Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Цифровизация обучения как современная проблема педагогического образования

Педагогика
19.06.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Цифровизация обучения как современная проблема педагогического образования / А. А. Хрусталев, Б. А. Горбатова, А. Ю. Полещук [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 457-458. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126867/.


В статье рассматриваются основные вызовы и проблемы, связанные с цифровизацией обучения в системе педагогического образования. Выделены преимущества и риски внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, проанализированы мнения российских исследователей, а также обозначены направления развития педагогической компетентности в условиях цифровой трансформации. Подчёркивается необходимость формирования цифровой грамотности у будущих педагогов.

Ключевые слова: цифровизация образования, педагогическое образование, цифровые технологии, цифровая компетентность, педагог будущего, дистанционное обучение.

Цифровизация образования — неотъемлемая часть глобальных изменений, происходящих в системе образования XXI века. Современное педагогическое образование претерпевает значительные трансформации под влиянием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В условиях перехода к цифровому обществу возрастает потребность в педагогах, обладающих высокой цифровой компетентностью.

Как отмечает А. А. Казакова, «цифровая трансформация образования выступает вызовом не только для обучающихся, но и для самих педагогов, требуя переосмысления традиционных методов и форм обучения» [4, с. 18].

Цифровизация влияет на все уровни педагогического образования: от содержания учебных программ до форм организации образовательного процесса. Однако данный процесс сопровождается рядом проблем:

— неравномерный уровень цифровой грамотности среди преподавателей;

— недостаточная методическая готовность к применению цифровых средств;

— технологическая зависимость и перегрузка обучающихся;

— этические и психологические аспекты цифровой среды.

По мнению А. П. Глухова, «главной проблемой цифровизации является несоответствие между техническими возможностями и педагогическими компетенциями» [2].

Несмотря на очевидные преимущества (доступность ресурсов, индивидуализация обучения, гибкость), цифровое образование сопряжено с определёнными рисками:

— снижение мотивации обучающихся;

— дефицит «живого» педагогического взаимодействия;

— поверхностное усвоение материала;

— проблемы с академической честностью.

А. Ю. Уваров подчёркивает, что «цифровая среда может вытеснить личностный компонент образования, если её использование не сопровождается педагогической рефлексией» [5].

Ключевым направлением развития педагогического образования становится формирование цифровой педагогической компетентности — способности эффективно применять цифровые технологии в образовательной деятельности. По данным исследования А. С. Богдановой, данная компетентность должна включать:

— владение ИКТ и цифровыми сервисами;

— умение организовать цифровую образовательную среду;

— развитие медиаграмотности у обучающихся;

— критическое мышление при работе с цифровыми данными [1].

Кроме того, особую роль играет способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям цифрового общества и реализовывать концепцию непрерывного образования.

Для эффективной цифровизации педагогического образования необходимо:

— обновление содержания и структуры образовательных программ;

— развитие программ повышения квалификации преподавателей;

— внедрение цифровых платформ (например, «Цифровая образовательная среда», МЭШ, Moodle и др.);

— создание методических рекомендаций и стандартов по цифровой педагогике;

— развитие научно-методического сопровождения цифровых инноваций.

Как указывает А. А. Данилов, «развитие цифровой педагогической культуры должно стать стратегической задачей современного педагогического образования» [3].

Цифровизация обучения представляет собой как перспективное направление развития педагогического образования, так и источник серьёзных вызовов. Для успешной адаптации к новым условиям необходимо системно развивать цифровые компетенции будущих педагогов, обеспечивая баланс между технологиями и педагогикой. Только в этом случае цифровизация станет не угрозой, а ресурсом для повышения качества образования.

Литература:

  1. Богданова А. С. Организация процесса формирования цифровой компетентности педагога в системе дошкольного образования // А. С. Богданова / Вестник науки. — 2022 — № 12 (57) — С. 175–182.
  2. Глухов А. П. Цифровая грамотность педагогов: концептуализация и мониторинг //А. П. Глухов, О. С. Камнева, И. Г. Соломина / Ped.Rev.. — 2022 — № 5 (45).
  3. Данилов А. А. Структура информационно-методической компетенции учителей общеобразовательных организаций // А. А. Данилов / Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2020 — № 1 (64).
  4. Казакова А. А. Цифровизация образования: вызовы и возможности // А. А. Казакова / Педагогическое образование в России. — 2023 — № 6. — С. 17–22.
  5. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации // А. Ю. Уваров / М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ. — 2018.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
цифровизация образования
педагогическое образование
цифровые технологии
цифровая компетентность
педагог будущего
дистанционное обучение
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 457-458):
Часть 7 (стр. 447-525)
Расположение в файле:
стр. 447стр. 457-458стр. 525

Молодой учёный