Статья посвящена торгово-экономическим и институциональным аспектам взаимодействия Бразилии и Китая в рамках БРИКС. Освещается асимметрия в двусторонней торговле, инвестиционная активность Китая в Бразилии и влияние политического контекста на их сотрудничество. Особое внимание уделяется посреднической роли Бразилии в инициативах БРИКС, включая Новый банк развития и BRICS Pay. Делается вывод о стремлении Бразилии сохранить внешнеполитическую гибкость при укреплении позиций как партнёра Китая и представителя интересов Глобального Юга.
Ключевые слова. Бразилия, Китай, БРИКС, торговая асимметрия, инвестиции, Новый банк развития, BRICS Pay, многосторонность, международные институты, стратегическое партнёрство.
С начала 2000-х годов в торговле Китая со странами Латинской Америки стала проявляться структурная асимметрия, отражающая неравномерный характер глобального разделения труда. Уже к 2014 году свыше 95 % китайского экспорта в регион приходилось на промышленные товары, тогда как доля сырья в китайском импорте из Латинской Америки достигала 88 % [1, С.33]. Подобная диспропорция, будучи следствием устойчивого спроса Китая на энергетические и аграрные ресурсы, закономерно приводила к деиндустриализации ряда экономик региона и обострению их зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.
При этом структура промышленной торговли между Китаем и Латинской Америкой претерпела качественные изменения. Китай перестал быть исключительно поставщиком трудоёмкой и низкотехнологичной продукции, поскольку в последние годы наблюдается рост доли экспорта товаров среднего и высокого технологического уровня [1, С. 34]. Основной объём китайского экспорта в Латинскую Америку направляется в Южную Америку, где ключевыми торговыми партнёрами выступают Бразилия и Мексика. На протяжении последнего десятилетия на них приходится до половины китайского экспорта в регион, а также значительная доля импорта, преимущественно сырьевых ресурсов [2, С.21]. Среди них особое значение приобретают поставки сои, нефти и железной руды, в которых Бразилия занимает доминирующие позиции.
Экономическое взаимодействие между Бразилией и Китаем стало фундаментом для их сближения в рамках БРИКС. Китай выступает доминирующей силой в объединении, тогда как Бразилия играет роль активного участника, наполняющего формат содержанием, не вступая при этом в стратегическое соперничество с Пекином [3]. Уже к 2009 году Китай стал крупнейшим внешнеторговым партнёром Бразилии, опередив США, что свидетельствовало о начале структурных изменений в приоритетах внешнеэкономической политики страны [4].
Тем не менее, политические отношения между двумя государствами не всегда развивались синхронно с экономическими. Приход к власти Жаира Болсонару в 2019 году ознаменовался резким охлаждением диалога с Китаем, что сопровождалось обвинениями в адрес Пекина и усилением проамериканской риторики [5]. В результате объёмы китайских инвестиций сократились с 8,62 млрд долларов в 2017 году до 1,79 млрд в 2018 и 4,61 млрд в 2019 году [6]. Тем не менее, экономическая взаимозависимость продолжала укрепляться, особенно в энергетической и инфраструктурной сферах [3].
Особое внимание следует уделить инвестиционной активности китайских компаний в энергетическом секторе Бразилии. Так, в 2016 году State Grid вложила 5,58 млрд долларов в приобретение CPFL, одного из крупнейших энергетических операторов страны. В 2017 году, в рамках саммита БРИКС, правительство Бразилии санкционировало реализацию масштабного проекта электропередачи от ГЭС Белу-Монти на сумму 3,44 млрд долларов [7]. В свою очередь, корпорация China Three Gorges инвестировала более 4,8 млрд долларов в бразильские энергетические активы и получила концессии сроком на 30 лет [8]. В совокупности более 95 % китайских вложений пришлись на электроэнергетику и добывающие отрасли.
Кроме торгово-инвестиционного трека, Бразилия активно участвует в институциональном развитии БРИКС. Одним из наиболее ярких примеров стала её посредническая роль в переговорах о создании Нового банка развития (НБР). Благодаря дипломатическим усилиям Бразилии удалось преодолеть разногласия между Китаем и Индией, обеспечив сбалансированную модель управления НБР [9].
Финансово-экономическая повестка БРИКС получила развитие и в сфере расчётных систем. В 2019 году было инициировано создание BRICS Pay — совместной платёжной платформы, ориентированной на национальные валюты стран-участниц. Однако политическая нестабильность, смена руководства в Бразилии, осторожная позиция Индии и технологическая неготовность затормозили проект. Лишь к 2024 году идея получила официальное подтверждение на саммите в Казани. Президент Бразилии Лула да Силва заявил, что создание альтернативных расчётных механизмов необходимо для построения более справедливой и устойчивой финансовой архитектуры [10].
Следует отметить, что позиция Бразилии в международных институтах основана на критике его институциональных изъянов. Наиболее частыми объектами критики выступают ограниченное представительство развивающихся стран в Совете Безопасности ООН, а также монополия западных государств в организациях, включая МВФ и Всемирный банк [11, С.80]. При этом Бразилия отстаивает реформу без подрыва легитимности глобальных норм и институтов, продвигая идею «сбалансированной многосторонности» [11, С.81].
В условиях обострения соперничества между США и Китаем Бразилия воспринимает усиление роли Пекина как возможность для диверсификации внешней политики. Однако растущая биполярность порождает новые риски: углубление связей с Китаем может вызвать давление со стороны Вашингтона, что требует от Бразилии постоянной корректировки внешнеполитического курса. Для Китая присутствие крупнейшей демократии Латинской Америки усиливает восприятие объединения как подлинно глобального и инклюзивного. Бразилия, в свою очередь, использует формат для повышения собственного международного авторитета, играя роль посредника и координатора интересов Глобального Юга [12].
Вместе с Индией Бразилия регулярно выступает за сглаживание острых формулировок в итоговых документах, особенно в контексте антагонистических высказываний России [11, С.82]. После 2014 года разногласия внутри БРИКС по украинскому вопросу стали особенно очевидны, тогда как Москва рассматривает формат как стратегическую альтернативу G7, Бразилиа настаивает на его неполитизированной и умеренной природе [11, 82].
Таким образом, роль Бразилии в БРИКС выходит за рамки простого участия. Она становится связующим звеном между державами с различными интересами, выступает проводником реформ, избегая радикализма, и одновременно укрепляет собственные позиции как государство, способное балансировать между Востоком и Западом. Торгово-экономическое партнёрство с Китаем, институциональная активность в рамках объединения и приверженность идеалам многополярности формируют уникальную траекторию участия Бразилии в глобальной политике XXI века.
Литература:
- Borghi R. A. Z. China’s Trade Specialization Pattern with Latin American and African Economies: Revisiting the Core-Periphery Dichotomy // Revista Tempo do Mundo. 2020. № 24. P. 33–34.
- Cintra, M. A. M., Pinto, E. C. China em transformação: transição e estratégias de desenvolvimento // Revista de Economia Política. 2017. № 2. P. 20–25.
- Bilateral Trade Between Brazil and China / China Briefing. URL: https://www.china-briefing.com/news/bilateral-trade-between-brazil-and-china/ (дата обращения: 10.06.2025).
- Wang, H. A deeper look at China’s «Going Out Strategy» / Center for International Governance Innovation. URL: https://www.cigionline.org/publications/deeper-look-chinas-going-out-policy (дата обращения: 10.06.2025).
- Frenkel, A. The world according to Bolsonaro. Brazil’s new foreign policy / Nueva Sociedad. URL: https://www.nuso.org/articulo/el-mundo-segun-bolsonaro/ (дата обращения: 10.06.2025).
- American Enterprise Institute. China Investment Tracker / AEI. URL: https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/ (дата обращения: 30.04.2025).
- Ellis, E. Washington should take note of China’s advance in Brazil / China Dialogue. URL: https://dialogochino.net/es/comercio-y-inversiones-es/9762-washingto (дата обращения: 10.06.2025).
- Kynge, J. China rescues Brazilian infrastructure / Expansion. URL: https://www.expansion.com/latinoamerica/iberoamericanaempresarial/2017/10/02/5917040468aeb5b798b4576.html (дата обращения: 10.06.2025).
- Soto, A., Boadle, A. BRICS set up bank to counter Western hold on global finances / Reuters. URL: http://in.reuters.com/article/2014/07/15/brics-summit-bank-idINKBN0FK08620140715 (дата обращения: 10.06.2025).
- Pedrosa, V. BRICS nations talk economic reform / Al Jazeera. URL: https://www.aljazeera.com/news/2011/4/14/brics-nations-talk-economic-reform (дата обращения: 10.06.2025).
- Тимофеева, Ю. А. «Антидипломатия» Ж. Болсонару // Вестник МГИМО. 2022. № 3. С. 77–97.
- Competing visions of international order: Brazil sees opportunity in multipolar order / Chatham House. URL: https://www.chathamhouse.org/2025/03/competing-visions (дата обращения: 10.06.2025).