Особенности взаимосвязи речи и права уже долгое время интересуют лингвистов и правоведов. В современном обществе сформировалась потребность исследования юридического аспекта языка и языкового аспекта права. Цель статьи — рассмотреть направления исследований судебного речеведения.
В свою очередь задача статьи заключается в определении перспективных направлений в области судебного речеведения. Лингвистика — наука о языке, его сущности, строении, функционировании и развитие. Правоведение — наука об объективных закономерностях развития государства и права, их место и роль в общественной жизни. В свою очередь, судебное речеведение — это междисциплинарная наука о роли и функциях языка в юридической теории и практике. Объектом речеведения является язык, который функционирует в области юридической науки и образования, правотворческой, правоприменительной практике и судопроизводстве. Рассматривая становление судебного речеведения как самостоятельной области, следует отметить, что предметом является язык, который функционирует в области законотворчества и права, судопроизводства и юридического образования. [1]
Ю. А. Гришенкова, считает, что это «достаточно новая область языкознания междисциплинарного характера, связанная с языком и правом» [2]. Судебное речечедение находится на этапе становления, поэтому в терминологии названия существуют колебания. Судебное речеведение как относительно молодая дисциплина, находящаяся на пересечении юриспруденции, лингвистики и психологии, продолжает стремительно развиваться в условиях динамично меняющегося общества. В последние годы наблюдается ряд тенденций и перспектив, определяющих дальнейшее развитие данного направления.
Современное судебное речеведение все чаще использует междисциплинарный подход, объединяя методики различных наук. Например, психолингвистика, социология и криминология становятся важными компонентами в исследовании речевых коммуникаций в суде. Такой подход позволяет учитывать не только содержание речевых актов, но и контекст, в котором они происходят, что, в свою очередь, помогает более точно оценить психологические и социальные аспекты взаимодействия сторон в судебном процессе.
Перспективной остается тема правовой коммуникации в законотворчестве. Правовая коммуникация — это процесс правовой жизни общества, передачи правовой информации от правотворческих органов к пользователям права. Этот вопрос, на данный момент, учеными практически не раскрыт и требует углубленного изучения. Важно отметить, что исследования отечественных авторов осуществляются на основе материалов иностранных авторов, в частности на исследованиях английских и американских ученых. Так называемая зарубежная «юридическая лингвистика» сформировалась на основе «судебной лингвистики», в которой сформировались три основных направления: когнитивно-семиотическое, коммуникативно-прагматическое, судебно-экспертное [3]. Предмет исследования американских, английских юристов и лингвистов — стиль юридических документов, их прочтение и толкование в сфере права. Среди многочисленных направлений развития юридической лингвистики особое место занимает проблематика, связанная с исследованием качества речи на выступлениях прокурора, судьи, адвоката. [4] Исследуются пути взаимодействия законов общей и отраслевой риторики, эффективные методики в области судебной экспертизы и криминалистики, а также правила ведения судебного разбирательства, законотворчество и соотнесенность на уровне языковой коммуникации такой категории, как истина.
Развитие технологий, особенно в сфере искусственного интеллекта и анализа больших данных, заметно изменяет подходы к судебному речеведению. Использование программ для автоматической обработки текстов, распознавания речи и анализа эмоциональной окраски может значительно повысить точность и скорость судебных разбирательств. Это, в свою очередь, предлагает новые горизонты для исследования и теоретической разработки. Все большее внимание уделяется формированию у студентов навыков анализа и критического мышления. Это связано с необходимостью оценки аргументов, выявления логических ошибок и противоречий в судебных делах. Дидактические концепции, ориентированные на развитие этих навыков, становятся все более популярными, поскольку они готовят специалистов к решению нестандартных задач и принятию оптимальных решений в условиях неопределенности. Все чаще в учебный процесс вводятся ролевые игры, моделирование судебных процессов и групповая работа. Это позволяет студентам не только закрепить теоретические знания, но и развить практические навыки, научиться работать в команде и принимать решения в условиях реальной судебной практики.
С помощью цифровых технологий в речеведческих исследованиях применяются, например, методы обработки данных, инструменты анализа и примеры исследований. Также существуют перспективы развития этих методов.
На данный момент существуют такие методы обработки данных:
— Автоматическое распознавание речи — преобразование аудиосигнала в текст с помощью алгоритмов, которые учитывают особенности речи, динамику, шум и другие факторы.
— Анализ интонации — использование цифровых инструментов для определения интонационного комплекса на основе звуковых и текстовых данных.
— Поиск ключевых слов — автоматическое нахождение в речи участков, содержащих заданные слова или словосочетания, с помощью систем распознавания отдельных участков речи.
— Кластерный анализ — позволяет автоматически определять тематику телефонных переговоров на основе частотности и связности слов и словосочетаний, употребляемых дикторами.
С учетом роста значимости судебного речеведения в правосудии, существует явная потребность в создании программ обучения для юристов, судей и судебных экспертов, которые желают овладеть навыками речевого анализа и коммуникации. Разработка специализированных курсов, семинаров и тренингов поспособствует формированию более квалифицированных специалистов, способных эффективно использовать речевые стратегии в судебных разбирательствах.
С учетом глобализации и интеграции различных правовых систем, судебное речеведение начинает больше внимания уделять культурным аспектам общения в судебном процессе. Изучение особенностей речевой практики в разных культурах позволит избежать недопонимания и ошибок при интерпретации речевых актов. Это особенно актуально в многонациональных и мультикультурных обществах, где юридические системы могут существенно различаться.
Перспективы и тенденции развития судебного речеведения на современном этапе показывают, что данная дисциплина становится важным инструментом в правосудии. Интеграция технологий, междисциплинарный подход, подготовка специалистов, учет культурного контекста и внимание к этическим аспектам — все это способствует более эффективному и справедливому осуществлению правосудия. Важно продолжать исследования и разработки в этой области, чтобы обеспечить соответствие судебного речеведения современным вызовам и требованиям общества. В условиях постоянно меняющейся судебной практики важно, чтобы образовательные программы оставались актуальными и отвечали потребностям как студентов, так и общества в целом.
Литература:
- Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. пособие / А. Н. Баранов. — М.: Флинта: Наука, 2007. — 592 с.;
- Гришенкова Ю. А. Актуальные вопросы современной юрислингвистики // Ярославский Пед. Вестн. 2005. № 1. С. 20–24;
- Глинская Н. П. Современные исследования западной юридической лингвистики: новые проблемы и подходы // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 152–158.;
- Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. — М., 1996.
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987.