Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Внедрение современных информационных технологий в процесс оказания государственных и муниципальных услуг

Экономика и управление
20.06.2025
27
Поделиться
Библиографическое описание
Черняев, А. С. Внедрение современных информационных технологий в процесс оказания государственных и муниципальных услуг / А. С. Черняев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126914/.


В статье автор выявляет специфику внедрения современных информационных технологий в процесс оказания государственных и муниципальных услуг.

Ключевые слова: информационные технологии, государственные и муниципальные услуги, правительство, интернет.

В условиях цифровой трансформации внедрение современных информационных технологий в сферу государственных и муниципальных услуг становится ключевым фактором повышения эффективности управления и качества обслуживания населения. Использование электронных сервисов, искусственного интеллекта, блокчейна позволяет оптимизировать административные процессы, сократить сроки оказания услуг и минимизировать бюрократические барьеры. Это способствует не только повышению прозрачности работы органов власти, но и укреплению доверия граждан к государственным институтам.

В настоящее время в стране формируется увеличение спроса на цифровые технологии. Данный процесс сталкивается с определенными сложностями. Рейтинг РФ интеграции технологий в бизнес международного индекса цифровой экономики и общества в целом отстает от соответствующего показателя стран ЕС.

Множество факторов затрудняют процесс цифровой трансформации. К числу препятствий относятся нерегулярные темпы технологических изменений, нехватка квалифицированных кадров и размытое представление госслужащих о сути цифровых преобразований и инструментах их реализации. Указанные обстоятельства нередко становятся причиной незавершенности государственных программ. Неоправданные расходы в течение года также негативно сказываются на успешности программ, налагая необходимость адаптации их содержания. Неполнота планирования и организация работы зачастую служат препятствием: внедрение цифровых технологий в госаппарат сопряжено с множеством вызовов и трудностей. Рассмотрим ряд основных аспектов:

Внедрение цифровых технологий в госуправление предполагает необходимость изменений как в культуре, так и в организационной структуре. Некоторые сотрудники могут проявлять сопротивление, опасаясь потери рабочих мест или необходимости осваивать новые навыки. Такой процесс требует активной информирования, обучения и формирования положительного отношения к цифровым преобразованиям.

Кроме того, цифровые системы и данные, используемые в государственном управлении, становятся привлекательной целью для киберпреступников и хакеров. Уязвимости в системах безопасности могут привести к утечке личной информации, нарушению конфиденциальности, что несет огромные риски как для органов власти, так и для граждан [6, с.25].

Государственные учреждения обязаны активно внедрять передовые технологии обеспечения защиты информации с целью усовершенствования киберзащиты, включая системы шифрования, многофакторную аутентификацию и системы мониторинга безопасности.

Для успешного внедрения новых технологий необходима соответствующая инфраструктура, включая высокоскоростной интернет и доступ к электронной технике. Без должной материально-технической базы и ограниченного доступа к интернет-ресурсам полноценное применение электронных госуслуг становится невозможным. Важной задачей остается развитие инфраструктуры и обеспечение доступности технологий для всех категорий граждан [5, с.158].

В процессе реализации региональных информационных систем с обширными базами данных, которые обеспечивают широкий спектр предоставляемых услуг, выявляется множество сложных проблем, требующих внимания [3, с.102].

Существенной проблемой выступает увеличение расходов на транзакции для государственных учреждений наряду с высокими затратами на обновление и поддержание действующих систем. Учитывая сложившуюся ситуацию, целесообразно рассмотреть централизованное финансирование как возможное решение для внедрения информационных систем, ориентированных на развитие регионов.

В современном управлении, основанном на автоматизированных информационных системах (АИС), наблюдаются недостатки, связанные с ручным вводом данных, что значительно увеличивает вероятность ошибок и противоречий. Для улучшения ситуации необходимо модернизировать подготовку кадров, работающих с такими системами. На сегодняшний день системы плохо интегрированы между собой, что приводит к возникновению конфликтов в данных. Следует создать эффективные механизмы взаимодействия, чтобы обеспечить корректный ввод и обработку информации, что крайне важно для стабильности и безопасности общества.

Функциональные возможности АИС часто определяются центральными органами, и это не всегда удовлетворяет потребности местных и региональных структур. В результате у учреждений возникают потребности в разработке дополнительных собственных АИС. В связи с этим мы предлагаем цифровизацию государственных и муниципальных услуг как часть трансформации системы управления [4, с.34].

При глубоком исследовании процессов внедрения цифровых технологий в оперативную работу властных структур можно заметить: цельный подход и тщательный контроль за деятельностью региональных подразделений позволяют эффективно преодолевать возникающие сложности. Рост уровня цифровизации приводит к заметному улучшению применения современных методов сбора данных на местах, одновременно повышая качество оказания государственных и муниципальных услуг. Данные процессы стали ключевыми задачами для участников комплексного механизма, поскольку успех предоставления услуг во многом определяется скоростью и качеством обработки информации. Тем не менее, для успешного извлечения данных необходима организованность на всех взаимосвязанных уровнях [7, с.65].

Следует отметить, что на пути цифровизации государственного и муниципального управления возникают определённые препятствия:

— заметные различия в уровне внедрения и использовании современных информационных технологий и решений в разных государственных и муниципальных структурах, что особенно четко прослеживается на уровне местной власти;

— недостаточная доступность и развитие инфраструктуры для публичного доступа к государственным ресурсам и порталам — значительная часть госуслуг по-прежнему доступна только при личном обращении.

— действующий законодательный акт ограничен в своем охвате, не учитывает все аспекты цифровой трансформации, включая правила использования информационных и коммуникационных технологий.

Обеспечение защиты данных — это важная задача. Необходимо учитывать, что проблемы, возникающие при реализации технологий, информатизации и коммуникации в деятельности государственных и муниципальных органов, являются многогранными и межведомственными, что делает невозможным их решение исключительно в рамках одного учреждения.

Проблема включения муниципального уровня власти в процесс цифровой трансформации общегосударственного уровня, инициированный в России Указом Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] и запущенной в соответствии с ним Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [2], является сегодня крайне актуальной, но при этом малоизученной темой для исследования.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. N 20. ст. 2817.
  2. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 (ред. от 01.08.2024) «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ.2019. N 11. ст. 1119.
  3. Волков И. С., Реут Д. В. Цифровизация в муниципальном и государственном управлении // International Journal of Open Information Technologies. 2023. Т. 11. № 1. С. 102–110.
  4. Исакова Г. К. Трансформация государственного управления в условиях глобальной цифровизации // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2024. № 4. С.34–39.
  5. Куценко Д. О. Диджитализация муниципального управления в крупном городе: инструменты, барьеры и стратегии // Управленческое консультирование. 2020. № 6 (138). С. 158–171.
  6. Лебедева Ю. А. Цифровая трансформация государственного и муниципального управления в РФ: проблемы и тенденции развития // Муниципальная академия. 2020. № 4. С. 25–28.
  7. Манина М. В. О проблемах цифровой трансформации Российских регионов // Цифровая экономика и финансы: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2022. С. 65–69.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
информационные технологии
государственные и муниципальные услуги
правительство
интернет
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 129-131):
Часть 2 (стр. 67-141)
Расположение в файле:
стр. 67стр. 129-131стр. 141

Молодой учёный