Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Основы казначейского обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ

Юриспруденция
23.06.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Гусейнов, Э. М. Основы казначейского обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ / Э. М. Гусейнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126876/.


В статье рассмотрены основные особенности казначейского обслуживания бюджета, сделан вывод о рациональности дополнения норм бюджетного законодательства новым видом правоотношений, складывающимся в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: бюджетный процесс, бюджет, исполнение бюджета, банк, финансы, бюджетная система, казначейский счет, казначейское обслуживание.

В соответствии с положениями действующего бюджетного законодательства, казначейское обслуживание исполнения бюджетов отнесено к полномочиям Федерального казначейства (ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ [1]).

Соответствующие сущностные изменения произошли в 2021 г., когда кассовое обслуживание бюджетов как функция претерпело свою трансформацию и стало именоваться как казначейское обслуживание бюджетов бюджетной системы РФ. Данное нововведение являлось достаточно глобальным и определило не только смену наименования института «кассового обслуживания исполнения бюджетов», но и в целом наполнение данного института новыми правовыми нормами и трансформацию отношений по зачислению платежей в бюджеты бюджетной системы и по осуществлению платежей из них с использованием единых счетов бюджетов.

Как отмечает Р. Е. Артюхин: «Содержание понятия «казначейское обслуживание исполнения бюджета» раскрывается на основе более общего понятия «казначейское обслуживание», которое стало объединять не только обслуживание исполнения бюджетов, но и средств по учету и распределению поступлений, средств временного распоряжения, средств автономных бюджетных учреждений, средств получателей из бюджета, средств участников казначейского сопровождения. По своему содержанию казначейское обслуживание вышло за рамки только лишь исполнения бюджетов и относится ко всем иным видам средств, находящихся в пользовании публично-правовых образований» [3].

В соответствии с положениями ст. 6 БК РФ установлено, что под казначейским обслуживанием понимается «проведение Федеральным казначейством в системе казначейских платежей операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами и их отражением на соответствующих казначейских счетах».

С 2022 г. имеют место три варианта казначейского обслуживания исполнения бюджета — базовый, полный и смешанный. Как отмечается в научной литературе, смешанный вариант как наименее эффективный, был исключен из действующей практики и правового поля. При полном варианте органы казначейства осуществляют функции финансового органа судбефедерального уровня. В части казначейского обслуживания данный подход наименее затратен в целом для бюджетной системы, так как не требует дополнительных ресурсов на содержание квазиказначейства в регионе или муниципалитете. Кроме того, независимость органов Федерального казначейства позволяет осуществлять прозрачные регламентированные процедуры в ходе исполнения бюджета и предотвращать принятие законодательно необоснованных действий. Во второй схеме обслуживания — «базовый» вариант — операционные решения принимаются финансово-казначейским органом, реализующем бюджетную политику субфедеральных властей, в связи с этим повышаются риски нецелевого использования бюджетных средств, нарушения бюджетного законодательства, а также снижения уровня информационной безопасности [4]. Таким образом можно говорить о том, что казначейские счета, в целом, выполняют функции, аналогичные банковским счетам, и предназначены для открытия и проведения операций по денежным средствам.

Операции по казначейским счетам именуются казначейскими платежами, оператором системы казначейских платежей выступает Федеральное казначейство [2]. Как отмечает А. А. Ситник: «Федеральное казначейство осуществляет те же самые процедуры приема к исполнению распоряжения, что и банки, в частности удостоверение права распоряжения денежными средствами, контроль целостности распоряжений и их структурный контроль, контроль реквизитов распоряжений, контроль достаточности денежных средств» [6].

В организацию системы казначейских платежей входят множественные субъекты, в которой Федеральное казначейство выступает в качестве оператора системы. Кратко данная система представлена следующим образом:

Организация системы казначейских платежей [7]

Рис. 1. Организация системы казначейских платежей [7]

В данном случае речь также идет и о формировании новых групп участников бюджетных правоотношений. Как справедливо отмечается исследователями: «Под воздействием различных факторов и явлений происходит так называемое разрастание предмета регулирования бюджетного права», при этом «внутренняя целостность, системность и самостоятельность предмета регулирования бюджетного права в целом не нарушается, изменения касаются только расширения его границ» [5, с. 13].

На наш взгляд, в данном случае необходимо скорректировать положения ст. 1 БК РФ в части дополнения закрепленного в данной норме перечня правоотношений, регулируемых нормами БК РФ, отношениями в сфере казначейских платежей.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
  2. Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» (ред. от 15.10.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 52. — Ст. 7797.
  3. Артюхин Р. Е. Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 12. С. 52–61.
  4. Демидова С. Е., Балог М. М. Проблемы казначейского обслуживания в контексте открытости и цифровизации // II Всероссийская научно-практическая конференция «Местное самоуправление: шаг вперед или откат назад?». 2022. № 1. С. 204–208.
  5. Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции: монография / Н. А. Поветкина, Р. Е. Артюхин, А. Ю. Демидов и др. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма: Инфра-М, 2020.
  6. Ситник А. А. Система казначейских платежей в национальной платежной системе // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 9. С. 145–157.
  7. Казначейское обслуживание и система казначейских платежей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Казначейства России. URL: https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/a69/Kaznacheyskoe-obsluzhivanie-i-sistema-kaznacheyskikh-platezhey.pdf?ysclid=m5u2h397gs18066720 (дата обращения: 10.06.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
бюджетный процесс
бюджет
исполнение бюджета
банк
финансы
бюджетная система
казначейский счет
казначейское обслуживание
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 196-198):
Часть 3 (стр. 143-215)
Расположение в файле:
стр. 143стр. 196-198стр. 215

Молодой учёный