В статье автор делится опытом применения арт-терапии в работе с пожилыми людьми.
Ключевые слова : арт-терапия, творчество, самовыражение, геронтологическая практика, психологическая адаптация, эмоциональное благополучие, психическое здоровье.
Арт-терапия — метод, связанный с активизацией психических ресурсов человека через творческое самовыражение. Он позволяет не только развивать творческие способности, но и способствует социальной адаптации и психическому благополучию. [1, с.8]. Арт-терапия становится всё более популярным направлением в работе с различными возрастными категориями, в том числе с пожилыми людьми. При использовании арт-терапевтических методов у представителей старшего поколения происходит гармонизация психофизического самочувствия, повышается уровень самовосприятия, создаются условия для осмысления жизненного опыта. [4, с.97]
Исследователи отмечают, что для пожилых людей характерны не только деструктивные процессы, такие как ослабление здоровья, снижение когнитивных функций, но и конструктивные процессы, такие как образование целостной жизненной концепции через дальнейшую интеграцию личностных структур и перехода на новый виток развития. [4, с.98]
В этой статье мы рассмотрим опыт проведения арт-терапевтических занятий в рамках работы клуба «Активное долголетие», функционирующего на базе Центральной библиотеки им. В. В. Розанова г.Сергиева Посада. Работа велась в формате тематической открытой группы, встречи которой проходили с октября 2024 по апрель 2025 г.
Соприкосновение с образами искусства оказывает глубокое воздействие на психику человека. Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных художников, получение эстетического удовлетворения является одним из способов достижения психической целостности и сохранения душевного здоровья. Дж. Хиллман считает, что художники являются лучшим примером того, как страдание может трансформироваться через творческое воображение в позитивные переживания. [2, с.106]
Взаимодействие с произведениями искусства способствует не только развитию эстетического восприятия, но и улучшению эмоционального состояния, снижению уровня стресса. Арт-терапия использует этот потенциал для достижения терапевтических целей, помогая людям различных возрастных групп, включая пожилых, преодолевать психологические трудности и улучшать качество жизни. Арт-практики включают тактильное взаимодействие с разнообразными материалами, цветами, формами, линиями и объемами, позволяют не только осознать и почувствовать свое физическое тело, но и получить дополнительные средства самовыражения.
Арт-терапия играет важную роль в жизни пожилых людей, укрепляя следующие сферы жизни:
- Эмоциональное благополучие: занятия с изобразительными материалами помогают пожилым людям справляться с эмоциональными трудностями, тревогой, депрессией. Творческий процесс способствует самовыражению и улучшению настроения.
- Когнитивное здоровье: арт-терапия стимулирует умственные способности, улучшая память и концентрацию внимания. Это особенно важно в пожилом возрасте, когда когнитивные функции ослабевают.
- Социальная активность: участие в групповых занятиях способствует социальной интеграции и помогает бороться с чувством одиночества. Общение с другими людьми в процессе творчества укрепляет социальные связи.
- Физическое здоровье: многие виды арт-терапии, такие как рисование, создание коллажей, требуют включения мелкой моторики, стимулируют физическую активность, укрепляют межполушарные связи и координацию движений.
- Самооценка и уверенность: успехи в творчестве повышают самооценку и уверенность в себе. Пожилые люди могут почувствовать себя более компетентными, успешными, что положительно сказывается на их общем состоянии.
- Релаксация и управление стрессом: творческая деятельность действует как медитативный процесс, помогая расслабиться и снизить уровень стресса. Это важно для поддержания общего состояния здоровья и благополучия.
- Развитие новых навыков: занятия искусством, работа с разнообразными материалами дают новый опыт творческого самовыражения.
Зарубежные исследования также подтверждают эффективность арт-терапии для улучшения психоэмоционального состояния и социальной активности пожилых людей. [1, с.177–201]
В основу цикла занятий легла метафора путешествия: символическое путешествие по миру (через знакомство с творчеством различных художников) и в свой внутренний мир (через творческий опыт, получаемый в процессе различных арт-упражнений). Каждое занятие имело следующую структуру:
— Введение: краткое знакомство с темой занятия, объяснение целей и задач.
— Изучение работ художников: просмотр репродукций, обсуждение работ известных художников, анализ их стилей и техник. Это помогало участникам лучше понять различные художественные направления, вдохновиться для собственного творчества.
— Практическая часть: участники делали работы с использованием различных материалов (гуашь, акварель, пастель, маркеры), создавали коллажи из различных материалов, пробовали писать синквейны и хокку.
— Обсуждение и рефлексия: обмен впечатлениями, обсуждение созданных работ, анализ эмоций и ощущений, которые возникли в процессе творчества.
Рис. 1, 2. Создание творческих работ на занятиях по арт-терапии
На первых встречах участники немного робели, были ограничены собственными убеждениями о «неспособности» рисовать, привычным отношением к изобразительной деятельности как созданию некоего продукта «по образцу». Постепенно творческая активность в группе росла, участники расширяли свои представления о материалах, возможностях их использования, свободнее экспериментировали с ними. Совместное творчество, включение игровых моментов в арт-практики, использование музыкального сопровождения помогало создавать непринужденную атмосферу занятий, а также стало основой для объединения, сплочения участников. В своих работах участники группы отражали не только актуальное состояние, проблематику обыденной жизни, но и затрагивали темы экзистенциального характера, прикасались к постижению собственного бытия, мира и человеческой природы, осмыслению жизненного пути. Обмен впечатлениями помогал участникам отреагировать свои эмоции и полученный опыт. Участники отметили, что занятия были им интересны, доставили положительные эмоции, раздвинули границы творческого и изобразительного опыта.
Таким образом, арт-терапия предоставляет пожилым людям дополнительные возможности для самореализации, поддержки физического, эмоционального и когнитивного здоровья, способствует поддержанию интереса к жизни и формированию положительного настроя с помощью творчества.
Литература:
Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001.
Копытин А. И. Арт-терапия женских проблем / Под ред. Копытина А. И. — М.: Когито-Центр, 2010.
Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие — М.: Когито-Центр, 2015.
Наумова В. А., Глозман Ж. М. Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в пожилом и старческом возрасте. — Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2013. № 1, с.97–110.