Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности персонажей-помощников в китайских народных сказках

Филология, лингвистика
20.06.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Сюй, Цзыхань. Особенности персонажей-помощников в китайских народных сказках / Цзыхань Сюй, Г. М. Старыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 519-521. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126894/.


В статье репрезентируются типы персонажей-помощников из китайских народных сказок, рассматриваются особенности взаимодействия второстепенных персонажей с главными героями.

Ключевые слова :персонаж-помощник, народная сказка, китайская мифология, типология героев.

Китайские народные сказки — это богатая и разнообразная коллекция историй, передаваемых из поколения в поколение. Многие китайские сказки вдохновлены историческими событиями, народными верованиями и мифологией, в них переплетаются элементы фантазии и реальности [1, с.27ё].

Влияние китайской мифологии в народных сказках связано с образами второстепенных персонажей, которые всегда помогают главному герою.

Цель статьи — охарактеризовать особенности персонажей-помощников в плане их взаимодействия с главными героями сказок.

Изучение сюжетов и персонажной сферы тридцати китайских народных сказок позволило выделить несколько типов персонажей-помощников. Это обычные люди, бессмертные люди, мифологические или волшебные существа, чаще всего оборотни, умеющие превращаться в животных: например, говорящие черепахи и рыбы, оборотни-лисы, оборотни-птицы, цветы-девушки и др.

Обычные люди в роли помощников, старше героя по возрасту, обладают опытом и знанием — это мудрецы, старцы, старухи.

Например, в сказке «Как юноша любимую искал» молодому человеку, который ищет свою любимую, помогает старец: « Сколько дней искал, и не счесть, у кого не спрашивал, где не выведывал, никто Ли Хуа не видал, нигде про нее не слыхали. «Может, съел мою любимую злой оборотень?» Думал, думал юноша, и печаль его одолела. Сел он у дороги, заплакал. Вдруг откуда ни возьмись белобородый старец. Спрашивает старец юношу:

— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?

Отвечает юноша:

— Не стану я от тебя таиться, дедушка. Злой оборотень мою любимую унес. Много дней искал я Ли Хуа, только нет ее нигде.

— Пойдем со мной, — говорит старик, — я знаю, где живет злой оборотень » [2].

Образ старца, мудреца — важный образ в китайской культуре. Уважение к возрасту и опыту — часть китайского менталитета.

Для китайской культуры еще одним важным образом является образ бессмертного — шеньсянь. Это бессмертные люди, которые могут спускаться в человеческий мир и помогать им, или бессмертные волшебники, живущие в недоступных местах. В сказке «Жены в зеркале» бессмертный помог молодым людям отыскать жен. « На рассвете до конца дороги дошел, увидел старца бессмертного, от старца блестящие лучи во все стороны расходятся. Дал старец юноше кнут, дал ниток клубок, научил, что с ними делать надобно » [2].

Бессмертный описывается сияющим и всемогущим, что подчеркивает его божественную природу.

Персонажи-помощники в китайских сказках обладают рядом традиционных характеристик. Независимо от сказки, в которой появляется помощник, его характеристики не меняются. Мы выделили следующие особенности.

Условия помощи

Важной частью помощи герою персонажей-помощников являются условия помощи. В общении с помощником герой должен быть вежливым, воспитанным, честным, трудолюбивым, готовым рассказать о себе и своей беде. Например, в сказке «Портрет девушки из дворца» герой рассказывает старухе о себе и получает волшебную циновку: « Выслушала его старуха, поднялась с тростниковой циновки, дала ее Тянь-таю и говорит:

— Стоит сесть на эту циновку и подумать, где тебе сейчас хочется быть, мигом там очутишься» [2].

Помощь от оборотня или другого волшебного существа герой получает после его спасения. При этом, если помощнику просто понравился герой, тот все равно должен спасти помощника. Например, в сказке «Лис-оборотень» оборотень помогает человеку из-за его гостеприимства, в конце сказки герой спасает его, убив черного дракона — врага лиса: « Забился тут черный дракон, заметался, а юноша тем временем взмахнул одеждой, прижал голову дракона к земле, хвост вверх поднял, как кинет его об землю — и убил.

Соскочил Ян У с дерева, подбежал к юноше, а тот и говорит:

— Это был злой дракон с горы Эрлуншань, помог ты мне, братец, жизнь мне спас » [2].

В «Сказке про хитрого У-Гэна и верного Ши-е» герой спасает прибитого к доске карпа, который на самом деле является сыном морского царя драконов. В благодарность за свое спасение карп-оборотень помог юноше выбраться из заваленной пещеры и потом отнес к любимой на волшебном коне. В сказке оборотень может превращаться и в юношу, и в карпа, т. е. в то же время является и волшебным существом, и сыном царя драконов.

В сказке «Волшебная картина» герой спас маленькую рыбку, которая оказалась оборотнем и помогла ему переправиться через реку: « Сказал так юноша, обломил ивовый прутик, в реку бросил. В тот же миг прутик узеньким мосточком обернулся. Так обрадовался Чжу-цзы, что забыл поблагодарить юношу, побежал по мостику, а когда ступил на берег и оглянулся, ни моста, ни юноши уже не было. Только маленькая черная рыбка весело плескалась в воде » [2].

Основой отношений героя и его помощника является спасение жизни и искренняя благодарность за бескорыстное добро. Помощники героя отдают долг жизни, спасая героя и помогая ему.

Владение волшебной силой и волшебными предметами

Персонажи-помощники в китайских сказках обладают волшебными способностями. Если в роли помощника выступают бессмертный человек, старец или любимая девушка, то они чаще дарят герою волшебные предметы, помогающие пройти препятствия и достигнуть цели. Есть предметы, которые даёт помощник-человек, и те, которые персонаж получает в наследство или находит.

Например, волшебное платье из сказки «Как юноша любимую искал» дал герою мудрый старец: « Дам я тебе платье, которое от огня спасет, надень его и смело иди вперед ». В этой же сказке есть волшебный предмет, который нашел герой: персик с волшебного дерева, если держать персик во рту, то не утонешь: « Персик тот, оказывается, волшебным был, мог от воды спасти » [2].

В сказке «Жены в зеркале» старец дал герою волшебные предметы: кнут и нитки. « - Коль не ведаешь ты страха, я тебе помогу. Возьми кнут да ниток клубок, я научу, что с ними делать. Только помни: струсишь — кнут да нитки свою силу потеряют » [2].

Подобные примеры есть во многих китайских сказках, это могут быть наперсток, мотыжка, шляпа, жемчужина, косточка, платье, нить и др.

Если помощник героя — оборотень, то он сам помогает герою, становясь его товарищем, сопровождая и спасая его. Например, в сказке «Лис-оборотень» оборотень помогает герою попасть в большой город, а затем сосватать любимую девушку.

Его возможности не имеют границ, он может преодолевать огромные расстояния, становиться невидимым и много другое: « - Мы мигом до Янчжоу долетим. Садись-ка, брат, ко мне на спину. Побыстрей отправимся, пораньше воротимся, еще выспаться успеем.

Посадил гость Ян У на спину, отошел на несколько шагов от дома, из виду исчез. Пока мать за ворота вышла, оба юноши уже далеко были, за несколько сот ли » [2].

Волшебный предмет можно получить, если герой побеждает хранителя этого предмета. Например, в сказке «Портрет девушки из дворца» герой побеждает Черную рыбу и получает волшебную ложку, а также слышит совет: « Сказала так матушка Черная рыба, вытащила из уха белую блестящую ложку, бросила юноше. А Тянь-тай выпустил из сети ее деток — черных рыбешек » [2].

Таким образом, персонажи-помощники могут обладать различными способностями, знаниями и волшебными предметами. Отношения героев и персонажей-помощников в китайских народных сказках строятся, прежде всего, на схожих представлениях о вежливости, почтительности к старшим, доброте к людям и животным. Если герой проявляет перечисленные качества, то получает совет и помощь.

Литература:

  1. Лю, Шоухуа. Учебник по народной литературе / Лю Шоухуа, Чэнь Цзяньсянь. — Ухань: Издательство Центрально-Китайского педагогического университета, 2005. — 680 с.
  2. Китайские народные сказки / Перевод с китайского Б. Рифтина. — 2-е изд., доп. — Москва: Гослитиздат, 1959. — 231 с.
  3. Биррелл, Э. Китайская мифология / Э. Биррелл. — Балтимор: Джонс Хопкинс, 1993. — 280 с.
  4. Ци, Линюнь. Размышления об изучении происхождения китайских народных сказок на примере истории о деве-лебеде / Ци Линюнь // Фольклорные исследования. — 2006. — № 2. — С. 48–56.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
персонаж-помощник
народная сказка
китайская мифология
типология героев
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 519-521):
Часть 7 (стр. 447-525)
Расположение в файле:
стр. 447стр. 519-521стр. 525

Молодой учёный