В статье обоснована роль испытательных лабораторий в обеспечении качества и надежности производимой продукции и оказываемых услуг. Испытательные лаборатории (ИЛ) должны обеспечивать достоверность и точность результатов, что требует эффективного управления процессами измерений. Интеграция системы менеджмента ИЛ на основе ГОСТ ISO/IEC 17025 и системы менеджмента измерений на основе ГОСТ Р ISO 10012 позволяет устранить дублирование процессов, снизить риски ошибок и повысить эффективность работы лаборатории.
Ключевые слова: испытательная лаборатория, ИЛ, система менеджмента измерений, СМИ, область применения СМИ, сфера деятельности СМИ.
The article substantiates the role of testing laboratories in ensuring the quality and reliability of manufactured products and rendered services. Testing laboratories (TL) must ensure the reliability and accuracy of results, which requires effective management of measurement processes. Integration of the TL management system based on GOST ISO/IEC 17025 and the measurement management system based on GOST R ISO 10012 allows eliminating duplication of processes, reducing the risk of errors and increasing the efficiency of the laboratory.
Keywords: testing laboratory, TL, measurement management system, MS, area of application of the media, scope of activity of the media.
Проблема обеспечения и управления качеством продукции и услуг в современном мире приобретает все более значимую роль. Потребитель взыскательнее относится к совокупности качественных характеристик продукции (работ, услуг), изготовитель (исполнитель) стремится соответствовать требованиям и ожиданиям потребителя. Однако потребитель не всегда может оценить качество продукции (работ, услуг), в силу отсутствия определенной компетентности. А между тем, к примеру, низкое качество лабораторных исследований может привести к неблагоприятным последствиям для развития соответствующей сферы деятельности.
В Российской Федерации функционирование деятельности испытательных лабораторий (ИЛ) регламентируется установленными требованиями критериев аккредитации [1] и ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [2], определяющими общие требования к компетентности ИЛ. Критерии аккредитации представляют собой «совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации» [3].
ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 разработан с целью укрепления доверия к деятельности лабораторий и содержит требования к лабораториям, позволяющие им продемонстрировать, что они осуществляют свою деятельность компетентно и способны обеспечивать достоверные результаты. В тоже время, опыт функционирования ИЛ показывает, что для удовлетворения всех запросов потребителей услуг ИЛ построение системы менеджмента только с учетом требований данного стандарта недостаточно [4].
Эффективно и системно управлять качеством, а также рисками в деятельности ИЛ позволяют разработанные и внедренные в деятельность ИЛ интегрированные системы менеджмента (ИСМ).
Особенностью разработки ИСМ испытательной лаборатории является то обстоятельство, что система разрабатывается на базе ГОСТ ISO/IEC 17025:2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [2], а также критериев аккредитации (приказ Минэкономразвития России № 707 от 26.10.2020 г.) [1], требования которых рассматриваются как дополнительные [5]. Критерии аккредитации выходят за рамки требований ГОСТ ISO/IEC 17025–2009, поэтому при разработке системы учитываются как дополнительные требования.
Организационно-методическим фундаментом для создания интегрированных систем, как правило служит стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2015 на системы менеджмента качества. Однако структура ГОСТ Р ИСО 9001–2015 отличается от структуры ГОСТ ISO/IEC 17025–2019, который включает требования к технической компетентности, отсутствующие в ГОСТ Р ИСО 9001–2015. Поэтому еще одной особенностью разработки ИСМ в ИЛ будут изменения в структуре документации ИСМ.
Требования для интеграции СМ ИЛ определены в стандарте ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 и включены в раздел 8 «Требования к системе менеджмента». ГОСТ Р ИСО 9001–2015 содержит более расширенную группу требований в данной области. ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 содержит эти требования в упрощенном виде [6]. Поэтому ИЛ, выполняющие требования ГОСТ Р ИСО 9001–2015 при условии выполнения разделов 4–7 ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 демонстрирует готовность выполнять требования, содержащиеся в пунктах 8.2–8.9 «Требования к системе менеджмента» [6].
Для испытательных лабораторий, для которых важны такие показатели точность, достоверность и надежность результатов испытаний, целесообразна интеграция требований, обязательных для осуществления деятельности ИЛ [1, 2], системы менеджмента качества (СМК) а также системы менеджмента измерений (СМИ) на основе ГОСТ Р ИСО 10012–2008 «Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию» [7].
Эффективная интегрированная система менеджмента измерений (ИСМИ) с учетом требований выше приведенных стандартов обеспечит пригодность измерительного оборудования и процессов измерений для их предполагаемого использования и способствует большему достижению целей в области качества продукции, в том числе, за счет снижения вероятности появления недостоверных результатов измерений
Однако такая интеграция также имеет определенные сложности из-за различий в структуре требований ГОСТ ISO/IEC 17025 и ГОСТ Р ИСО 10012–2008, подобно описанным выше при сведении требований ГОСТ Р ИСО 9001–2015 и ГОСТ ISO/IEC 17025–2019.
Многообразие СМ, используемых для интеграции, связано либо с обязательствами по добровольному выполнению требований, установленных в национальных стандартах, либо напрямую в соответствии с требованиями к внутренним корпоративным процедурам (установленным в корпоративных стандартах для соответствующих систем менеджмента), что в обязательном порядке требует эффективного взаимодействия различных ее компонентов и возможно только в ИСМ.
Успешное внедрение в деятельность организации или ее структурные подразделения, которыми зачастую являются ИЛ, ИСМИ поможет преодолеть ряд проблем:
– дублирование процессов в организации или ее структурных подразделениях;
– дублирование должностей и подразделений;
– усложненность программы менеджмента, когда сложно эффективно планировать, организовывать и контролировать;
– долгое внедрение отдельных требований на системы менеджмента.
ИСМ позволяют, помимо прочего, оптимизировать затраты и значительно сократить время реагирования на такие отклонения, как сбои или несчастные случаи.
Использование единого набора правил позволяет руководству и штатному персоналу организации легче понимать их и, следовательно, быть более мотивированными, а выполнение таких процедур, как комплексный аудит, централизованный контроль исполнения и скоординированное принятие мер, позволяет избежать двойной обработки данных. Синергетический эффект, юридическая однозначность и грамотность в организации будут повышаться, если все бизнес-процессы будут систематически анализироваться и сравниваться с установленными требованиями.
Внедрение ИСМИ в ИЛ позволит улучшить её деловую репутацию, демонстрируя высокий профессионализм и стремление к обеспечению качества в работе ИЛ. Это в свою очередь способствует привлечению новых клиентов [8]
При разработке ИСМИ важно унифицировать документооборот и разрабатываемые процедуры, обеспечить согласованность в управлении персоналом, оборудованием и методиками. Этому способствует «гармонизация документация» при разработке документации ИСМИ, предполагающая создание единых регламентов, объединяющих требования интегрируемых стандартов. Целесообразно организовать автоматизацию процессов с внедрением специализированного программного обеспечения для управления измерениями и испытаниями в ИЛ. Эффективность интеграции позволит оценить проведение комплексных проверок ИСМИ ИЛ, а повышению результативности в том, числе способствует повышение квалификации и обучение сотрудников ИЛ требованиям интегрируемых нормативных документов.
Литература:
- Приказ Минэкономразвития России от «26» октября 2020 г. № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации» // Гарант, М., 2012. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/74908101 / — 10.06.2025.
- ГОСТ ISO/IEC 17025–2019. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. — Взамен ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2009; Введ. 2019–09–01. — М: Стандартинформ, 2020. — 34 с.
- Российская Федерация. Законы. «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»: федер. закон: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156522/ — 10.06.2025.
- https://ukulab.ru/files/project_5516/nauchno-issledovateliskaya_rabota/Integrirovannaya__sistema__menedzhmenta__kak__instrument__upravleniya_deyatelinostiu__himiko-analiticheskoi__laboratorii.pdf
- https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razrabotki-i-vnedreniya-sistemy-menedzhmenta-kachestva-v-ispytatelnyh-laboratoriyah/viewer
- https://linqo.ru/Blog/C?N=118
- ГОСТ Р ИСО 10012–2008 «Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам». Введ. 2009–12–01 М.: Стандартинформ, 2009–21 с.
- https://bpk.by/sistema-menedzhmenta-kachestva-laboratoriy-v-sootvetstvii-so-standartom-iso-iec-17025