В статье автор выявляет специфику внедрения современных информационных технологий в процесс оказания государственных и муниципальных услуг.
Ключевые слова: информационные технологии, государственные и муниципальные услуги, правительство, интернет.
В условиях цифровой трансформации внедрение современных информационных технологий в сферу государственных и муниципальных услуг становится ключевым фактором повышения эффективности управления и качества обслуживания населения. Использование электронных сервисов, искусственного интеллекта, блокчейна позволяет оптимизировать административные процессы, сократить сроки оказания услуг и минимизировать бюрократические барьеры. Это способствует не только повышению прозрачности работы органов власти, но и укреплению доверия граждан к государственным институтам.
В настоящее время в стране формируется увеличение спроса на цифровые технологии. Данный процесс сталкивается с определенными сложностями. Рейтинг РФ интеграции технологий в бизнес международного индекса цифровой экономики и общества в целом отстает от соответствующего показателя стран ЕС.
Множество факторов затрудняют процесс цифровой трансформации. К числу препятствий относятся нерегулярные темпы технологических изменений, нехватка квалифицированных кадров и размытое представление госслужащих о сути цифровых преобразований и инструментах их реализации. Указанные обстоятельства нередко становятся причиной незавершенности государственных программ. Неоправданные расходы в течение года также негативно сказываются на успешности программ, налагая необходимость адаптации их содержания. Неполнота планирования и организация работы зачастую служат препятствием: внедрение цифровых технологий в госаппарат сопряжено с множеством вызовов и трудностей. Рассмотрим ряд основных аспектов:
Внедрение цифровых технологий в госуправление предполагает необходимость изменений как в культуре, так и в организационной структуре. Некоторые сотрудники могут проявлять сопротивление, опасаясь потери рабочих мест или необходимости осваивать новые навыки. Такой процесс требует активной информирования, обучения и формирования положительного отношения к цифровым преобразованиям.
Кроме того, цифровые системы и данные, используемые в государственном управлении, становятся привлекательной целью для киберпреступников и хакеров. Уязвимости в системах безопасности могут привести к утечке личной информации, нарушению конфиденциальности, что несет огромные риски как для органов власти, так и для граждан [6, с.25].
Государственные учреждения обязаны активно внедрять передовые технологии обеспечения защиты информации с целью усовершенствования киберзащиты, включая системы шифрования, многофакторную аутентификацию и системы мониторинга безопасности.
Для успешного внедрения новых технологий необходима соответствующая инфраструктура, включая высокоскоростной интернет и доступ к электронной технике. Без должной материально-технической базы и ограниченного доступа к интернет-ресурсам полноценное применение электронных госуслуг становится невозможным. Важной задачей остается развитие инфраструктуры и обеспечение доступности технологий для всех категорий граждан [5, с.158].
В процессе реализации региональных информационных систем с обширными базами данных, которые обеспечивают широкий спектр предоставляемых услуг, выявляется множество сложных проблем, требующих внимания [3, с.102].
Существенной проблемой выступает увеличение расходов на транзакции для государственных учреждений наряду с высокими затратами на обновление и поддержание действующих систем. Учитывая сложившуюся ситуацию, целесообразно рассмотреть централизованное финансирование как возможное решение для внедрения информационных систем, ориентированных на развитие регионов.
В современном управлении, основанном на автоматизированных информационных системах (АИС), наблюдаются недостатки, связанные с ручным вводом данных, что значительно увеличивает вероятность ошибок и противоречий. Для улучшения ситуации необходимо модернизировать подготовку кадров, работающих с такими системами. На сегодняшний день системы плохо интегрированы между собой, что приводит к возникновению конфликтов в данных. Следует создать эффективные механизмы взаимодействия, чтобы обеспечить корректный ввод и обработку информации, что крайне важно для стабильности и безопасности общества.
Функциональные возможности АИС часто определяются центральными органами, и это не всегда удовлетворяет потребности местных и региональных структур. В результате у учреждений возникают потребности в разработке дополнительных собственных АИС. В связи с этим мы предлагаем цифровизацию государственных и муниципальных услуг как часть трансформации системы управления [4, с.34].
При глубоком исследовании процессов внедрения цифровых технологий в оперативную работу властных структур можно заметить: цельный подход и тщательный контроль за деятельностью региональных подразделений позволяют эффективно преодолевать возникающие сложности. Рост уровня цифровизации приводит к заметному улучшению применения современных методов сбора данных на местах, одновременно повышая качество оказания государственных и муниципальных услуг. Данные процессы стали ключевыми задачами для участников комплексного механизма, поскольку успех предоставления услуг во многом определяется скоростью и качеством обработки информации. Тем не менее, для успешного извлечения данных необходима организованность на всех взаимосвязанных уровнях [7, с.65].
Следует отметить, что на пути цифровизации государственного и муниципального управления возникают определённые препятствия:
— заметные различия в уровне внедрения и использовании современных информационных технологий и решений в разных государственных и муниципальных структурах, что особенно четко прослеживается на уровне местной власти;
— недостаточная доступность и развитие инфраструктуры для публичного доступа к государственным ресурсам и порталам — значительная часть госуслуг по-прежнему доступна только при личном обращении.
— действующий законодательный акт ограничен в своем охвате, не учитывает все аспекты цифровой трансформации, включая правила использования информационных и коммуникационных технологий.
Обеспечение защиты данных — это важная задача. Необходимо учитывать, что проблемы, возникающие при реализации технологий, информатизации и коммуникации в деятельности государственных и муниципальных органов, являются многогранными и межведомственными, что делает невозможным их решение исключительно в рамках одного учреждения.
Проблема включения муниципального уровня власти в процесс цифровой трансформации общегосударственного уровня, инициированный в России Указом Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] и запущенной в соответствии с ним Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [2], является сегодня крайне актуальной, но при этом малоизученной темой для исследования.
Литература:
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. N 20. ст. 2817.
- Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 (ред. от 01.08.2024) «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ.2019. N 11. ст. 1119.
- Волков И. С., Реут Д. В. Цифровизация в муниципальном и государственном управлении // International Journal of Open Information Technologies. 2023. Т. 11. № 1. С. 102–110.
- Исакова Г. К. Трансформация государственного управления в условиях глобальной цифровизации // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2024. № 4. С.34–39.
- Куценко Д. О. Диджитализация муниципального управления в крупном городе: инструменты, барьеры и стратегии // Управленческое консультирование. 2020. № 6 (138). С. 158–171.
- Лебедева Ю. А. Цифровая трансформация государственного и муниципального управления в РФ: проблемы и тенденции развития // Муниципальная академия. 2020. № 4. С. 25–28.
- Манина М. В. О проблемах цифровой трансформации Российских регионов // Цифровая экономика и финансы: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2022. С. 65–69.