Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Модели поведения: вдохновляем подростков на лучшее. Проектная работа как средство формирования социально приемлемых моделей поведения у подростков

Педагогика
19.06.2025
12
Поделиться
Библиографическое описание
Шишко, Е. В. Модели поведения: вдохновляем подростков на лучшее. Проектная работа как средство формирования социально приемлемых моделей поведения у подростков / Е. В. Шишко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 463-465. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126900/.


Введение

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования у школьников таких качеств, как доброта и отзывчивость. В настоящее время проблема жестокости и равнодушия среди детей становится все более актуальной. Это проявляется в отсутствии эмпатии, сопереживания к окружающим, а также в чрезмерной агрессии.

Воспитание подростков является одной из важнейших задач современного образования, поскольку именно в подростковом возрасте формируются основные жизненные ценности и социальные навыки, которые влияют на поведение и идентичность человека в будущем. В условиях глобализации и быстрого развития технологий молодежь сталкивается с множеством вызовов, среди которых — формирование агрессивных и антисоциальных моделей поведения. Важно, чтобы образовательные учреждения не только передавали знания, но и способствовали развитию нравственных ориентиров y своих воспитанников.

Проектная работа, как форма организации учебного процесса, предполагает уникальную возможность для реализации этих целей. Она позволяет подросткам не просто учиться, а активно заниматься поиском решений социальных проблем, взаимодействуя с окружающим миром и формируя свою социальную идентичность. Проекты могут быть различной тематики: от экологии и здоровья до социальной справедливости культурного наследия. Участие в таких проектах способствует развитию критического мышления, лидерских качеств, инициативности и ответственности.

Внеклассная работа играет ключевую роль в воспитании добродетеля, обеспечивая пространство для самовыражения и практического воплощения идей, что, в свою очередь, помогает подросткам осознать свою роль в обществе и значимость поддержки друг друга. Уроки жизни вне школьной программы нередко оказываются более значимыми для формирования личности, поскольку именно здесь подростки могут ощутить свою причастность к реальным изменениям.

Цель проекта: приобщение учащихся к пониманию значимости развития в себе добродетельности как качества личности, служащей основой для оценки другими людьми.

Задачи проекта:

  1. Формирование основ нравственности, включающих в себя доброту, честность и стремление к заботе о ближних;
  2. Развитие коммуникативных навыков;
  3. Интеллектуально и духовное обогащение детей

Основная часть.

Н. В. Матяш пишет, что «проектная деятельность школьников — это форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленных целей по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения» [2]. Необходимо подчеркнуть, что проектная деятельность представляет собой комплексный вид деятельности, который обеспечивает координацию различных аспектов процесса обучения и воспитания, включая игровую, познавательную, преобразующую, трудовую, учебную, теоретическую и практическую деятельность. Она ориентирована на самостоятельную работу учащихся, которая может быть индивидуальной, парной или групповой. Особенностью проектной деятельности на старшей ступени образования является её исследовательский характер. Как показывает опыт автора в школе, старшеклассники предпочитают межпредметные проекты и проекты социальной направленности.

Анализ философских, культурологических и психолого-педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, позволил определить текущее состояние и значимость духовно-нравственного воспитания учащихся.

Вместе с тем, некоторые ученые (И. С. Кон, Д. И. Фельдшейн и др.) отмечают, что в обществе не уделяется должного внимания самостоятельности и общественной ценности растущего человека. Не создаются условия для того, чтобы подростки могли участвовать в социально значимых делах общества и актуализировать смыслотворческую функцию личности школьника. Эти факторы являются важнейшими для формирования духовно-нравственного мира учащихся.

Представители христианской педагогики, такие как В. B. Зеньковский, и. А. Ильин, С. С. Куломзина, Б. А. Ничипоров, А. Н. Стриженов и в. Ю. Троицкий, отстаивают свою точку зрения на духовно-нравственное воспитание. Учёные и педагоги считают, что христианское воспитание, основанное на тысячелетнем опыте и примерах истинных подвижников и героев Отечества, может способствовать духовному перерождению и усовершенствованию человека.

«Проектная деятельность предполагает, отмечает С. Г. Щербакова, соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Так, на этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе вычленения проблемы — элементы проблематизации (аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблем для ее последующего рассмотрения и решения)» [3].

Специфика воспитательного проекта «Модели поведения: вдохновляем подростков на лучшее» заключается в акценте на формирование у подростков ценностей, связанных с добротой, эмпатией и социальной ответственностью. Важной составляющей проекта является создание условий для практического применения этих ценностей в жизни.

Проектная работа «Модели поведения: вдохновляем подростков на лучшее» состоит из трех этапов её реализации: подготовительный, основной, заключительный.

На основном этапе произойдёт создание необходимых условия для реализации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Необходимо перспективное планирование, цель которого связать весь комплекс мероприятий. Перспективный план разрабатывается на весь период работы по теме. Необходимость перспективного планирования: можно предусмотреть последовательное решение задач; учителю легче учитывать и использовать знания, умения, навыки, получаемые на занятиях и в повседневной жизни; планирование помогает осуществлять преемственность в работе.

Целью этапа является создание временного коллектива. Задачи этапа: ввести элемент — Робика; сформировать группу; создавать творческую атмосферу деятельности в группе и доброжелательные межличностные отношения; спланировать работу на учебный год.

Для подростков необходимо собрать теоретический и практический материал: христианская литература и литература про добрые поступки; христианские мультфильмы про добрые поступки.

Основной этап включает в себя внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных приёмов, методов и форм обучения по духовно-нравственному воспитанию.

Сюда входит совместная деятельность с детьми.

Совместная деятельность с детьми самое обширное направление в духовно-нравственном воспитании.

Разнообразие форм позволит подросткам с большим интересом прикасаться к истокам христианства.

Проектная работа состоит из 10 занятий, посвященных качествам добродетельства: доброта, прощений, трудолюбие и т. д. На каждом занятии присутствует главный герой — Робик, который сопровождает ребят на протяжении всех занятий и ведёт учет успехов и достижений. На уроке с учащимися читается история из Священного Писания, происходит обсуждение и выполняются задания по теме. За активное участие в мероприятиях, самый активный участник будет получать фишки с изображением библейского героя дня.

На завершающем этапе проекта будет создание лэпбука «Суперкнига». После пройдет подведение итогов работы за период проекта. На данном этапе подвести итоги работы всех участников, определить и наградить самых активных.

Таким образом, в реализации проекта ожидается проявление у детей познавательного интереса и стремления к новым знаниям. Воспитания у них таких качеств, как эмпатия, покорность, милосердие, почтение к старшим, уважение к родителям, а также формирование чувства ответственности за свои действия. Способность формулировать суждения о содержании полученной информации. Готовность к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию.

Заключение

Таким образом, проектная работа являетсяэффективным инструментом для формирования у подростков позитивных социальных моделей поведения. В рамках внеклассной работы она создает возможности для активного участия учащихся процессе обучения, развития критического мышления и социальных навыков. Участвуя в проектной деятельности, подростки учатся работать в команде, принимать решения и нести ответственность за свои действия, что способствует развитию таких добродетелей, как сопереживание, честность, уважение и стремление к помощи другим.

Кроме того, проектная деятельность может быть направлена на решение реальных социальных проблем, что позволяет подросткам глубже понять значимость добродетелей в обществе и их влияние на жизнь окружающих.

Таким образом, проектная работа не только способствует формированию социально приемлемых моделей поведения у подростков, но и помогает педагогам создавать устойчивую воспитательную среду, где ценятся добродетели и проявляется заинтересованность в личностном и социальном развитии. Внеклассная работа, основанная на проектной методологии, может стать мощным инструментом для формирования нравственных основ и поддержки гармоничного развития подростков, что, в свою очередь, будет способствовать созданию более ответственного и доброжелательного общества.

Литература:

  1. Каминская Ж. А. Уроки по изучению Библии для детей младшего школьного возраста (6–9 лет) / Ж. А. Каминская // пособие для учителей Ручеек: — «Источник жизни», 2016. — 64 с.
  2. Панафидина Т. В. Современные технологии воспитательной работы / Т. В. Панафидина. — Волгоград: Учитель, 2009. — 233 с.
  3. Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы / С. Г. Щербакова. –Волгоград: Учитель, 2009. — 188 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 463-465):
Часть 7 (стр. 447-525)
Расположение в файле:
стр. 447стр. 463-465стр. 525

Молодой учёный