В статье автор исследует понятие и основные функции органов опеки и попечительства на основе анализа доктринальных положений и современного гражданского законодательства.
Ключевые слова: дееспособность, опека, попечительство, органы опеки, органы попечительства.
Органы опеки и попечительства — это специальные уполномоченные органы исполнительной власти Российской Федерации, работа которых направлена на осуществление контроля вопросов, связанных с защитой прав детей и других категорий граждан, которым необходима опека или попечительство.
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации [1].
Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. В обязанности суда входит в течение трех суток с момента вступления в силу решения заключающегося в признании гражданина недееспособным или частично недееспособным оповестить органы опеки и попечительства уполномоченные по месту проживания лица, в отношении которого вступило в силу решение суда, с целью установить опеку или попечительство соответственно.
Непосредственно защиту законных прав и интересов детей сирот и других недееспособных граждан осуществляют органы опеки и попечительства, которые являются органами местного самоуправления. Данная функция является специфической в отношении полномочий органов местного самоуправления, однако это выходит за рамки вопросов местного значения.
Глава местной администрации занимается решением вопросов об установлении опеки и попечительства, основываясь на решении суда по установленному вопросу и после издает специальное постановление о назначении лица опекуном (попечителем).
В момент выявления данных о ребенке, который остался без помощи со стороны родителей, органы опеки и попечительства в течение трех суток с момента получения информации о таком ребенке проводят первичное обследование. Задачей данного обследования является нахождения и определение факта отсутствия у ребенка родительской поддержки. Успех данной процедуры зависит от знакомства с ребенком, общения с ним, необходимо также исследовать условия проживания и состояние здоровья ребенка. Если будет установлено, что ребенок утратил поддержку своих родителей, органы опеки и попечительства обязаны заняться выявлением его ближайших родственников, способных заняться его содержанием. Если же такие родственники не находятся, то ребенок определяется в одно из специальных детских учреждений. Если уполномоченные органы не осуществляют исполнение своих обязанностей по выявлению и устройству детей в установленные сроки, то должностные лица этих органов привлекаются к административной ответственности [2, с. 71]. В момент первичного обследования составляется ряд документов, а именно: акт непосредственного обследования условий проживания и заключение. Все основные данные о ребенке заносятся в специальный журнал первичного учета, а в отношении его имущества принимаются соответствующие меры защиты.
Если нет возможности устроить ребенка на обеспечение семьи на территории его проживания, то органами опеки и попечительства составляются и направляются сведения о таком ребенке в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок проживает, а также в федеральный орган исполнительной власти, который занимается совокупным учетом данных [3, с. 17].
Деятельностью по осуществлению совокупного учета детей занимается Министерство образования Российской Федерации. В момент заполнения анкеты ребенка в территориальном органе опеки и попечительства этот ребенок заносится на централизованный учет. Главной и определяющей целью такого учета является нахождение семьи для ребенка.
В случае если нет возможности найти для ребенка опеку, то он определяется в специализированное социальное детское учреждение (приют для детей и подростков, центр помощи детям). В таких учреждениях ребенку обеспечивается пропитание, проживание, одежда, медицинская помощь, а также воспитание и социальное развитие.
Основными функциями органов опеки и попечительства в сфере защиты прав и интересов детей сирот являются: поиск детей, которым необходима поддержка органов опеки и попечительства; учет детей сирот; контроль за деятельностью опекунов (попечителей) при осуществлении опеки над лицом, также за выполнением их обязанностей и выбор формы устройства детей.
Эти функции уполномочены государством выполнять исключительно органы опеки и попечительства. Однако другие учреждения и организации могут осуществлять содействие органам опеки в помощи выявления детей сирот.
Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ: разрешение на установление отцовства; запрос характеристики на родителя; разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей; решать текущие вопросы с недвижимостью; соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов; ведение контроль своевременной отчетности опекунов; активная профилактика сиротства; выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.
Таким образом, сам институт опеки и попечительства несомненно играет значительную роль для создания условий нормального развития и проживания ребенка, который по тем или иным причинам был лишен родительской заботы. Институт опеки и попечительства позволяет несовершеннолетним и другим недееспособным лицам осуществлять их законные права, а также приобретать их и нести обязанности.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: (ред. от 08.08.2024 г., с изм. от 31.10.2024) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. М., 2025. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
- Левицкая Е. А., Особенности правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей: монография / Е. А. Левицкая, Т. А. Пасикова — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016. — 345 с.
- Борисова. А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / А. Н. Борисова. — М.: Юстицинформ, 2017. — C. 15–17.
- Саенко Л. В., Актуальные проблемы гражданского права и процесса: учебник для вузов / Л. В. Саенко, Л. Г. Щербакова. — М.: Юрайт, 2019. — 265 с.