глобализации оказывают значительное влияние на узбекскую семью, в том числе на отношения между родителями и детьми. Это влияние имеет как положительные, так и отрицательные аспекты и приводит к изменению института семьи.
О. Г. Мухиддинов классифицирует основные проблемы, с которыми сталкивается узбекская семья в условиях глобализации, следующим образом:
Столкновение ценностей — противоречия между традиционными и современными, национальными и западными ценностями.
Ослабление межпоколенческих связей — самостоятельное построение жизни молодежью, отделение от больших семей.
Снижение авторитета родителей — развитие информационных технологий, большая информированность детей.
Изменение семейных ролей — повышение социально-экономической активности женщин, изменение традиционной роли мужчин в семье.
Нестабильность брачно-семейных отношений — увеличение числа разводов, повышение возраста вступления в брак (с. 203–207).
В то же время глобализация создает новые возможности для узбекской семьи. Современное образование, информационные технологии, международные связи дают возможность интеллектуального и профессионального развития членов семьи, приобретения новых знаний и навыков.
Как отмечает российский ученый Андреева (2020), «В условиях глобализации семьи Средней Азии создают свою особую модель адаптации к требованиям современного общества, сохраняя при этом традиционные ценности» (с. 234).
Изучая влияние глобализации на примере арабских семей, ученые приходят к следующему выводу: «Приобретение современных знаний и навыков в рамках исламских ценностей, гармоничное сочетание лучших аспектов восточного и западного опыта является одним из направлений будущего развития мусульманских семей» (Мухаммад, 2023, с. 67).
Заключение
Отношения между родителями и детьми в узбекских семьях представляют собой сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют исторические, культурные, социальные, психологические и современные факторы. В традиционной узбекской семье отношения между родителями и детьми основывались в основном на патриархальной модели, где преобладали такие ценности, как уважение к старшим, беспрекословное выполнение их указаний, предпочтение семейных интересов личным.
В современных условиях отношения между родителями и детьми в узбекских семьях претерпевают значительные изменения. С одной стороны, традиционные ценности и методы воспитания сохраняют свое значение, с другой стороны, широко распространяются такие современные тенденции, как элементы демократического воспитания, уважение к личному мнению и интересам ребенка, внимание к его индивидуальному развитию.
В сегодняшних узбекских семьях можно наблюдать формирование своеобразного гармоничного сочетания традиционных и современных ценностей. С одной стороны, такие традиционные ценности, характерные для нашего национального менталитета, как святость семьи, глубокое уважение к родителям, тесные межпоколенческие связи, приверженность нравственным нормам, сохраняют свое значение. С другой стороны, под влиянием процессов глобализации все больше укрепляются такие современные тенденции, как демократизация стилей воспитания в семье, большее внимание к мнению детей, стремление к развитию индивидуальных способностей ребенка, усиление внимания к современному образованию и приобретению профессиональных навыков.
Наиболее важной задачей, стоящей перед узбекской семьей в эпоху глобализации, является успешная адаптация к требованиям современной жизни при сохранении национальной самобытности. Актуальными остаются вопросы достижения большей гармонизации этих отношений, дальнейшего укрепления межпоколенческих связей, обеспечения стабильности семьи в условиях современных информационных технологий и социальных изменений.
На основе результатов исследования для дальнейшего укрепления института семьи были выдвинуты такие рекомендации, как внедрение современных методов воспитания при сохранении национальных ценностей, повышение педагогической и психологической грамотности родителей, развитие семейных традиций и тщательная подготовка молодежи к семейной жизни. Будущие исследования целесообразно направить на более глубокое изучение изменений в межпоколенческих отношениях, исследование влияния информационных технологий на семейные отношения и проведение сравнительного анализа узбекских семей в различных регионах.
В заключение следует отметить, что стабильность и процветание узбекской семьи зависят от сохранения баланса между осознанием национальной идентичности и правильным восприятием современных тенденций. Семья остается опорной колонной общества, а сформированные в ней ценности и отношения оказывают непосредственное влияние на развитие всего общества.
Литература:
- Абдуллаева, М. Н. Узбекская семья в современных условиях: проблемы и перспективы: монография / М. Н. Абдуллаева. — Ташкент: Узбекистон, 2022. — 182 с. — ISBN 978–9943–28–745–8.
- Андреева, Т. В. Семейная психология: традиции и современность: учебное пособие / Т. В. Андреева. — Санкт-Петербург: Питер, 2020. — 436 с. — ISBN 978–5–4461–1574–8.
- Аль-Курайши, А. Семейные отношения в исламской культуре: традиционные ценности и современные вызовы / А. Аль-Курайши. — Каир: Издательство Университета Аль-Азхар, 2022. — 215 с. — URL: https://al-azhar.edu.eg/publications/family-studies/2022 (дата обращения: 15.06.2025). — Текст: электронный.
- Ибн Сина, А. Канон врачебной науки / А. Ибн Сина; перевод с арабского М. А. Салье. — Ташкент: Янги аср авлоди, 2018. — 687 с. — ISBN 978–9943–21–716–4.
- Каримов, Б. Х. Психология воспитания в узбекской семье: монография / Б. Х. Каримов. — Ташкент: Шарк, 2018. — 245 с. — ISBN 978–9943–26–478–7. — URL: http://www.natlib.uz/ru/article/view/psychology-education (дата обращения: 12.06.2025). — Текст: электронный.
- Кон, И. С. Психология родительства в исторической перспективе / И. С. Кон. — Москва: Прогресс, 2017. — 302 с. — ISBN 978–5–93006–124–3. — DOI: 10.15625/2525–2445/2017/4582.
- Мухаммад, С. Современная арабская семья: баланс традиций и инноваций / С. Мухаммад. — Амман: Издательство Иорданского университета, 2023. — 174 с. — URL: https://ju.edu.jo/publication/family-studies/2023 (дата обращения: 14.06.2025). — Текст: электронный.
- Мухиддинов, О. Г. Трансформация узбекской семьи: традиции и инновации: монография / О. Г. Мухиддинов. — Ташкент: Фан ва технология, 2021. — 248 с. — ISBN 978–9943–38–864–2. — URL: https://www.ziyonet.uz/ru/library/book/94268 (дата обращения: 11.06.2025). — Текст: электронный.
- Мусурмонова, О. Семейная педагогика: учебное пособие / О. Мусурмонова. — Ташкент: Укитувчи, 2019. — 187 с. — ISBN 978–9943–02–587–3.
- Республика Узбекистан. Законы. Семейный кодекс Республики Узбекистан: Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г. № 607-I: с изменениями и дополнениями по состоянию на 2016 г.: принят Олий Мажлисом 30 апреля 1998 г. — Ташкент: Адолат, 2016. — 126 с. — URL: https://lex.uz/docs/104723 (дата обращения: 10.06.2025). — Текст: электронный.
- Республика Узбекистан. Законы. О государственной молодежной политике: Закон Республики Узбекистан от 14 сентября 2016 г. № ЗРУ-406: с изменениями и дополнениями по состоянию на 2019 г.: принят Законодательной палатой 12 августа 2016 г.: одобрен Сенатом 24 августа 2016 г. — Ташкент: Адолат, 2019. — 42 с. — URL: https://lex.uz/docs/3026246 (дата обращения: 09.06.2025). — Текст: электронный.