Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Повышение квалификации и профессионализма государственных и муниципальных служащих

Экономика и управление
20.06.2025
13
Поделиться
Библиографическое описание
Черняев, А. С. Повышение квалификации и профессионализма государственных и муниципальных служащих / А. С. Черняев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126916/.


В статье автор особенности и проблемы повышения квалификации и профессионализма государственных и муниципальных служащих.

Ключевые слова: государственные и муниципальные служащие, квалификация, профессионализм.

В условиях динамичного развития общества и усложнения государственного управления повышение квалификации и профессионализма государственных и муниципальных служащих приобретает особую значимость.

Эффективное функционирование органов власти напрямую зависит от уровня компетенций сотрудников, их способности адаптироваться к изменениям и внедрять современные управленческие практики.

Непрерывное обучение, развитие цифровых навыков и внедрение инновационных подходов в подготовке кадров становятся ключевыми факторами повышения качества государственных услуг и укрепления доверия граждан.

Актуальность исследования вопросов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих определяется тем, что в современных условиях повышение эффективности государственных органов напрямую увязано с повышением уровня профессиональной подготовки и компетентности гражданских служащих.

На фоне бурного прогресса профессиональных знаний и трансформаций в сфере занятости возрастает необходимость периодического повышения квалификации работников [2, с. 78].

В последние годы требования к службе в государственных учреждениях и органах местного самоуправления существенно возросли. Динамика социокультурных изменений наряду с трансформацией правовых аспектов, касающихся взаимодействия с гражданами и общественными объединениями, послужила основой этой необходимости.

Нынешние методы планирования и контроля труда служащих не установились в качестве стандарта, а механизмы мотивации, предусмотренные законом, функционируют лишь отчасти. Решение проблемы достижения необходимого уровня профессиональных компетенций в государственных и муниципальных учреждениях может быть найдено исключительно через систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Систематическая и целенаправленная переподготовка служащих, а также повышение уровня квалификации работников, в значительной степени способствует эффективности работы госструктур и муниципальных учреждений. Регулярное обучение служащих восстанавливает и улучшает экспертизу, что, в свою очередь, повышает их профессиональный уровень, способствует росту качества выполнения служебных обязанностей и непосредственно влияет на результативность всей системы государственного управления.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], гражданский служащий — это гражданин России, осуществляющий профессиональную деятельность на государственной гражданской службе в рамках назначения и служебного контракта, а также получающий заработную плату из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.

Равновесие между должным уровнем квалификации гражданского служащего и эффективным выполнением служебных обязанностей характеризует необходимый элемент работы служащего (ст. 15 Закона). На протяжении всего рабочего пути гражданский служащий обязан регулярно проходить курсы повышения квалификации.

Согласно действующим законодательным актам, дополнительные программы по профессиональному образованию для госслужащих реализуются организациями, специализирующимися на обучении сотрудников данной сферы [3, с. 31].

В рамках системы повышения квалификации муниципальных служащих целесообразно дополнить уже перечисленные компоненты новыми аспектами:

Отсутствие четкой стратегии в разработке учебных программ и курсах повышения квалификации для муниципальных служащих создает значительные проблемы.

Например, недостаточная коммуникация между органами местного самоуправления и учебными заведениями ограничивает возможности вузов оценивать эффективность усвоенных знаний на практике. К тому же, при подготовке специалистов зачастую игнорируется специфика взрослого обучения. Это происходит вследствие отсутствия должной координации между государственными учреждениями и высшими учебными заведениями.

Для достижения поставленных целей нужна разработка целостной системы управления подготовкой кадров для государственных и муниципальных органов на всех уровнях.

Образовательный процесс включает специальные программы для руководителей, обладающих полномочиями в области управления, и ориентирован на создание высококвалифицированного состава муниципальных кадров. Данная система координируется в тесном сотрудничестве с учебными заведениями и с представителями местного самоуправления [4, с. 216].

Система управления подготовкой кадров для муниципальных служб предполагает постоянное взаимодействие управляющих и управляемых компонентов, включая их структурно-организационную основу и механизмы функционирования. Взаимодействие охватывает целевые установки, функциональные задачи, методы и принципы осуществления.

Одной из приоритетных задач системы является разработка и реализация государственной и местной политики подготовки и профессионального роста государственных и муниципальных служащих.

Реализация мероприятий такой политики должна осуществляться с закреплением задач по их исполнению за конкретным субъектом управления профессиональной подготовкой государственных и муниципальных служащих, что позволит повысить уровень ответственности за их выполнение и осуществить контроль

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. ст. 3215.
  2. Беляев А. М. О совершенствовании форм и методов профессионального развития государственных гражданских служащих//Аналитический вестник Совета Федерации РФ. — 2020. — № 3(746) — С. 78–82.
  3. Гоцуцова, М. О. Кадровое обеспечение системы государственного и муниципального управления / М. О. Гоцуцова // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В. Г. Шухова, посвященная 300-летию Российской академии наук: Сборник докладов Национальной конференции с международным участием, Белгород, 18–20 мая 2022 года. Том Часть 16. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2022. — С. 31–36.
  4. Раджабова, З. Р. Трансформация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления / З. Р. Раджабова, А. М. Темирханов // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства: Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Махачкала, 21–22 сентября 2022 года / под редакцией А. М. Эсетовой. — Махачкала: Информационно-полиграфический центр ДГТУ, 2022. — С. 216–218.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
государственные и муниципальные служащие
квалификация
профессионализм
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 131-132):
Часть 2 (стр. 67-141)
Расположение в файле:
стр. 67стр. 131-132стр. 141

Молодой учёный