В статье автор исследует действующий механизм регулирования сервисной деятельности на российском туристском рынке.
Ключевые слова: закон, ассоциация, сервисная деятельность, туризм.
В Российской Федерации существует многоуровневый механизм регулирования сервисной деятельности. Сюда входит четыре уровня: федеральный, региональный, уровень ассоциаций и организаций, которые контролируют предприятия, оказывающие сервисную деятельность в туризме, уровень самих предприятий.
Федеральный уровень отвечает за законы и нормативные документы, регулирующие сервисную деятельность в туристической отрасли. Одним из самых главных документов является Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В первую очередь данный закон определяет принципы государственной политики в сфере туризма. Следующий важный закон — Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 08.08.2024) «О защите прав потребителей». Данный закон обязывает поставщика услуг гарантировать, что та услуга, которую приобретает покупатель будет высокого качества. Качество услуги прописывается договоре о реализации туристического продукта. К Федеральному уровню также относятся постановления правительства РФ, которые направлены на регулирование сервисной деятельности. Постановление от 18.11.2020 № 1852 (ред. от 14.11.2022) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» регулирует сферу оказания услуг по реализации туристического продукта [1].
Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 252 (ред. от 13.02.2024) «О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации» определяет безопасность туристического продукта.
Одними из главных документов, регулирующих сервисную деятельность, считаются государственные стандарты (ГОСТы). Они прописывают требования к качеству услуг, безопасности, а также комфорту потребителя туристической услуги. К таким гостам относятся: ГОСТы, связанные с коллективными средствами размещения; ГОСТы, связанные с определенными видами туристической деятельности [1].
Кроме того, существуют определенные государственные органы, которые занимаются контролем качества сервиса и услуг в туристической деятельности. К таким органам относятся Ростуризм, Министерство культуры, Роспотребнадзор, МВД (Министерство внутренних дел), ФСБ (Федеральная служба безопасности), Минэкономразвития [2].
Следующий уровень регулирования сервисной деятельности на российском туристском рынке — региональный. На данном уровне находятся законы и постановления субъектов Российской Федерации, регулирующие сервисную деятельность в определённом регионе. Такие правовые акты занимаются развитием туризма и улучшением качества услуг и сервиса в этой сфере, защитой прав потребителей, лицензированием, а также контролируют работу туристических агентств и гостиничных предприятий, функционирующих в регионах. Примером региональных законов служит закон Белгородской области от 29 декабря 2016 г. № 138 (ред. от 25.03.2025) «О регулировании отдельных вопросов в сфере туризма». Правительство Белгородской области нацелено на развитие туризма в области, а также на повышение качества туристических услуг и сервиса [2].
На уровне ассоциаций находятся Ассоциации туроператоров, они занимаются защитой прав потребителей туристических услуг как внутри страны, так и за ее пределами, также они устанавливают стандарты качества.
На уровне предприятий и организаций находятся турагенты, туроператоры, гостиничные предприятия. Каждая крупная туристическая организация обязательно должна иметь свои стандарты качества, которые разрабатываются специально для данного предприятия ее руководством. Данные стандарты формируются с опорой на все нормативно-правовые акты вышеперечисленных уровней регулирования сервисной деятельности на российском туристском рынке. Кроме стандартов качества, на предприятиях существуют и собственные механизмы правого регулирования. Данные механизмы призваны также улучшить сервис предприятия. К ним относятся: устав, кодекс поведения, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, трудовой договор и другие [1].
Ниже представлена краткая схема действующего механизма регулирования сервисной деятельности на российском туристском рынке (рис. 1).
Рис. 1. Механизм регулирования сервисной деятельности на российском туристском рынке [1]
Из схемы становится понятно, что каждый последующий уровень опирается на предыдущий и каждый создаваемый закон, правовой акт или документ создается с опорой на самый первый уровень федеральный.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации действует четырехуровневая система регулирования сервисной деятельности в туристической отрасли. К этим уровням относятся — федеральный, регулируется правительством России, законы, правовые акты, ГОСТы, региональный — законы и правовые акты, которые принимает правительство регионов для развития туризма, улучшения качества услуг и сервисной деятельности в области туризма данного региона, уровень ассоциаций и организаций, которые призваны повысить стандарты качества в обслуживании, уровень предприятий — уровень, где само предприятие контролирует качество сервиса и оказываемых услуг.
Литература:
1. Бугорский В. П. Правовое и нормативное регулирование в индустрии гостеприимства: учебник и практикум для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2025. — 165 с.
2. Игнатьева И. Ф. Организация туристской деятельности: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2025. — 405 с.