Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование элементов монтессори-терапии в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Педагогика
20.06.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Букаева, Л. Н. Использование элементов монтессори-терапии в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития / Л. Н. Букаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 390-393. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126847/.


В нашем центре уже три года работает монтессори-класс. Здесь занимаются дети с 2 до 15 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата, синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра и др. Занятия с детьми проводятся 2–3 раза в неделю по 30–45 минут в индивидуальном порядке, по мере освоения материала — в малых группах.

Основной целью реабилитации детей средствами монтессори-педагогики является раскрытие потенциала ребенка с ТМНР, его развитие и социализация в обществе.

На начальном этапе тесное взаимодействие со специалистами, занимающимися реабилитацией детей (педиатр, невролог, дефектолог, психолог), а также углубленное знакомство с ребенком и его проблемами помогли определить терапевтические цели и составить специальные индивидуальные программы развития (СИПР). Использовались стандартные диагностические методы, которые выявляли не только уровень развития, но и его качественные особенности. Также применялось «активное», по терминологии М. Монтессори наблюдение, с использованием элементов монтессори-среды (процесс продолжается уже во время занятий).

Особое значение имеет также работа с родителями. Для меня очень важно установить партнерские отношения с близкими ребенка, способствовать формированию у них адекватного представления о его возможностях и проблемах, поддерживать чувство заинтересованности в продвижении ребенка и ответственность за это.

Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в специальной подготовленной среде. При создании среды и подборе материала подхожу с точки зрения целесообразности, индивидуальных возможностей и потребностей ребенка с ТМНР.

К монтессори-материалу и его расположению предъявляются определенные требования :

  1. Создание свободного доступа ко всем материалам среды.
  2. Материал располагается на низких, хорошо просматриваемых полках, соответствующих росту детей.
  3. На нижних полках располагается объемный, тяжелый материал, на верхних — более легкий.
  4. Гарнитуры с материалами размещаются на подносах с бортиками, в корзинах, коробках.
  5. Все предметы, входящие в упражнение, одного цвета, что облегчает ориентировку в окружающем.
  6. Материал привлекательный внешне, чистый, целый, комплектный. Комплектность проверяется до начала занятий.
  7. Каждый материал представлен в единственном экземпляре. Это способствует более бережному отношению к материалу, полезно для развития социальных контактов: дети с интересом следят за работой друг друга.
  8. Существуют ограничения по числу входящих в упражнение предметов (5–7), в некоторых случаях могут быть ограничения с 2–3 образцами.
  9. Пособия из бумаги лучше использовать ламинированные или пластиковые.
  10. В подборе упражнений и их расположении соблюдается принцип постепенности и возрастающей степени сложности:

а) Сыпучий материал вначале более крупных размеров.

б) При действиях с предметными орудиями подбираются модели, удобные для захвата и удержания (утолщение черенка, более глубокая ложка и т. п.). Упражнения на переливание воды сначала выполняются с помощью кувшинчиков. Отрабатывается навык захвата ручки кувшина и его подъема над столом. Затем учим наливать воду в стакан, в маленькую чашку, несколько чашек и т. д.

  1. Используются реальные предметы, которые ребенок встречает в повседневной жизни (стекло, фарфор). Это приучает ребенка к самоконтролю. В период адаптации можно использовать пластиковые наборы с целью снижения чувства страха и неуверенности при возможной неудаче при падении.
  2. Очень важно, что во все материалы встроен контроль ошибок. Он помогает детям работать аккуратно, самостоятельно проверять себя без замечаний и прямого вмешательства взрослого (рассыпанные зерна можно собрать, пролитую воду вытереть, если остались лишние веретена, то они вновь пересчитываются).

Монтессори-материал разделен на пять областей развития :

  1. В зоне практической жизни, упражняясь в приобретении жизненно необходимых навыков, ребенок учится ориентироваться в окружающей среде и поддерживать вокруг себя порядок.
  2. Зона сенсорного развития представлена специальными материалами для развития различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной.
  3. Материалы математической зоны позволяют не только понять суть математических действий, но и увидеть их.
  4. В зоне русского языка ребенок знакомится с названиями всего, что его окружает, учится классифицировать предметы и вербально обозначенные понятия, овладевает чтением и письмом.
  5. Зона космического воспитания позволяет развивать познавательные интересы детей.

Можно выделить следующие пути применения терапевтических упражнений Монтессори:

  1. Применение классического материала, возможное его сокращение или упрощение.
  2. Использование дополнительного материала. Часто это любимые детьми игрушки, например, матрешка, пирамидка.
  3. Применение адаптированного классического материала (в рамках-застежках 2 пуговицы вместо 5, 5 цилиндров в деревянных блоках вместо 10 и др.).
  4. Включение упражнений, подготовительных к основному. Например: рамку с пуговицами ребенку предлагают после того, как он освоит щипковый захват пуговицы и ее проталкивание в щель копилки.
  5. Модификация упражнений с опорой на изученные навыки. Например, знакомство с понятиями «горячая и холодная вода» проводится при мытье рук.
  6. Упражнения должны соответствовать возможностям ребенка, уровню развития, учитывать особенности нарушений и компенсаторной стратегии. Заканчивать работу желательно на фоне усвоенного материала.
  7. Педагог должен стремиться так организовать работу ребенка, чтобы тот был максимально активен. Он активно наблюдает и оказывает помощь настолько, насколько это необходимо, следуя выражению М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому!». Часто ребенок не всегда способен пользоваться свободой, например, свободой выбора. В этом случае педагог заранее выбирает несколько упражнений для работы. Выбор из 4–5 упражнений оказывается для ребенка доступным. Можно использовать способ выбора упражнений «по очереди». Если ребенок не достиг этого уровня взаимодействия, демонстрирую упражнение, привлекая внимание ребенка (выбирая наиболее интересные, наблюдая за интересом ребенка).
  8. Выбирается место для материала актуального для ребенка, чтобы он заинтересовался им. Заметив, что дети выбирают только легкие упражнения, пересматриваю расстановку материалов.

Частью коррекционно-развивающей среды являются психотерапевтический характер деятельности монтессори-педагога. Это ровный, доброжелательный тон, оптимистический настрой, хорошее знание психофизических особенностей детей.

Отношения между детьми и педагогом регулируются такими положениями:

  1. Формировать у ребенка способность самостоятельно выбирать материал и работать с ним. Если эта цель достигнута, ребенок готов к работе в малой группе.
  2. Педагог предоставляет ребенку свободу выбора материала и места работы с ним (степень свободы выбора регулируется), а также время для занятия, которое определяется как индивидуальным планом работы, так и возможностью повторения действий, заданий для закрепления материала.
  3. Выполнению задания, если ребенок не знаком с ним, предшествует презентация упражнения. Это дает ребенку алгоритм, вызывает желание имитировать увиденное. Презентация проводится медленно, поэтапно, с многократными повторениями.
  4. Во время презентации педагог избегает лишних словесных инструкций и указаний, что помогает ребенку сконцентрироваться на действиях, а также наблюдать за эффектами, связанными с материалом: шум льющейся воды, звук пересыпающегося зерна и т. п.
  5. Во время работы ребенка с материалом позиция педагога сводится к «активному» наблюдению (его интересов и предпочтений, контактов с другими детьми, трудностей в работе с материалом и т. д.).
  6. Если ребенок не способен сам выполнить упражнение, ему помогает педагог, дозируя свою помощь (например, поддерживать руку ребенка под локоть, под предплечье или кисть). В любом случае ребенку предоставляется возможность участвовать в действии и наблюдать за результатом.
  7. Темп работы и время, необходимое для выполнения ребенком упражнения, индивидуальны.
  8. Если ребенок хорошо справляется с упражнением, ему предлагают вариант усложнения. Оно может выполняться с другим материалом (вместо гороха, например, чечевица, сосуды с более узким горлышком и т. п.).
  9. С детьми с РАС первые занятия строятся по схеме: я работаю с тем или иным материалом, переходя из одной зоны в другую, а ребенок наблюдает. Так как среда в классе постоянная, ребенок постепенно включается в работу сам.

Таким образом, перечисленные выше принципы позволяют говорить о правомерности использования методов, педагогических приёмов, дидактических материалов в коррекционной работе. После применения методов монтессори-терапии у всех детей отмечается динамика в двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функциях. Только надо давать детям шанс!

Литература:

  1. М. Монтессори. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 2 до 6 лет. М.: Центрполиграф, 2013 г.
  2. Hellbruge Th. Unser Montessori Model Munchen, Kinder Verlag, 1996 г.
  3. Андрущенко Н. В. Монтессори-педагогика и монтессори-терапия. СПб; Речь; 2010 г.
  4. Anderlicht. Ein weg fuer, alle! Leben mit Montessori, Montessori-Therapie und Heilpedagogik in der praxi», Dortmund, 1996 г.
  5. В.Секачев, Монтессори-терапия. Опыт и перспективы развития. — М.: ИОИ, 2010.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 390-393):
Часть 6 (стр. 369-445)
Расположение в файле:
стр. 369стр. 390-393стр. 445

Молодой учёный