Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование искусственного интеллекта на уроках английского языка в школе: возможности, вызовы и перспективы

Педагогика
24.06.2025
13
Поделиться
Библиографическое описание
Бостанова, А. А. Использование искусственного интеллекта на уроках английского языка в школе: возможности, вызовы и перспективы / А. А. Бостанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 388-390. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126915/.


В статье автор исследует плюсы и минусы использования искусственного интеллекта на уроках английского языка.

Ключевые слова: искусственный интеллект, английский язык, ученики, уроки.

Введение

Развитие технологий коренным образом меняет структуру и содержание современного образования. Искусственный интеллект (ИИ) перестаёт быть лишь инструментом футурологических прогнозов и всё активнее интегрируется в учебный процесс. Особенно значимым оказывается его использование в обучении иностранным языкам, в частности английскому — международному языку общения, науки и бизнеса. В школьной практике ИИ представляет собой гибкий, масштабируемый и потенциально мощный инструмент для повышения эффективности преподавания и уровня усвоения материала. Однако, как и любая технология, он требует вдумчивого подхода к применению, сопровождается рядом этических и методических вопросов.

Преимущества использования ИИ в обучении английскому языку

1. Персонализация обучения

Одним из ключевых преимуществ ИИ является его способность адаптироваться под потребности конкретного ученика. Такие платформы, как Duolingo, Grammarly, ChatGPT, и другие используют алгоритмы машинного обучения, чтобы подстраивать уровень сложности заданий, давать обратную связь и предлагать индивидуальные маршруты обучения. Это особенно важно в условиях школьного класса, где учащиеся могут значительно различаться по уровню знаний, мотивации и стилю обучения.

Пример: школьник, испытывающий трудности с построением вопросов в английском языке, может получать больше практики именно по этой теме, пока другой ученик будет работать над сложными временами или идиомами.

2. Расширение внеурочной языковой практики

ИИ способен предоставить ученикам возможность общения на английском языке даже вне пределов школы. Чат-боты, голосовые помощники, генеративные модели, такие как ChatGPT, могут выступать в роли собеседников, тренеров произношения или помощников в написании текстов.

Такое взаимодействие повышает языковую среду ученика, помогает преодолеть языковой барьер, страх перед ошибками и развивает навыки «живого» общения, которого часто не хватает на обычных уроках.

3. Автоматизация рутинных задач учителя

ИИ может существенно сократить время, затрачиваемое учителем на проверку письменных работ, грамматических тестов, диктантов и других упражнений. Программы вроде Write & Improve (разработанная Кембриджским университетом) предоставляют мгновенную обратную связь по грамматике, лексике и стилю, позволяя ученику учиться на своих ошибках практически в реальном времени.

Учителя могут сосредоточиться на более творческих и аналитических аспектах преподавания, таких как развитие критического мышления, работа над проектами и культурными аспектами языка.

4. Гибкость форматов подачи материала

ИИ может использоваться для генерации заданий, адаптации текстов по уровню сложности, создания визуальных и аудиоматериалов. Это расширяет возможности дифференцированного подхода и способствует вовлечению учеников с разными стилями восприятия информации (визуальный, аудиальный, кинестетический).

Пример: один и тот же текст о климатических изменениях может быть адаптирован для начального, среднего и продвинутого уровня владения английским языком с учётом лексических и грамматических требований.

5. Мотивация и вовлечение учеников

Интерактивные платформы с элементами геймификации (награды, уровни, челленджи), дополненной и виртуальной реальности способствуют повышению интереса к обучению. Ученики воспринимают занятия не как скучную обязанность, а как увлекательную игру, в которой можно соревноваться с собой или другими.

Ограничения и риски

1. Потенциальная утрата критического мышления

Одним из рисков чрезмерного использования ИИ является снижение мотивации к самостоятельному поиску решений и развитию критического мышления. Если ученик полагается исключительно на автоматические подсказки, он может не анализировать свои ошибки и не развивать навык самопроверки.

2. Ограниченность в оценке творческих заданий

Хотя ИИ неплохо справляется с базовой проверкой грамматики и структуры, оценка письменной речи с точки зрения глубины мысли, художественной выразительности, аргументации и культурной уместности требует человеческого участия. Машина может не понять иронию, скрытый смысл или эмоции текста.

3. Этические и юридические аспекты

Использование ИИ в образовании требует соблюдения правил обработки персональных данных, особенно если речь идёт о несовершеннолетних. Сбор, хранение и использование данных учащихся должны быть прозрачными, безопасными и соответствовать национальному и международному законодательству (например, ФЗ-152 в РФ или GDPR в ЕС).

4. Цифровое неравенство и технические ограничения

Не все школы обладают достаточной технической базой для активного внедрения ИИ: быстрым интернетом, современными компьютерами, интерактивными досками и т. д. Это может привести к усилению образовательного неравенства между регионами и учреждениями.

5. Зависимость от англоязычных культурных контекстов

Большинство ИИ-инструментов разработано англоязычными компаниями и ориентировано на западные ценности, что может приводить к искажению культурного контекста или неполной адаптации материалов к российским реалиям. Важно учитывать культурную чувствительность и локализовывать материалы.

Перспективы развития

В ближайшие годы можно ожидать:

— дальнейшей интеграции ИИ в школьные платформы и учебники;

— создания национальных систем на базе ИИ, ориентированных на ГОС и образовательные стандарты;

— совершенствования этических норм по применению ИИ в школах;

— обучения учителей цифровой педагогике и использованию ИИ как инструмента, а не замены.

Заключение

Искусственный интеллект открывает широкие возможности для реформирования преподавания английского языка в школе. Он помогает адаптировать обучение под каждого ученика, облегчает труд учителя и расширяет доступ к качественным материалам. Вместе с тем, использование ИИ требует критического осмысления, педагогической чёткости и технологической ответственности. Только при грамотном подходе ИИ может стать не просто модной новинкой, а ценным элементом образовательной среды, способствующим всестороннему языковому развитию школьников.

Литература:

  1. Использование деятельностного подхода в проектах цифровой трансформации в образовании, под редакцией Л. О. Смирновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023–170 с.
  2. Авершина, М. В. Искусственный интеллект в современном образовании / М. В. Авершина // Академическая публицистика. — 2021. — № 5. — С. 483–489.
  3. Ахмерова, Н. М. Возможности применения искусственного интеллекта в образовании / Н. М. Ахмерова // Человек. Искусство. Вселенная. — 2020. — № 1. — С. 56–61.
  4. Донина, И. А. Искусственный интеллект в современном образовании: возможности и угрозы / И. А. Донина, С. Н. Воднева, М. Н. Михайлова // Психолого-педагогический поиск. — 2021. — № 1. — С. 17–29.
  5. Костюкович, Е. Ю. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в ВУЗе / Е. Ю. Костюкович // Современное педагогическое образование. — 2023. — № 1. — С. 492–496.
  6. Шефиева, Э. Ш. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) / Э. Ш. Шефиева, Т. Е. Исаева // Общество: социология, психология, педагогика. — 2020. — № 10. — С. 84–89.
  7. Загорулько Ю. А. Искусственный интеллект. Инженерия знаний: учебное пособие для вузов / Ю. А. Загорулько, Г. Б. Загорулько. — Москва: Издательство Юрайт, 2022–93 с.
  8. Министерство просвещения РФ. (2023). Рекомендации по использованию цифровых образовательных технологий в школах.
  9. UNESCO. (2021). AI and Education: Guidance for Policy-makers. Retrieved from https://ai.gov.ru/upload/iblock/77c/8sjp544xk4h7i2aolt21hm46jixrenxu.pdf, 13–24
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
искусственный интеллект
английский язык
ученики
уроки
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 388-390):
Часть 6 (стр. 369-445)
Расположение в файле:
стр. 369стр. 388-390стр. 445

Молодой учёный