Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогические условия укрепления традиционных семейных ценностей

Педагогика
20.06.2025
21
Поделиться
Библиографическое описание
Данченко, А. В. Педагогические условия укрепления традиционных семейных ценностей / А. В. Данченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 406-408. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126906/.


Утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи — эти приоритеты обозначены в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [2].

В соответствии с данной концепцией государство ставит перед собой следующие задачи:

— возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

— установление традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни;

— создание определенных условий для обеспечения семейного благополучия, ответственной позиции родительства, повышения авторитета родителей и поддержания социальной устойчивости каждой семьи [2].

Семья в России — это культурная единица, хранящая в себе социальные и культурные традиции, переходящие из поколения в поколение. Семейные ценности являются первоосновой традиционных ценностей. Именно на уровне семьи начинается воспитание человека [3].

Согласно 114 ст. Конституции России именно традиционные ценности, востребованные и поддерживаемые российским обществом, призваны сформировать единое содержание всей социально-ориентированной политики государства, придать ей четкий мировоззренческий вектор развития [1].

Семейные ценности являются основой любого общества. Они охватывают нормы, убеждения и практики, которые передаются из поколения в поколение и помогают формировать личность, ее мировосприятие и отношение к окружающим.

Традиционные семейные ценности передавались и могут прочно передаваться только наглядным жизненным примером собственных родителей, который положительно оценивается изнутри семьи и рода, а также со стороны общества. Ведущую роль в передаче этих ценностей всегда играли мужчины, которым отводится особая социальная роль [6].

В последние десятилетия наблюдается тенденция к изменению традиционных семейных структур и ценностей. Это может привести к утрате таких качеств, как уважение, ответственность и поддержка в семье. Особую значимость тема приобретает для мужчин, так как традиционная роль мужчины как защитника и кормильца семьи может быть затруднена в условиях современной реальности. Формирование крепких семейных ценностей играет важную роль в воспитании будущих лидеров, способных не только принимать решения, но и заботиться о своих близких, обеспечивая таким образом стабильность в обществе.

В условиях современности, когда семейные ценности подвергаются значительным изменениям и вызовам, особенно важно уделить внимание воспитанию подрастающего поколения. Это особенно актуально для условий суворовских училищ, где формируются не только военные навыки, но и характер, моральные принципы и отношения к семейным традициям.

Важно отметить, что семейные ценности играют ключевую роль в формировании личности, особенно в такие критические моменты, как подростковый возраст. Они помогают детям осознать важность близких отношений, научиться решать конфликты и находить компромиссы, важны для развития эмоционального интеллекта и социальной адаптации.

В учебных заведениях военизированного типа воспитание курсантов и слушателей является одной из приоритетных задач. Только морально зрелый курсант будет психологически готов к достойному выполнению возложенного на него служебного долга. Воспитательными моментами в ходе обучения будут выступать строгое соблюдение распорядка дня, точность выполнения получаемых приказов, чистота закреплённой территории, ответственное отношение к суточным нарядам и др. Большое влияние имеют различные мероприятия воспитательной работы, формирующие у обучающихся профессиональные и личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые будущему защитнику Отечества [5].

В процессе нравственного воспитания будущих офицеров путем использования потенциала семьи и семейных ценностей необходимо решить ряд задач:

— мировоззренческой подготовки в сфере семейных и брачных отношений;

— формирования ценностного отношения к институту семьи в целом;

— обеспечения духовно-нравственного роста личности;

— пропаганды и распространения положительного опыта создания крепких офицерских семей [4].

Формирование и укрепление традиционных семейных ценностей в суворовском училище задача многогранная и требует комплексного подхода. Рассмотрим подробно каждый из предложенных педагогических условий.

1. Организация семейно-ориентированных мероприятий

Для успешного формирования семейных ценностей в суворовской среде необходимо проводить мероприятия, ориентированные на семью. Это могут быть просветительские семинары, где рассматриваются различные аспекты семейной жизни, воспитания детей, роли каждого из членов семьи в создании благоприятного семейного климата. Такие мероприятия могут включать лекции, мастер-классы, тематические дискуссии с участием специалистов в области семейных отношений, психологии и педагогики.

2. Дополнение локальных актов вузов мероприятиями, направленными на формирование традиционных семейных ценностей.

Локальные акты вузов, такие как уставы и положения, могут быть расширены за счет включения программ и мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию традиционных семейных ценностей. Это может выражаться в создании специальных комитетов или рабочих групп, которые будут заниматься вопросами семейных ценностей, а также в формировании концепта программы, охватывающей все аспекты семейной жизни.

3. Проведение курсов повышения квалификации преподавателей

Преподаватели играют ключевую роль в воспитательном процессе. Организация курсов повышения квалификации для педагогов, ориентированных на воспитательную работу, может значительно улучшить понимание семейных ценностей и методов их интеграции в образовательный процесс. В рамках таких курсов может быть рассмотрен опыт работы с молодежными группами, изучение методов взаимодействия с семьями школьников и студентов и разработка новых подходов к обучению.

4. Создание учебно-методической базы

Формирование учебно-методической базы не менее важно. Это подразумевает создание доступных учебных материалов, пособий, методических рекомендаций, которые преподаватели могут использовать при проведении занятий. Также необходимо обеспечить доступ к специализированной литературе и современным исследованиям по проблематике семейных ценностей, что поспособствует более глубокому их пониманию и осмыслению.

5. Образование и поддержка тематических молодежных объединений

Создание и поддержка молодежных объединений, которые занимаются пропагандой традиционных ценностей, является эффективным методом вовлечения воспитанников в обсуждение тем, касающихся семьи. Эти объединения могут организовывать различные мероприятия: лекции, встречи с известными семьями, путешествия, конкурсы и другие активности, направленные на формирование социальной ответственности и заботы о семейных ценностях.

6. Внесение в план воспитательной работы конкурсов и дискуссионных клубов

Важной частью воспитательной работы могут стать конкурсы, дискуссионные клубы и конференции на темы, связанные с материнством, отцовством, и духовно-нравственными ценностями. Такие мероприятия стимулируют студентов к критическому осмыслению своего отношения к семье и её роли в жизни, а также создают платформу для обмена мнениями и опытом среди участников.

7. Включение в календарный план празднования семейных праздников

Празднование основных семейных праздников (например, День матери, День семьи, любви и верности) обеспечивает возможность для совместного времяпрепровождения студентов, преподавателей и их семей. Эти мероприятия могут включать концерты, мастер-классы, выставки, которые подчеркивают значимость семьи в жизни каждого человека и социальной ответственности, создавая позитивное восприятие традиционных семейных ценностей.

Следует отметить, что обучение суворовцев нацелено в первую очередь на формирование с практической точки зрения готовности обучающихся к сознательному выбору профессии и успешной дальнейшей профессиональной деятельности. При этом процесс формирования традиционных семейных ценностей является многоплановым, включает в себя различные учебно-воспитательные мероприятия, где задействованы учебные и обеспечивающие подразделения. Следует также подчеркнуть, что результативность данного процесса во многом определяется скоординированной, а самое главное — непротиворечивой интеграцией всех субъектов образовательной среды в учебном учреждении в единую педагогическую систему, направленную на подготовку развитой духовно-нравственной личности.

Подводя итог, можно сказать, что укрепление традиционных семейных ценностей в суворовских училищах — это важная задача, требующая комплексного подхода. Формирование крепких семейных отношений у молодого поколения поможет наладить диалог между различными поколениями, повысит уровень ответственности и уважения к близким. В конечном счете, порядок и стабильность в обществе начинается с крепкой семьи, и наша задача — сделать все возможное для её поддержки и развития. Значимость дальнейшего изучения данного вопроса заключается в изобличении и ликвидации пробелов в воспитательной деятельности преподавательского состава, совершенствовании уже действующих моделей воспитания, а также обеспечении эффективной моральной и идеологической подготовки будущих защитников отечества к крепкому брачному союзу, ответственному родительству и почитанию старших поколений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). — Москва: Проспект, 2024. — ISBN 978–5-392–40221–2.
  2. Указ Президента РФ от 09.10.2007. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2007. 15 октября. № 42. Ст. 5009.
  3. Вылегжанина, И. В. Проект по укреплению семейных ценностей «Ба!» / И. В. Вылегжанина // Образование в Кировской области. — 2023. — № 3(67). — С. 119–121.
  4. Гусева Н. Н. Семейные ценности и нормы в воспитании курсантов военных вузов // Вестник ТОГИРРО. — 2013. — № 3 (27). — С. 109.
  5. Косарева, М. А. Формирование традиционных семейных ценностей у курсантов вузов МВД России / М. А. Косарева // Гуманитарные исследования Центральной России. — 2022. — № 4(25). — С. 73–80.
  6. Ростовская, Т. К. Сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей как основа демографической безопасности России / Т. К. Ростовская // Молодая семья в представлениях современной молодежи: сборник материалов Всероссийской научной конференции, Иваново, 28 октября 2023 года. — Иваново: Ивановский государственный университет, 2024. — С. 6–9.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 406-408):
Часть 6 (стр. 369-445)
Расположение в файле:
стр. 369стр. 406-408стр. 445

Молодой учёный