Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Адаптивная физическая культура и ее роль в коррекции нарушения осанки у школьников начальных классов

Научный руководитель
Физическая культура и спорт
18.06.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Есаулова, М. И. Адаптивная физическая культура и ее роль в коррекции нарушения осанки у школьников начальных классов / М. И. Есаулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126850/.


В статье изучается роль адаптивной физической культуры в профилактике и лечении заболеваний ОДА у младших школьников. В рамках исследования проведен педагогический эксперимент с целью оценки эффективности разработанного комплекса лечебной физической культуры для коррекции сколиоза 1-й степени у детей младшего школьного возраста. В эксперименте определялись показатели подвижности позвоночника назад, силовой выносливости мышц-разгибателей спины и силовой выносливости мышц брюшного пресса. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике исследуемых параметров после применения разработанного комплекса упражнений.

Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, физические упражнения, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, адаптивная физическая культура, сколиоз.

The article examines the role of adaptive physical culture in the prevention and treatment of diseases of the musculoskeletal system in younger schoolchildren. Within the framework of this study, a pedagogical experiment was conducted to evaluate the effectiveness of the developed complex of therapeutic physical education for the correction of grade 1 scoliosis in primary school children. In the experiment, the indicators of backward mobility of the spine, strength endurance of the extensor muscles of the back and strength endurance of the abdominal muscles were determined. The results obtained indicate a positive dynamics of the studied parameters after applying the developed set of exercises.

Keywords: musculoskeletal system, physical exercises, prevention of diseases of the musculoskeletal system, adaptive physical education, scoliosis.

Особенностью современного времени является активизация сидячего образа жизни и, как следствие, — развитие гиподинамии, патологического состояния, которое отрицательно сказывается на функциях опорно-двигательного аппарата (ОДА), сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного, респираторного тракта и др. Одновременно с этим, возникают изменения со стороны психического здоровья, приводящие к ухудшению памяти, снижению концентрации внимания, выраженной подверженности к стрессу [4].

Основная причина патологических изменений заключается в том, что костная система школьника находится в стадии формирования. Если к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, то с 8–9 лет для позвоночника характерна наибольшая подвижность. Поэтому в этом периоде чаще всего происходят нарушения осанки и деформации позвоночника, вызванные неблагоприятными социально-гигиеническими условиями, низкой физической активностью, не соответствием учебной мебели антропометрическим характеристикам ребенка, плохой освещенностью рабочего места. Скорректировать возникающие изменения со стороны опорно-двигательной системы позволяют систематические занятия физической культурой.

Одна из самых часто встречающихся патологий ОДА в младшем школьном возрасте — это нарушение осанки. Поэтому, одной из главных задач в школе является повышение физической активности учеников и привитие интереса систематически заниматься физическими упражнениями. Если дети уже имеют диагноз сколиоз, то необходимо своевременно включать в работу с детьми коррекционные методики.

Одним из наиболее эффективных средств физической реабилитации считается корригирующая гимнастика. Занятия корригирующей гимнастикой позволяют укрепить мышцы спины, брюшного пресса и плечевого пояса. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал противоречие между уровнем развития техники и технологий и их использованием в связи с отсутствием теоретических разработок, не позволяющих наиболее эффективно их применять в условиях профилактики и лечении сколиоза. Данное противоречие определило цель нашей работы.

Цель : изучение возможностей АФК в лечении и профилактике осанки у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования : анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение; педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов.

Осанка — это формируемое с раннего детства привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе. Она характеризуется физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, симметрично расположенными ягодичными складками и углами обеих лопаток, развернутыми плечами, прямыми ногами. Правильная осанка оптимально распределяет нагрузку на ОДА и защищает позвоночник от травм [5]. В условиях гипокинезии и гиподинамии, возникают множественные ее изменения — от кифоза грудного отдела до бокового искривления позвоночника и его сегментов, так называемых сколиотических изменений. Сколиоз представляет собой заболевание ОДА, характеризующееся асимметрией туловища, дисплазией плечевого и лопаточного поясов, наличием рёберного горба, а также смещением таза и нарушением походки. Диагностика базируется на исследовании позвоночника в двух стандартных проекциях (передне-задней и боковой).

Сколиоз — комплексная патология, требующая стратегии лечения, направленной на предотвращение прогрессирования деформации и минимизацию её влияния на организм. Анализ литературы показывает, что в период роста у детей часто наблюдается прогрессирование искривлений позвоночника. Среди факторов развития сколиоза Т. В. Алейникова выделяет неравномерное развитие костно-мышечной системы, недостаток двигательной активности и нарушение школьной гигиены.

По классификации Чаклина В. Д., сколиоз имеет 4 степени, из которых I степень (отклонение до 10°) часто встречающаяся и поддающаяся коррекции [3]. На этом этапе деформация малозаметна, но её можно заподозрить по асимметрии лопаток, плеч, лёгкому перекосу таза или сутулости. Важно, чтобы родители вовремя заметили эти признаки и обратились к врачу, так как консервативное лечение наиболее эффективно на ранней стадии. Оценку перечисленных параметров осуществляют, когда ребенок стоит ровно и спокойно, при этом, у него отсутствуют боли, нет повышенной утомляемости.

В подростковом возрасте сколиоз лечится сложнее из-за сниженной пластичности позвоночника по сравнению с младшими детьми [1]. Поэтому важным представляется раннее выявление сколиоза, и подбор комплекса корригирующих упражнений, направленный на коррекцию начинающихся изменений ОДА.

В рамках проведенного педагогического эксперимента, который реализован на базе МБОУ СОШ № 10 г. Ессентуки, приняло участие 10 обучающихся с нарушениями осанки с диагнозом «сколиоз 1 степени» (по результатам медицинских карт). Полученные результаты и анализ литературы, позволил составить комплекс упражнений, учитывающий возрастные особенности детей и включающий в себя физические упражнения с элементами игры (игровой стретчинг). Разработанные упражнения были направлены на укрепление мышечного корсета, оптимизацию баланса мышечного тонуса и формирование правильных двигательных стереотипов [6].

Для оценки подвижности позвоночника назад мы использовали методику Курдыбайло С. Ф., согласно которой хорошим показателем является показатель — 9–10 см. Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивалась временем удержания на весу половины туловища и головы в позе «ласточка» или «рыбка» на животе. Нормальное время удержания составляет 1,5–2 мин. Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивалась количеством переходов из положения, лежа на спине, в положение — сидя, и обратно. При нормальном развитии дети выполняют упражнение по 15–20 раз.

На начало эксперимента средние показатели оценки подвижности позвоночника назад составили 5,23 см; силовая выносливость мышц разгибателей спины — 1 мин; силовая выносливость мышц брюшного пресса -10,2 раза. Данные показатели свидетельствуют об ограничении подвижности позвоночника и недостаточной силовой выносливости мышц-разгибателей спины и мышц брюшного пресса, что позволяет говорить о необходимости разработки и применения корригирующих упражнений на формирующем этапе эксперимента [2].

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции сколиоза 1 степени у детей начальных классов:

Поза кошки: И.п. — на четвереньках. На вдохе — прогибание спины (голова вверх, таз назад), на выдохе — выгибание спины (голова вниз, округление спины). Выполнять медленно.

«Птица-собака»: И.п. — на четвереньках. Одновременное вытягивание противоположной руки и ноги до параллели с полом. Задержаться на 2–3 сек.

Тазовые наклоны: И.п. — лежа на спине, колени согнуты, стопы на полу. Прижимание поясницы к полу за счет напряжения брюшных мышц, затем расслабление.

«Супермен»: И.п. — лежа на животе, руки вытянуты вперед. Одновременное поднятие вытянутых рук, головы и ног над полом. Задержаться на 2–3 сек.

«Плавание» — имитация гребка левой рукой, акцент на вытяжение.

Растяжка широчайших мышц спины: И.п. — стоя, рука на стороне выпуклости искривления вытягивается вверх и в сторону, противоположную выпуклости, акцентируя растяжение.

На контрольном этапе с целью определения эффективности разработанных упражнений, было проведено повторное исследование параметров (таблица 1).

Таблица 1

Показатели функционального состояния позвоночника у детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Показатели

Констатирующий этап

Контрольный этап

%

Оценка подвижности позвоночника назад

5,23

8,12

55

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины

1 минута

1,5 минуты

50

Силовая выносливость мышц брюшного пресса

10,2

14

37

Сравнив результаты исследуемых параметров на констатирующем и контрольном этапах, можно увидеть положительную динамику, свидетельствующую, о значительном их повышении до показателей нормы.

Таким образом, можно сделать вывод, что для профилактики и коррекции нарушений осанки, и, в частности, — сколиоза, необходим специально разработанный комплекс упражнений, учитывающий возраст и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Амосов, В. Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых: моногр. / В. Н. Амосов. — М.: Вектор, 2014. — 128 c.
  2. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: учебное пособие / под редакцией д. м.н. С. Ф. Курдыбайло. — М.: Советский спорт, 2003. 184 с.
  3. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В. А. Епифанов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — С. 381–393
  4. Лечебная физическая культура в детском возрасте: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и педагогических вузов, обучающихся по специальности "040108 — Лечебная физкультура и спортивная медицина» / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. — 463 с.: ил., табл.; [6] л.: цв. ил. — Библиогр.: с. 453–463. — ISBN5–9268–0550-X (в пер.): Б. ц. — Текст: непосредственный.
  5. Лечебная физическая культура при сколиозе у детей: практическое пособие для врачей / Д. А. Чечётин, А. Н. Цуканов, А. Е. Филюстин, Э. А. Надыров, Д. В. Чарнаштан, Н. М. Иванова. — Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2015. — 93 с
  6. Лукаш, А. 500 упражнений для позвоночника. Корригирующая гимнастика для исправления осанки, укрепления опорно-двигательного аппарата и улучшения здоровья / А. Лукаш. — СПб.: Наука и Техника, 2007. — С. 34–42.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
опорно-двигательный аппарат
физические упражнения
профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата
адаптивная физическая культура
сколиоз
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 348-351):
Часть 5 (стр. 289-367)
Расположение в файле:
стр. 289стр. 348-351стр. 367

Молодой учёный