На сегодняшний день сложно представить современную систему уголовного судопроизводства без участия органов прокуратуры в реализации обеспечения прав и свобод граждан, а также в надзоре по осуществлению соблюдения действующего законодательства. Актуальность данного вопроса заключается в отсутствии четкой законодательной регламентации рассматриваемого института, что создает соответствующие сложности в практической деятельности. В настоящей статье автором рассматриваются сущность и особенности прокурорской деятельности, выявляются существующие законодательные проблемы и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: прокурор, прокурорская деятельность, уголовное судопроизводство, уголовный процесс, обеспечение прав и свобод.
Today, it is difficult to imagine a modern criminal justice system without the participation of the prosecutor's office in ensuring the rights and freedoms of citizens, as well as in supervising compliance with current legislation. The relevance of this issue lies in the lack of clear legislative regulation of the institution in question, which creates corresponding difficulties in practice. In this article, the author examines the essence and features of prosecutorial activity, identifies existing legislative problems and suggests ways to solve them.
Keywords: prosecutor, prosecutorial activity, criminal proceedings, criminal procedure, ensuring rights and freedoms.
На протяжении многих лет прокурорская деятельность является одним из важнейших направлений в системе уголовного судопроизводства России.
К сожалению, на сегодняшний день законодателем не определен ни понятийный аппарат деятельности прокуратуры, ни функции прокуратуры, что вызывает многочисленные дискуссии среди различных авторов и специалистов в области уголовного процесса.
Вместе с тем, отсутствующие определения указанных правовых категорий неоднократно упоминаются законодателем в нормах Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ № 2202–1) [2].
По мнению автора Н. Н. Карпова, ставшего первым специалистом, предложившим ввести в теорию уголовного процесса понятие прокурорской деятельности, а также предложившего замену существующего термина «прокурорский надзор» указанным понятием, функции прокуратуры весьма обширны, что не позволяет их включать в термин «прокурорский надзор». Автор считает, что прокурорская деятельность как уголовно-процессуальный феномен является гораздо шире [4].
На наш взгляд, позиция автора достаточно обоснована и отражает в какой-то степени сущность прокурорской деятельности.
Отметим, что в доктрине уголовно-процессуального права учеными-теоретиками выделяются два значительных блока, составляющих сущность и функции прокурорской деятельности в уголовном судопроизводстве.
Так, в качестве первой специалисты выделяют осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актов, действующих на территории нашего государства.
Ко второму же блоку в юридической литературе относится деятельность должностных лиц органов прокуратуры по обеспечению защиты прав и свобод граждан.
Важно отметить, что прокурор в реализации своих уголовно-процессуальных функций обеспечивает их осуществление посредством участия в процессуальных действиях, закрепленных уголовно-процессуальным законодательством нашего государства.
При этом, как уже отмечалось выше, в нормах УПК РФ определение «процессуальная деятельность», в том числе органов прокуратуры, не раскрывается в чистом виде. Вместе с тем, законодатель косвенно использует указанные понятия в некоторых нормах. Так, согласно статье 5 УПК РФ, в которой раскрываются основные термины и понятия уголовно-процессуального законодательства, при определении уголовного преследования законодатель использует термин «процессуальная деятельность», который, несомненно, является обобщенным и включает в себя в том числе прокурорскую деятельность [1].
Вместе с тем, большое значение для определения деятельности прокуратуры имеют такие понятия, как «процессуальное решение» и «процессуальное действие», которые и составляют по своей сути процессуальную деятельность прокурора, поскольку она как раз и состоит из определенных действий и принятых по итогам этих действий решений.
Исходя из мнения ученых-процессуалистов, изучающих специфику данного вопроса, можно прийти к выводу, что в настоящее время существует значительный законодательный пробел, который носит преимущественно теоретический характер, но который все же необходимо устранить [3].
Так, в нормах действующего уголовно-процессуального законодательства нашего государства мы видим некую коллизию, поскольку законодатель, при определении термина «уголовное преследование» использует термин «процессуальная деятельность», которая не раскрывается в нормах УПК РФ.
Применяя данное определение в отношении понятия «прокурорская деятельность», следует отметить, что характер деятельности прокурора в рамках выполнения возложенных на него функций гораздо шире, чем его процессуальная деятельность.
На наш взгляд, следует четко обозначить границы осуществления деятельности прокуратуры, а именно включить в нее направления деятельности, которые прокурор ведет в процессе выполнения возложенных на него государством задач. В частности, к таким направлениям следует отнести: деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, деятельность по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, а также уголовное преследование.
К сожалению, законодатель в сфере уголовного судопроизводства не дает легальное определение деятельности органов прокуратуры через призму системности данных направлений, что, конечно, вызывает в теории и на практике многочисленные споры и дискуссии.
Важно отметить, что, исходя из понятия прокуратуры, закрепленного законодателем в ФЗ № 2202–1, можно определить и понятие прокурорской деятельности в целом, под которой следует понимать деятельность органов единой федеральной централизованной системы, характеризующаяся осуществлением надзора за законностью и соблюдением Конституции РФ, а также иных законодательных актов, действующих на территории нашего государства.
На основании изложенного, можно прийти к выводу о том, что на сегодняшний день на законодательном уровне отсутствует определение прокурорской деятельности в уголовном судопроизводстве, а также не раскрыт понятийный аппарат функций прокуратуры, что не позволяет в полной мере определить сущность деятельности органов прокуратуры в уголовном процессе.
В этой связи считаем целесообразным закрепить в нормах УПК РФ или в ФЗ № 2202–1 легальное понятие «деятельность прокуратуры» с целью устранения существующих законодательных пробелов и возникающих в этой сфере дискуссий и споров в научном сообществе.
Литература:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть I). ст. 4921; 2021. № 27 (часть I). ст. 5069.
2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
3. Ергашев Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.: Юрайт, 2023. С. 317.
4. Карпов Н. Н. Теоретические и прикладные проблемы деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы: автореф. дис....докт. юрид. наук: 12.00.11. М., 2012. С.19.