Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Противодействие коррупции в департаменте спорта г. Москвы

Юриспруденция
18.06.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Коновалов, А. В. Противодействие коррупции в департаменте спорта г. Москвы / А. В. Коновалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126839/.


Актуальность заключается в необходимости эффективного противодействия коррупции в департаменте спорта города Москвы, особенно в условиях изменяющейся международной политической обстановки и экономических санкций, которые могут повысить риски коррупционных правонарушений. Статья предоставляет обзор состояния борьбы с коррупцией в департаменте спорта города Москвы и предлагает меры для улучшения антикоррупционных практик в контексте санкционного давления и ограниченных ресурсов.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, департамент спорта, Москва, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, санкции, закупочные процедуры, образовательные мероприятия, проверки и аудиты.

The relevance lies in the necessity to effectively counteract corruption in the Department of Sports of the city of Moscow, especially in the conditions of the changing international political environment and economic sanctions, which may increase the risks of corruption offences. The article provides an overview of the state of anti-corruption in the Department of Sports of the city of Moscow and suggests measures to improve anti-corruption practices in the context of sanctions pressure and limited resources.

Keywords: corruption, anti-corruption, Department of Sports, Moscow, anti-corruption, anti-corruption policy, sanctions, procurement procedures, educational activities, inspections and audits.

В научно-теоретических подходах отмечено, что коррупция существует не только в государственных структурах, но и в частном секторе, и может быть как древним, так и современным явлением, может принимать различные формы и всегда связана с нарушением интересов общества или государства ради личной выгоды [3, С.445; 4, С. 21]. На основе всех представленных определений можно вывести следующую сущность понятия: коррупция — это злоупотребление служебным положением для получения личной выгоды, включающее взяточничество, незаконное присвоение ресурсов, кумовство и влияние на принятие решений в интересах частных лиц или групп, что противоречит интересам общества и государства [4, С.27].

Сегодня противодействие коррупции производится в разных сферах, в том числе и в спорте, поскольку коррупция в этой области является не таким уж редким явлением: манипулирование результатами соревнований, взятки и откаты при трансферах игроков или же коррупция в спортивных федерациях и организациях, использование спорта для отмывания денег.

Для противодействия коррупции в спорте используются разные методы в различных странах мира. Так в России приняты законы, направленные на предотвращение манипулирования спортивными соревнованиями и борьбу с ними, что предусматривается ст. 26,2 ФЗ № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1]. Интерпол и МОК активно сотрудничают в борьбе с коррупцией в спорте, проводя совместные расследования и обмен информацией, а международные организации ICSS и IPACS реализуют проекты по повышению прозрачности и подотчетности в сфере спорта [4, С.102].

В различных департаментах, включая исследованный (департамент спорта Москвы), встречаются различные формы коррупции: откаты и взятки, где в пример можно поставить чиновников, которые могут потребовать или получать взятки от подрядчиков в обмен на предоставление контрактов или заказов, либо тендеры могут быть организованы таким образом, чтобы выигрывали только определенные компании; злоупотребление должностными полномочиями, где чиновники используют свое служебное положение для продвижения личных коммерческих интересов или, например, распределяют финансирование и инвентарь по несуществующим, фиктивным проектам; финансовые махинации: использование спортивных проектов и мероприятий для легализации незаконных доходов, составление ложных финансовых отчетов с целью хищения госсредств; департаменты спорта не являются исключением, где может также наблюдаться получение или предоставление должностей за деньги или других блага, а также назначение на ключевые позиции знакомых, родственников, что вновь создает благоприятную среду для коррупции; предоставление грантов и субсидий аффилированным лицам или организациям в обход официальных процедур; предоставление привилегий и преимуществ близким друзьям и родственникам в ущерб профессиональным качествам и достижениям; завышение сметных расходов на проведение спортивных мероприятий с целью хищения средств, подделка данных о количестве участников и затрат для получения дополнительных средств и другое.

Департамент спорта города Москвы — отраслевой орган исполнительной власти, отвечающий за управление, разработку и реализации государственной политики, предоставлению госуслуг в области физической культуры и спорта [2]. Основные положения о департаментах Москвы регулируются постановлениями Правительства Москвы (№ 1923 ПП от 06.09.2022 по департаменту спорта) [4], которые определяют их функции, полномочия и организационную структуру. Функциональные обязанности Департамента спорта города Москвы включают разработку и реализацию государственных программ в области физической культуры и спорта; контроль и координацию деятельности подведомственных организаций; предоставление государственных услуг в сфере физической культуры и спорта; организацию спортивных мероприятий и соревнований; популяризацию здорового образа жизни и спорта среди населения; создание условий для развития массового спорта и спорта высших достижений.

Основой для борьбы с коррупцией в департаменте спорта города Москвы является «План противодействия коррупции в городе Москве на 2021–2024 годы» (с изм. от 29. 09. 2021 г.) [2]. Представленный нормативный документ включает в себя комплекс организационных мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, охватывая противодействие коррупции при замещении государственных должностей, прохождении гражданской службы, а также замещении муниципальных должностей в Москве. Важной частью плана является реализация антикоррупционной политики в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, также документ предусматривает обучение государственных гражданских служащих, что способствует повышению их правовой грамотности и антикоррупционной культуры.

В Москве Министерство спорта активно участвует в реализации мер по противодействию коррупции, где одной из задач организационных мероприятий является организация и проведение заседаний антикоррупционных комиссий, где рассматриваются вопросы служебного поведения и конфликта интересов среди сотрудников министерства, в рамках этой работы регулярно проводится мониторинг нормативно-правовых актов для их соответствия Федеральному законодательству [5].

Министерство участвует в международных форумах и конференциях, посвященных вопросам борьбы с коррупцией, для обмена опытом и внедрению передовых практик. Также внимание уделяется анализу обращений граждан и организаций, содержащих информацию о возможных коррупционных правонарушениях, с целью оперативного реагирования и предотвращения коррупционных проявлений. Ежегодно организуются лекции и семинары для повышения правовой грамотности сотрудников, однако, не на регулярной основе. Фиксированного план-графика проведения мероприятий не предусмотрено, не считая международного дня по борьбе с коррупцией в Российской Федерации, который проводится 9 декабря ежегодно. Министерство спорта активно взаимодействует с Общественной палатой Москвы и другими общественными организациями, проводя совместные мероприятия, направленные на усиление антикоррупционной культуры в спортивной сфере.

Дополнительное внимание в департаменте спорта г. Москвы уделяется проверке доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера у граждан, претендующих на замещение государственных и муниципальных должностей, проводится анализ уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и мониторинг участия служащих в управлении коммерческими и некоммерческими организациями, а для предотвращения и урегулирования конфликта интересов создаются специальные комиссии.

В сфере государственных закупок департамент спорта Москвы совершенствует организационные и правовые меры, направленные на минимизацию коррупционных факторов, как, например, внедрение региональной информационной системы помогает повысить прозрачность и эффективность закупочных процедур. Департамент также разрабатывает возможности для добровольного ежегодного декларирования личной заинтересованности служащих, участвующих в закупках, с целью предотвращения конфликтов интересов.

Для противодействия коррупции департамент активно привлекает к обучению своих сотрудников, где поднимаются актуальные вопросы и изменения в законодательстве: ежегодно проводятся профессиональные семинары, конференции и онлайн-курсы, направленные на повышение правовой грамотности и антикоррупционной культуры. Антикоррупционное просвещение также включает размещение информации о результатах работы в сфере противодействия коррупции на официальных сайтах и освещение этих результатов в средствах массовой информации. Посещение подобного обучения является обязательным.

Актуальными проблемами в борьбе с коррупцией в департаменте спорта города Москвы, в том числе те проблемы, которые указаны в Плане противодействия коррупции в г. Москве до 2024 г. [4], являются: недостаточная эффективность контроля за доходами и расходами сотрудников департамента спорта; недостаточная антикоррупционная образованность и культура; проблемы с закупочными процедурами после начала санкционного давления Запада после 2022 г.

Первая проблема — недостаточная эффективность контроля за доходами и расходами сотрудников департамента спорта — связана, прежде всего, с отсутствием современной технической базы для эффективного мониторинга доходов и расходов сотрудников. Как результат, отсутствие автоматизированных систем учета и контроля приводит к затруднению отслеживания финансовых операций и связанных с ними транзакций. Кроме того, наблюдается недостаточное проведение аудиторских проверок и ревизий, что также может снижать уровень контроля за финансовыми операциями.

Недостаточная антикоррупционная образованность и культура. В департаменте спорта Москвы регулярно проводятся образовательные мероприятия, такие как семинары, конференции и тренинги по вопросам противодействия коррупции. Однако, несмотря на это, возникают такие проблемы как: недостаточная системность и последовательность образовательных мероприятий (отсутствует полноценный план-график, мероприятия проводятся хаотично); недостаточное внедрение знаний, полученных в результате образовательных мероприятий, на практике; некоторые сотрудники и руководители проявляют сопротивление внедрению новых антикоррупционных практик из-за личных интересов или привычек, что затрудняет изменение корпоративной культуры на более прозрачную и этичную.

Санкции, введенные после 2022 года, оказали значительное влияние на экономику и закупочные процедуры в России, и департамент спорта Москвы не является исключением. Санкции ограничили возможность для закупок товаров и услуг с международных рынков, что усложнило поиск альтернативных отечественных поставщиков и ресурсов. Проблемы с закупочными процедурами после введения Западом санкций могут поспособствовать усилению коррупции: из-за санкций у департамента спорта Москвы может существовать ограниченный выбор поставщиков и ресурсов, что дополнительно создает условия для формирования монополистических позиций, которые могут быть использованы для установления завышенных цен или необоснованных условий контрактов, а коррупционные схемы могут включать в себя предложение взяток или иные формы взаимовыгодных соглашений с поставщиками, которые получили контрактные обязательства. Также увеличилась сложность процедур, которые могут увеличить необходимость в консультациях и экспертизе, что может быть использовано для взяточничества или установления непрозрачных условий.

Для усовершенствования «Плана противодействия коррупции в городе Москве на 2021–2024 годы», учитывая выявленные проблемы в департаменте спорта, можно предложить следующие меры: необходимо разработать и внедрить специализированные программные решения для мониторинга доходов и расходов сотрудников департамента спорта, что повысит эффективность контроля и уменьшит возможности для финансовых махинаций; усиление аудиторских проверок и ревизий финансовых операций в департаменте спорта поможет выявлять потенциальные нарушения и коррупционные схемы, необходимо установить строгие процедуры и частоту проверок; разработка и внедрение полноценного плана-графика образовательных мероприятий по антикоррупционной тематике с учетом различных составляющих корпоративной культуры департамента спорта Москвы и практического применения полученных знаний; введение механизмов обязательного применения полученных знаний на практике, например, через систему обратной связи и мониторинга; введение стимулов и мотивационных мер для сотрудников и руководителей, способствующих изменению корпоративной культуры на более прозрачную и этичную; укрепление координации и сотрудничества с другими органами, включая органы контроля и правопорядка, для обмена информацией и координации действий по противодействию коррупции; проведение комплексного анализа существующих закупочных процедур с целью их оптимизации и устранения возможностей для коррупционных манипуляций; включение в образовательные программы модулей по управлению рисками и предотвращению коррупции, адаптированных к специфике департамента спорт; развитие стратегий поиска и разработки альтернативных отечественных поставщиков и ресурсов, чтобы снизить зависимость от международных рынков, на которые наложены санкции; внедрение более строгих процедур и систем контроля за закупочными процессами, чтобы предотвращать возможные коррупционные схемы, связанные с выбором поставщиков в условиях ограниченного выбора из-за санкций; регулярное проведение аудитов и проверок закупочных процедур для выявления возможных нарушений и коррупционных действий в период санкционного давления. Все представленные решения могут поспособствовать более глубинному противодействию коррупции в департаменте спорта Москвы, включая те, что уже представлены в Плане. Комбинация всех представленных методов, ожидается, приведет к более прозрачной системе антикоррупционной борьбы, а также способствует большей мотивации у служащих к недопущению коррупции в своем департаменте.

Таким образом, делая общие выводы по исследованию, на данный момент противодействие коррупции в департаменте спорта г. Москвы осуществляется через комплексную программу, включающую мониторинг финансовых операций, проведение аудитов, обучение сотрудников и внедрение прозрачных закупочных процедур. Департамент активно сотрудничает с общественными организациями, международными структурами и правоохранительными органами для обмена информацией и координации действий. Актуальные проблемы включают недостаточную эффективность контроля за доходами и расходами сотрудников, недостаточную антикоррупционную образованность и культуру, а также сложности с закупочными процедурами после введения международных санкций. Для борьбы с выявленными проблемами предлагается внедрить специализированные программные решения для мониторинга финансовых операций, усилить образовательные мероприятия по антикоррупционной тематике, оптимизировать закупочные процедуры и разработать стратегии поиска альтернативных отечественных поставщиков и ресурсов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 12.06.2024) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
  2. Распоряжение «Об утверждении Плана противодействия коррупции в городе Москве на 2021–2024 гг.» от 15 февраля 2021 г. № 75-РМ (с изм. на 29.09.2021) // https://www.mos.ru/kultura/anticorruption/normativnye-pravovye-i-inye-akty-v-sfere-protivodeistviia-korruptcii-infoblok/view/230631220/
  3. Аксенова, М. А. Проблемы антикоррупционной политики в Российской Федерации / М. А. Аксенова // Аллея науки. — 2022. — Т. 1, № 3 (54). — С. 444–448.
  4. Загорский Д. Б. Правовое регулирование противодействия коррупции в Российской Федерации: учебное пособие / Д. Б. Загорский, А. Н. Артамонов, Р. В. Бушманов [и др.]. — Ростов-на-Дону: Ростовский институт (филиал), 2023. — 163 с. //
  5. Департамент спорта г. Москвы. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.mos.ru/moskomsport/ (дата обращения: 09.07.2024)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
коррупция
противодействие коррупции
департамент спорта
Москва
противодействие коррупции
антикоррупционная политика
санкции
закупочные процедуры
образовательные мероприятия
проверки и аудиты
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 235-238):
Часть 4 (стр. 217-287)
Расположение в файле:
стр. 217стр. 235-238стр. 287

Молодой учёный