В статье автор исследует понятие и значение принципов уголовного права Российской Федерации на основе анализа доктринальных положений и современного уголовного законодательства.
Ключевые слова: уголовное право, принципы, законность, справедливость, гуманизм.
Принципы уголовного права определяются как фундаментальные начала, основополагающие идеи, соотносимые с общими принципами функционирования права и его отдельных отраслей, являющиеся основой для построения правовых норм, регулирующих отношения, составляющие их предмет. С учетом специфики данной работы, уместно будет уточнить об отношении принципов права применительно к российскому уголовному закону, в котором соответствующие принципы определяют, как его содержание, так и отдельные институты. Принципы ответственны как за построение системы уголовного права в целом, так и за действие уголовно-правовых норм, распространяющих свое действие на субъектов уголовного права [1, с. 22].
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации закрепляет пять принципов уголовного законодательства: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма [2]. Каждый принцип является самостоятельным, а в совокупности принципы образуют систему, в которой они находятся во взаимообусловленности. Уголовное право не может основываться только на каком-то одном из принципов, даже самом значительном и важном. Воплощение отдельно взятого принципа зависит от полноты и реальности всех составляющих, входящих в систему [3, с. 10].
Вышеперечисленные принципы, как и иные, доктринально определенные, формируются в процессе осознания обществом необходимости уголовно-правовой охраны наиболее значимых социальных и имущественных интересов от преступных общественно-опасных посягательств. Учитывая, что подобные способы детерминируются в сфере действия абстрактной категории «социальная справедливость», то влияние справедливости на содержание и характер уголовного закона имеет всеобъемлющий характер. Рассуждая о категории социальной справедливости, можно отметить, что она имеет две стороны: уравнивающую и распределяющую. Они разграничивают такие уголовно-правовые принципы как равенство граждан перед законом и гуманизм. Едва затронув содержание первого, можно подметить, что он включает в себя три аспекта: равенство граждан в действии на них правил по отношению к предмету уголовно-правовой охраны; равенство в юридической, а значит уголовной ответственности при совершении тождественных по общественной опасности преступлений, и равенство в уголовно-правовом состоянии безопасности, защищенности тождественно значимых социальных ценностей. Гуманизм же предполагает, что государством как охранным регулятором общественных отношений обеспечивается приоритет в защите безопасности человека и гражданина, первостепенная охрана его прав и свобод, а также снисходительное отношение к виновному лицу с учетом его индивидуальных особенностей (возраст, болезнь, личная характеристика, материальное положение и т. п.). Тем не менее не стоит отходить от базового уровня репрессивности уголовного законодательства за совершенные преступные деяния [1, с. 111].
Принципы уголовного права всегда значительно определяли содержание уголовного законодательства как нетождественной категории. Примечательно, что в сфере действия норм уголовного закона прослеживается зависимость между степенью воздействия уголовно-правовых принципов на законодательства и уровнем влияния идей гуманизма на общественное сознание. Логично, что укоренение в сознании масс идей равенства и справедливости воздействовало и на правосознание законодателя.
Принципы уголовного права отражаются в российском уголовном законодательстве в трех основных формах: в нормах Особенной части Уголовного кодекса; посредством институтов норм Общей части Уголовного кодекса и непосредственно через нормы, специально посвященные таким принципам.
Говоря о первой форме, можно отметить, что она связана с разнообразием закрепленных законодателем разновидностей конкретных преступлений. Законодатель, уравнивая и распределяя стороны справедливости, наделил их возможностью влиять на содержание структуры уголовных норм применительно ко всем видам уголовно-наказуемого поведения. Первую форму можно охарактеризовать как основную не по степени первоначальности ее появления, но по решающему значению для реализации иных форм отражения уголовно-правовых принципов. К примеру, масштаб и мера справедливости, охватывающие перечень наиболее опасных проявлений человеческого поведения Особенной части Уголовного кодекса, выступают в качестве основания для признания такого поведения преступным и назначения конкретного наказания за совершенные деяния. Общественно-опасное поведение формирует конкретно-юридическое содержание уголовно-правовых принципов [1, с. 165].
Говоря о второй форме отражения принципов уголовного права, можно сказать, что эта форма являет собой наиболее абстрагированный уровень влияния норм Общей части Уголовного кодекса на содержание норм уголовного законодательства как такового. Такая форма, безусловно, обладает социальным значением, потому и может быть охарактеризована как абстрактная социолого-правовая.
В свою очередь третья форма отражения содержания уголовно-правовых принципов выражается в нормах уголовного закона, будучи обусловленной повышением уровня воздействия общих человеческих ценностей в обществе. Это означает, что при текущем уровне развития уголовно-правовой системы обязанность государства заключается в предоставлении максимальных уголовно-правовых гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина как высшей социальной ценности российского общества.
Таким образом, под принципами уголовного права следует понимать основные постулаты, фундаментальные начала и основополагающие идеи уголовного права, которые можно сравнить и соотнести с общеправовыми принципами функционирования права в целом и его отдельных отраслей, чьи регулятивные нормы воздействуют на общественные отношения, непосредственно составляющие их предмет. Общество, сознавая необходимость формирования инструментов уголовно-правовой охраны важных общественных интересов, играет свою роль в формировании упомянутых ранее принципов уголовного права.
Литература:
- Курченко, В. Д. Уголовное право. Общая часть (уголовный закон): хрестоматия / В. Д. Курченко, И. П. Панфилов. — Липецк, ЭБС АСВ, 2019. — 263 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: (ред. от 21.04.2025 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 02.05.2025) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. М., 2025. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
- Краткий курс по уголовному праву. Общая часть. — Москва: РИПОЛ классик, Окей-книга, 2017. — 112 с.