В статье рассматривается процесс формирования умения работать с информацией у младших школьников. В работе проанализированы основные теоретические подходы к формированию умения работать с информацией, выделены ключевые этапы и методы, способствующие формированию у младших школьников умений поиска, анализа и систематизации информации.
Ключевые слова: формирование умений, работа с информацией, младшие школьники, методы обучения.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования ставит перед современной школой качественно новые задачи. В наше время важную роль играет формирование умения работать с информацией у младших школьников.
Для того чтобы понять суть процесса формирования умения работать с информацией у младших школьников, важно обратиться к современным научным представлениям о таких понятиях, как «универсальные учебные действия» (далее — УУД), «Познавательные УУД», а также определить, что подразумевается по термином «умение» и как оно связано с умением работать с информацией.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования третьего поколения чётко сформулирована цель современного начального образования: «Развитие личности обучающихся выстраивается на основе освоения ими универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [16].
В понимании такого феномена как «УУД», мы рассмотрим несколько точек зрений, которые дали такие педагоги и психологи как А. Г. Асмолов, Г. М. Коджаспирова, Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.
А. Г. Асмолов термин «универсальные учебные действия» понимает как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1, с. 27].
На основе УУД обучающиеся подготавливаются к непрерывному образованию, самостоятельно создавая условия для развития и самореализации, к этому же можно причислить успешное усваивание знаний, навыков и умений, что позволяет им ориентироваться в любой области знаний. [7].
Как справедливо отмечает В. А. Миронова: «Обучающийся сам должен стать «творцом» образовательного процесса. Это возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Современная начальная школа ориентируется не только на достижение предметных образовательных результатов, но также на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования» [17, с. 24–27].
Исходя из вышесказанного, можно определить, что УУД является неотъемлемой и важной частью в развитии младшего школьника, на всех этапах обучения в образовательном учреждении. УУД — это сложный процесс, включающий себя не только способность к самостоятельному развитию обучающегося, но и успешное развитие умений и навыков, которые необходимы для качественной организации работы. В своей сути универсальное учебное действие представляет собой определенный способ выполнения задачи, то есть последовательность шагов или алгоритм, который понятен и усваивается учеником. Для эффективного использования такого действия важно, чтобы ребенок понимал его назначение, осознавал ключевые особенности и знал обязательные этапы его реализации. Таким образом, развитие УУД включает обучение учащихся различным способам деятельности, например, умению сравнивать объекты, приводить аргументы в поддержку своей точки зрения или моделировать ситуации. Каждый из этих методов основывается на сознательном навыке, сформированном на базе определенного алгоритма, который был выработан и закреплен в результате опыта человечества.
М. Р. Битянова отмечает, что «универсальные учебные действия (УУД) связаны с развитием различных способов выполнения определенных видов деятельности, таких как мыслительная, речевая или информационно-поисковая» [3].
Познавательные УУД, которые мы рассматриваем в рамках нашего УУД являются предметом анализа учёных на протяжении многих десятилетий. Так, например, Н. А. Лошкарева понятие «Познавательное УУД» формулирует как «способность, обеспечивающая к познанию окружающего мира: формулировать цель познания, осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации» [14].
Познавательные УУД младшего школьника, по большей части, направлены на формирование познавательных процессов детей и будут формироваться в 4 этапа (рис. 1)
Рис. 1. Этапы формирования УУД по М. Р. Битяновой
М. Р. Битянова рассматривает четыре этапа формирования УУД:
- Осознание учебной задачи и актуализация уже имеющихся знаний и умений. (На данном этапе учащийся понимает, что ему требуется выполнить определенное действие, и обращается к своим знаниям и опыту для решения задачи.)
- Планирование и организация действия. (На этом этапе учащийся под руководством учителя определяет последовательность шагов, которые необходимо выполнить для достижения цели и планирует свои действия.)
- Выполнение действия. (На данном этапе учащийся выполняет запланированные действия и применяет свои знания и умения для решения учебной задачи.)
- Контроль и коррекция выполненного действия. (После выполнения задачи учащийся анализирует свои действия, оценивает результаты и при необходимости вносит коррективы для достижения лучшего результата.) [3].
Автор считает, что процесс их формирования начинается с того, что ученик усваивает образец выполнения задания , который основан на обобщенном способе действия. Постепенно он учится различать важные и необязательные элементы этого образца — условия выполнения. В это же время ребенок понимает, что последовательность этапов выполнения не случайна и что соблюдение порядка и других требований ведет к достижению правильного результата. Таким образом, он приходит к осознанию универсального способа действия. Только овладев этим способом и научившись ориентироваться в его ключевых характеристиках, а также усвоив соответствующие слова и термины, описывающие его, ученик сможет сознательно применять его в учебной деятельности.
Многие учёные (Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.), занимающиеся данной проблемой, утверждают, что формирование познавательных УУД у обучающихся начального образования должно носить системный характер.
В своих исследованиях психологи П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинский, Д. Б. Эльконин и др., утверждают, что «эффективность процесса формирования познавательных УУД зависит от способа организации работы младшего школьника по формированию УУД. Если правильно организовать обучение младших школьников, то они весьма быстро приобретают навыки познавательных УУД и умело их используют в учебных целях».
Л. В. Лукиных в своей работе описывает понятие «познавательные универсальные учебные действия» как систему методов, которые помогают осуществлять процесс познания мира, самостоятельно организовывать исследования, обработку и использование информации [15, с. 17–18].
В исследованиях А. Н. Ступановой достаточно подробно описано формирование познавательных УУД в начальной школе через содержание деятельности обучающихся в соответствии с классом обучения (рис. 2) [23]:
Рис. 2. Процесс формирования познавательных УУД на этапе начального образования
Важнейшая задача современного педагога — научить обучающихся правильно работать с информацией. Так, например, А. Г. Асмолов в своей работе отмечает значимость формирования умения работать с информацией в качестве как планируемого результата освоения основной образовательной программы начального общего образования. Умение работать с информацией является одним из важнейших познавательных универсальных учебных действий младших школьников [1].
Для того чтобы полностью раскрыть весь потенциал и сущность понятия «умение работать с информацией», необходимо дать определение понятию «умение».
М. Л. Кусова утверждает, что «сформировать умение выполнять действия определенного вида— значит сформировать соответствующие психологические и физиологические механизмы, так как выполнение каждого действия обеспечивается определенной функциональной системой психики и соответствующими механизмами» [13, с. 8].
Для формирования умения выполнять действия определенного вида необходимо провести тренировку, повторять действия систематически и осознанно. Психологические механизмы, такие как мотивация, внимание, память и др., играют важную роль в формировании умения выполнять определенные действия. Например, мотивация формирует способность обучающихся в обучение, а внимание с свою очередь помогает сосредоточиться на выполнении учебных задач.
Опираясь на исследования, мы может отметить, что авторы признают значимость формирования познавательных УУД, которые способствуют развитию когнитивных способностей у детей. Не мало важным выделяют системный подход в организации учебного процесса. Однако некоторые авторы акцентирую внимание на теоретических определениях и моделях (например, Лукиных) [15], тогда как другие — на практических аспектах организации учебной деятельности (Гальперин, Давыдов) [8] [11]. Это создает разницу в фокусе анализа — теоретическом и практическом.
Современная начальная школа акцентирует внимание на формирование умения работать с информацией у младшего школьника. Это связано с тем, что современный мир насыщен информацией, и важно уже с младших лет развивать у детей навыки работы с ней.
О. В. Чеботарёва, исследуя развития современных российских школ, утверждает, что «работа с информацией является неотъемлемой частью развития человека и представляет собой повседневную необходимость для всех возрастных категорий населения. В своем исследование она выделяет младших школьников, так как именно у них выделяется высокая адаптированность и восприятие новых явлений жизни. Их природные качества, задатки в совокупности служат ключевым компонентом для работы с информацией. Ожидается, что современные тенденции в начальной школе значительно ускорят образовательный процесс, что в свою очередь повлияет на формирование образа современного школьника» [27].
Формирование умения работать с информацией — это общеучебное умение, которое представляет совокупность следующих взаимосвязанных частных умений.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО) выделяет следующие умения работать с информацией: «поиск информации, анализирование и преобразование информации, хранение и представление информации, оценка полученной информации мира» [25].
В видение Е. А. Коновалова умение «осуществление поиска и выделения необходимой информации» включает в себя:
— находить в тексте конкретные факты, сведения, заданные в явном и скрытом (в виде иллюстраций, схем, таблиц) виде;
— определять тему и главную мысль текста;
— разделять текст на смысловые части, составлять план текста;
— выделять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность;
— сравнивать между собой объекты и предметы, выделяя при этом существенные признаки [24].
А также Е. А. Коновалова включает в понятие умение «анализирование и преобразование информации» следующие действия:
— умение пересказывать текст;
— соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи;
— формулировать несложные выводы;
— сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
— составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающиеся, умея применять данные навыки, могут с лёгкостью анализировать прочитанное и интерпретировать информацию в известных им формах [24].
М. И. Кузнецова в своей работе описывает умение «Применение и представление информации», так [12]:
— умение передать важную информацию для решаемой учебной задачи, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;
— умение описывать по определённому алгоритму объект наблюдения, выполнять действие сравнения;
— умение находить закономерности, правила и т.д.;
— умение группировать, систематизировать полученную информацию;
— умение выступать перед аудиторией с полученной и отработанной информацией, представляя её в различных формах.
А. Ф. Баннова под понятием «оценка информации» понимает «умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Обучающиеся имеют возможность научиться сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию» [2, с. 149].
В Федеральной основной образовательной программе начального образования выделены следующие компоненты умения работать с информацией [25]:
— выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
— поиск информации;
— интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Вопросом формирования умения работать с информацией в начальной школе занимались не только отечественные педагоги и психологи, но и зарубежные. Яркими представителями зарубежной педагогики выступают Робер Марзано, Дэвид Перелман, Джон Хэтти и многие другие. Эти специалисты описали и апробировали методики, модели и подходы, направленные на эффективное формирование умения работать с информацией.
Для формирования умения работать с информацией у младших школьников можно использовать различные методы и подходы, направленные на формирование данного умения. Например:
- Развитие умения слушать и воспринимать информацию через использование аудиозаписей, прослушивание аудиокниг, а также обсуждение текстов, рассказов и сказок.
- Обучение детей поиску и оценке информации, с правилами работы с книгами, энциклопедиями, учебниками и интернет-ресурсами.
- Обучение детей выделять главное и второстепенное в информации, сравнивать источники и делать выводы на основе анализа.
- Использование игровых методик и интерактивных заданий, способствующих более активному вовлечению детей в учебных процесс. Например, дискуссии, дидактические игры, кейсы и т. д.
- Использование разных видов текста.
- Обеспечение постепенного развития умения, используя прием постепенного усложнения заданий в соответствии с возрастными особенностями обучающимися.
- Применение постоянной обратной связи для корректировки образовательного процесса в соответствии с возможностями обучающихся [26].
На основании вышеизложенной информации, нами были сформулированы этапы формирования умения работать с информацией в основу которых легли этапы формирования УУД по М. Р. Битяновой.
Первый этап включает демонстрацию примеров поиска и выделения необходимой информации в различных источниках с помощью повторения и моделирования. Учитель показывает, как находить ключевые сведения или основные идеи в текстах, таблицах, схемах, а обучающиеся повторяют эти действия на новых материалах.
На втором этапе учитель задает вопросы: «Что нужно найти?», «Как можно выделить основную идею?», «Как определить важные сведения?» — что помогает детям самостоятельно определить способ анализа информации.
На третьем этапе обучающиеся применяют ранее освоенные навыки для выполнения конкретных заданий, таких как поиск необходимых данных в графиках, схемах или текстах по определенной теме. В этот момент важно развивать умение структурировать информацию и использовать её для решения учебных задач.
На четвертом этапе обучающиеся анализируют свои действия, оценивают достигнутые результаты и при необходимости вносят коррективы под руководством учителя для улучшения итогов.
Следует помнить, что формирование умения работать с информацией у младших школьников должно проходить систематически и поэтапно, а также включать достаточное количество практических упражнений для закрепления полученных умений.
В пространстве начальной школы проблема формирования умения работать с информацией становится особенно актуальной. Современные детей обладают краткосрочным вниманием, склонностью к поверхностной обработке информации, быстрому переключению внимания и ориентации на визуальные и зрительные аспекты. Педагоги и психологи назвали такой феномен — клиповое мышление .
И. Г. Подпорин справедливо отмечает, что «клиповое мышление — это способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазлов, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный и кратковременный образ, который тут же сменяется другими — подобными ему» [21].
Т. Н. Горобец, В. В. Ковалев утверждают: «Клиповое мышление — это быстрый и поверхностный процесс, который позволяет дать ответ на постоянно меняющуюся обстановку или информацию. В таких условиях нет времени на переработку информации, ее анализ и формирование долговременной памяти. Если же формирование следов памяти и происходит, то возникают проблемы с воспроизведением информации. «Клиповое мышление» еще называют интегративной функцией кратковременной памяти, которая затем стирается или без осмысления и понимания рассеивается, переходя в подкорковые структуры» [10, с. 94–100].
Опираясь на слова авторов, мы можем сделать вывод о том, что клиповое мышление — это тип мышления, характеризуемый как быстрый, поверхностный и фрагментарный способ восприятия информации, при котором возникают трудности с воспроизведением и осмыслением информации. В результате учебной деятельности и в повседневных ситуациях, с которыми сталкиваются младшие школьники, наблюдается проявление преимущественно визуального внимания, при этом часто отсутствует способность к глубокому анализу ситуации. В результате этого у них возникают трудности с принятием обоснованных решений, что в свою очередь мешает развитию умения работать информацией.
Процесс формирования умения работать с информацией у младших школьников имеет большое значение для развития их когнитивных способностей, памяти, внимания, логического мышления и других ключевых навыков. В частности, развитие логического мышления на прямую способствует тому, что обучающиеся учатся систематизировать и делать выводы на основе полученной информацией формированием умения работать с информацией.
Ж. М. Глозман, С. В. Курдюкова, А. В. Сунцова считают: «Процесс мышления осуществляется с помощью операций сравнения, обобщения, конкретизации, абстракции, анализа и синтеза» [9].
Ученые С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко и А. С. Штерн выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое [22], [28].
Анализируя развитие мышления у детей, выделенного С. И. Самыгиным, Л. Д. Столяренко и А. С. Штерном, можно сделать вывод, что формирование умения работать с информацией у младших школьников связано с постепенным развитием различных видов мышления: от наглядно-действенного и образного до словесно-логического. В начальной школе дети учатся выделять факты, устанавливать связи между ними, сравнивать объекты и делать выводы — все это является основой для умения работать с информацией.
Развитие логического мышления, по мнению А. В. Белошистой, способствует тому, что младшие школьники начинают систематизировать знания, анализировать информацию и формулировать собственные выводы. Автор утверждает, что «процесс развития логического мышления протекает постепенно, так у обучающихся 1–2 классов в большей степени преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в 3–4 классе к ним уже подключается словесно-логическое, понятийное мышление» [4].
Ж. Пиаже подчеркивает, что развитие речи и озвучивание мыслей помогают детям лучше структурировать и осмысливать полученную информацию. А. А. Любинская отмечает, что умение рассуждать, группировать и сравнивать — важные компоненты работы с информацией [20].
Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов отмечают, что для развития логического мышления на уроках важно использовать определенные подходы: применять методы умственной деятельности, такие как сравнение и обобщение, которые помогают структурировать информацию; внедрять игровые и интерактивные формы обучения, делая процесс более интересным и способствуя закреплению причинно-следственных связей; а также использовать словесные и наглядные методы, чтобы лучше понять и запомнить материал. В результате, развитие логического мышления становится ключевым условием формирования у младших школьников умения работать с информацией [11], [29].
Связь между развитием логического мышления и умением работать с информацией заключается в том, что освоение умения анализирования и систематизации информации способствует развитию аналитического и критического мышления. Обучающиеся могут делать выводы, сравнивать факты и обобщать знания — всё это важно для эффективной работы с информацией. Иными словами, развитие таких аспектов как умение находить признаки, устанавливать связи, строить гипотезы и делать умозаключения создает базу для формирования у младших школьников умения работать с информацией. В результате обучающиеся не только получают знания, но и учатся активно ими оперировать: выделять главное, формулировать выводы и применять знания в новых ситуациях.
Следует помнить, что в современном мире умение работать с информацией становится всё более востребованным.
Исходя из этого, можно выделить основные компоненты процесса формирования этого умения: формирование умения поиска и анализа информации — не только текстовой, но и визуальной. Также важно учить детей выделять главное и второстепенное в информации, устанавливать причинно-следственные связи. Не менее значимо развитие критического мышления: анализировать полученные данные, сравнивать разные точки зрения, формировать собственное мнение и аргументировать его — всё это способствует формированию аналитических способностей у обучающихся. Кроме того, необходимо научить обучающихся работать с различными источниками информации, оценивать их достоверность, искать необходимую информацию, использовать разнообразные инструменты для работы с текстами, изображениями и видео.
Все вышеперечисленные умения способствуют тому, что обучающиеся смогут эффективно работать с информацией, развивать свои познавательные способности. Умение работать с информацией является неотъемлемой частью учебного процесса и требует комплексной и систематической работы по его формированию.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с., С. 27
- Баннова, А. Ф. Обучение младших школьников оптимальному чтению / А. Ф. Баннова. — Армавир, 2000 — С. 149. — Текст: непосредственный.
- Беглова Т. В., Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г. //Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под ред. М. Р. Битяновой. — Самара: Издательство «Учебная литература»: ISBN 978–5–9507–1397–2 /Издательский дом «Федоров», 2011. — 64 с.
- Белошистая, А. В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника — Текст: электронный / А. В. Белошистая, В. В. Левитас // Начальная школа до и после. — 2006. — № 9. — С. 15 -23. — Текст: непосредственный
- Ваганова, О. И. Скрайбинг как способ реализации деловой коммуникации в образовательном процессе / О. И. Ваганова, М. Р. Желтухина, Н. С. Аракелян. — Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75–2. — С. 5–60. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skraybing-kak-sposob-realizatsii-delovoy-kommunikatsii-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 18.02.2024).
- Васильева, Е. В. Познание через образ: к вопросу о значимости визуализации учебной информации / Е. В. Васильева. — Текст: электронный // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2020. — № 3. — С. 94–99. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznanie-cherez-obraz-k-voprosu-o-znachimosti-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii (дата обращения: 18.02.2024).
- Веселкова, Т. А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников (на примере предмета «Окружающий мир» под редакцией А. А. Плешакова) / Т. А. Веселкова. — Текст: непосредственный // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. — Вологда: ВПК, 2011. — С. 14–15.
- Гальперин П. Я. Метод, факты и теории в психологии формирования умственных действий и понятий // Материалы XVIII Международного психологического конгресса. Симпозиум 24. Психология формирования понятий и умственных действий. М., 1966. С. 38–58 — Текст: непосредственный
- Глозман Ж. М., Курдюкова С. В., Сунцова А. В. Развиваем мышление. Игры, упражнения, советы специалиста. Саратов: Вузовское образование, 2013. 78 c. — Текст: непосредственный
- Горобец Т. Н., Ковалев В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2. С. 94–100. — Текст: непосредственный
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико- психологические проблемы построения учебных предметов). 2-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
- Кузнецова, М. И. Метапредметные результаты, универсальные учебные умения в начальной школе / М. И. Кузнецова. — Текст: электронный // Народное образование. — 2014. — № 7 (1440). — С. 155–161. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnye-rezultaty-universalnye-uchebnye-umeniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 18.02.2024).
- Кусова, М. Л. Формирование у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом на уроках предметной области «Окружающий мир» / М. Л. Кусова, Е. Ю. Храмкова. — Текст: электронный // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 2. — С. 182–188. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-umeniy-rabotat-s-uchebno-nauchnym-tekstom-na-urokah-predmetnoy-oblasti-okruzhayuschiy-mir (дата обращения: 18.02.2024).
- Лошкарева, Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников: методические рекомендации для директоров и завучей школ / Н. А. Лошкарева. — Москва: Просвещение, 1981. — 88 с.– Текст: непосредственный.
- Лукиных, Л. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальных классов / Л. В. Лукиных. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5. — С. 17–18. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18047/?ysclid=lhiqn7nkpf14750716 (дата обращения: 18.02.2024).
- Люблинская А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. М.: Владос, 2014. 273 с.
- Миронова, В. А. Формирование у младших школьников умения работать с информацией / В. А. Миронова. — Текст: электронный // Вестник магистратуры. — 2014. — № 12–4 (39). — С. 24–27. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-umeniya-rabotat-s-informatsiey (дата обращения: 18.02.2024).
- Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО): приказ от 31 мая 2020 г. № 373 / Министерство образования и науки Российской Федерации // Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения 25.10.2024). — Текст: электронный.
- Орлова (Курашова), Л. Р. Формирование умения работать с информацией у детей младшего школьного возраста посредством применения метода «Cкрайбинг» / Л. Р. Орлова (Курашова) // Студенческие исследования — 2023: Материалы Международной студенческой научно-практической конференции, Сургут, 17 марта 2023 года. — Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2023. — С. 192–197. — EDN DOESDR.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. СПб.: СОЮЗ, 1997. 256 с. — Текст: непосредственный
- Подпорин И. В., Таран А. Н., Воронов Д. А. Сущностная характеристика клипового мышления в контексте перспективных задач цифровизации современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnaya-harakteristika-klipovogo-myshleniya-v-kontekste-perspektivnyh-zadach-tsifrovizatsii-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 22.05.2024)
- Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001. 256 с.
- Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева. — Текст: непосредственный // Народное образование. — 2012 — № 4. — С. 153–160.
- Универсальное учебное действие «информационный поиск» / редактор Е. А. Коновалова Е. А // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru (дата обращения: 18.02.2024). — Текст: электронный
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edu.gov.ru/ Дата обращения 25.10.2022, С. 15
- Хэтти Джон А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / под ред. В. К. Загвоздкина, Е. А. Хамраевой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017. — 486 с. — (Антология образования)
- Чеботарева, О. В. О тенденциях развития современной школы в России / О. В. Чеботарева // Национальная ассоциация ученых. — 2023. — № 86–3. — С. 43–45
- Штерн А. С. Введение в психологию: учеб. пособие / под ред. Л. В. Сахарного, Т. И. Ерофеевой, Е. В. Глазановой. М.: ФЛИНТА, 2018. 311 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1995. 560 с.]