Введение
Подростковый возраст является критическим периодом в жизни человека, когда формируются основные социальные навыки и поведенческие модели. Проблема социально-принятого поведения подростков становится особенно актуальной в условиях современного общества, где влияние различных факторов, таких как семья, образовательные учреждения и социальные группы, играет ключевую роль в формировании личности. Важно понимать, что социально-принятое поведение не является статичным понятием, а постоянно изменяется под воздействием культурных и социальных контекстов.
В настоящее время негативные тенденции общественного развития, нестабильность социально-экономической ситуации в обществе вызывают значительный рост асоциальных проявлений, особенно среди молодежи и несовершеннолетних.
Среди исследований, выполненных на стыке педагогики и криминологии, следует назвать работы Ю. М. Антоняна, Я. Г. Анапреенко, А. С. Белкина, К. Е. Игошева, Г. М. Миньковского, А. Н. Литвинова, Д. В. Гурова, Т. С. Барило и др. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя, причины и пути ее формирования отражены в трудах таких ученых, как С. А. Беличева, Е. В. Змановская, А. И. Захаров, Ю. А. Клейберг и др. Отдельные направления профилактики правонарушений среди школьников раскрыты в исследованиях Т. С. Шестаковой (профилактика правонарушений в сфере свободного времени), В. Г. Степанов (профилактическая работа с детьми в общеобразовательной школе). Изучение преступного поведения как социального явления занимались В. Н. Кудрявцев, В. С. Собкин и др. В соответствии с теориями, в основе которых лежат социальные факторы преступного поведения, существенными причинами являются «деформации нравственного и правового сознания отдельных субъектов, что связано с противоречивостью положения, в которое они нередко попадают. С одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения, с другой, из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона людьми, облеченными властью. Это ставит под сомнение действительную ценность закона и правовых норм. Также причиной деформации нравственного и правового сознания является устойчивая сила стереотипов противоправного и безнравственного мышления и поведения отдельных индивидов» [4, с. 22]. А. Е. Личко описаны личностные факторы преступного поведения среди учащихся. В работах А. Г. Ковалева, раскрыты особенности работы по предупреждению противоправного поведения подростков и юношей. Следовательно, актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, широкой распространенностью и серьезными последствиями противоправного поведения среди учащихся старших классов, с другой стороны.
Основная часть.
В современной психологической и педагогической наук проблема социально-приемлемого поведения занимает одно из ключевых мест. Исследования в данной области акцентируют внимание на особенностях приемлемогоповедения в подростковых группах, в частности в условиях образовательной среды. Это обусловлено тем, что полноценное взаимодействие ребенка с группой сверстников играет фундаментальную роль в его социальном, личностном и когнитивном развитии.
В исследованиях прошлого столетия, посвященных изучению поведения личности (А. Бандура, Л. С. Выготский, А. В. Петровский, Б. Ф. Скиннер, Р. М. Шамионов, В. А. Ядов и другие), нормативное поведение рассматривалось как антипод отклоняющемуся (девиантному) поведению. В тот период ведущей теорией, объясняющей девиантное поведение, была биологизаторская концепция ( У. Пирс, Э.Ферри, У. Шелдон и другие), которая применялась в различных научных дисциплинах, включая антропологию, психологию и социологию. Основой данной теории являлось представление о человеке как о высокоразвитом животном.
В настоящее время, на основе переосмысления теоретических и эмпирических данных, формируются новые концептуальные подходы к исследованию нормативной проблематики. Одним из таких подходов является структурно-диалектический метод, разработанный Н. Е. Вераксой. В рамках данного подхода проведены исследования такими авторами, как Н. А. Корзинкина, А. К. Пащенко, В. П. Ульянова и другие [2].
Н. А. Корзинкина предприняла попытку анализа ситуации социального взаимодействия подростков в контексте заданной нормы, рассматривая её как целостное структурное образование. В результате исследования автор пришла к выводу о многоуровневом характере нормативной организации ситуации в школьной среде, характеризующейся иерархически установленным порядком соподчинения [6, с. 91].
Центральным элементом нормативной структуры ситуации выступает институционально закреплённое правило, которое выполняет функцию регулятора поведения подростка. В случае недостаточной фиксации данного правила происходит дестабилизация нормативной схемы, что приводит к активизации норм более низких уровней нормативной структуры, которые, в свою очередь, начинают координировать поведение учащегося.
Общая профилактика противоправного поведения подростков заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности. Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их. Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика противоправного поведения подростков, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими учащимися правонарушений или на их реабилитацию [12].
В соответствии со ст.13 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» учреждения образования в соответствии с их уставами [3]:
— оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
— обеспечивают организацию в учреждениях образования общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
— осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
— осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст.13 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» работа учреждений образования в данном направлении осуществляется двумя путями:
— работа с несовершеннолетним по факту правонарушения или преступления;
— ранняя профилактика противоправного поведения подростков [3].
Профилактика противоправного поведения подростков — система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Основным направлением профилактики противоправного поведения подростков является:
— ранняя диагностика учащихся (группы риска);
— консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
— мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей;
— организация коррекционно-реабилитационной деятельности, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;
— разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения [5, с. 9].
Выявление и учет подростков с рискованным поведением должны проводиться регулярно и систематически в течение всего учебного года. Постановка на учет не самоцель, а основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Выявление и учет подростков данной категории должны проводиться регулярно и систематически в течение всего учебного года. Постановка на учет не самоцель, а основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы [10, с.5].
Индикаторы неблагополучия несовершеннолетнего можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
— учебная деятельность;
— взаимоотношения со сверстниками;
— взаимоотношения со взрослыми;
— проведение свободного времени;
— отношение к труду и профессиональная ориентация;
— поведение и поступки.
При выборе различных форм в профилактической работе используют различные средства. К средствам, воздействующим больше на когнитивную сферу, на первый план выступают средства, несущие научно аргументированную информацию, раскрывающие тематику, наиболее значимую для этого возраста (здоровье, семья, потомство и т. д.). Проводятся беседы, дискуссии, используются памятки, буклеты, листовки, санитарные бюллетени. К средствам, воздействующим больше на эмоциональную сферу, относятся кино- и видеофильмы, озвученные слайды и планшеты или целые комплекты средств наглядной агитации [11, с. 128].
В различных формах психопрофилактической работы могут использоваться схожие методы работы. В целях предупреждения противоправного поведения социальным педагогом могут использоваться различные социально-педагогические методы. Среди ведущих методов профилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения. В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ.
Опираясь на классификацию методов социально-педагогической деятельности, предложенную Р. В. Овчаровой, можно рассмотреть три группы методов работы социального педагога в профилактике противоправного поведения учащихся старших классов:
- «Методы социального воспитания (мотивирование и приобщение к действию, метод репродуцирования, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества).
- Методы воздействия (убеждение; принуждение (на уровне сознания); внушение; заражение; подражание (на неосознаваемом уровне психики).
- Методы организации социально-педагогического взаимодействия (ценностного ориентирования, организация деятельности)» [13, c. 87].
Таким образом, профилактика противоправного поведения должна коснуться всех сфер жизни учащихся старших классов: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом. В основе подавляющего большинства психопрофилактических программ лежит идеи педагогической коррекции. Поэтому основное внимание исследователей сосредоточено на поиске причин противоправного поведения учащихся старших классов.
Вывод. В подростковом возрасте складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). С появлением мотивационной и личностной рефлексии связано совершенствование волевой регуляции. Способность взвешивать внешние и внутренние обстоятельства и предвидеть последствия своих поступков позволяют принимать достаточно осознанные решения.
Профилактика противоправного поведения — это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Социально-педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов — социализации, самовоспитания и специально организованного педагогического воздействия на личность учащегося. Профилактика противоправного поведения подростков предполагает комплексное взаимодействие различных социальных институтов. Работа социального педагога по профилактике противоправного поведения предполагает реализацию психолого-педагогических действий по следующим направлениям: индивидуальная и групповая работа с подростками; работа с микросоциумом (с родителями, ближайшим социальным окружением); организация сети внешней поддержки. Основные методы работы в профилактике противоправного поведения подростков включают в себя организацию социальной среды, информирование, обучение социально-важным навыкам, организацию деятельности, альтернативной рискованному поведению, организацию здорового образа жизни, активизацию личностных ресурсов. В профилактике противоправного поведения по критерию количества участников выделяют индивидуальные и групповые формы работы. В целях предупреждения противоправного поведения социальным педагогом могут использоваться различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения.
Литература:
- Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. Педагогический журнал. 2000. № 1. С. 81–107.
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пер. с англ. — 3-изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 301 с.
- Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-З (с изменениями и дополнениями Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 250-З).
- Корзинкина Н. А. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой: Дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 25 с.
- Корнилова, Т. В. Подростки групп риска / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Липатов, Э. Г. Нормативность правовых явлений. автореферат дис. кандидата юридических наук — 12.00.01 / Саратовская акад. права. — Саратов, 1996. — 26 с.
- Лукашева Е. А. Права человека и правовое социальное государство в России. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 400 с.
- Лысун О. В. Нормативность сознания как условие и ресурс развития цивилизации: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Хабаровск, 2006. 23 с.
- Матафонова, Т. Н. Подростковая преступность как проблема современного общества / Т. Н. Матафонова, Л. Н. Золотарева, Е. В. Колесникова [и др.] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 4–6.
- Маслихина, Н. В. Роль семьи в формировании личности ребенка / Н. В. Маслихина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. — Выпуск 1. — М.: МиЭм, 2008. — 212 с.
- Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. — М.: Академия, 2001. — 336 с.
- Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М.: Юридич. лит., 2009. — 213 с.
- Пащенко А. К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 78–85.
- Ульянова В. П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 22 с.
- Шевчук В. Д. Поведение человека // Юриспруденция. 2010. № 4. С. 79–86.