Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние квиллинга на развитие мелкой моторики у детей 6–7 лет

Педагогика
16.06.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Вотинова, О. О. Влияние квиллинга на развитие мелкой моторики у детей 6–7 лет / О. О. Вотинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 395-396. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126802/.


Как известно, развитие мелкой моторики является одним из ключевых направлений в дошкольном образовании. Ведь именно от того, как сформирован уровень моторных навыков, зависит успешное освоение письменной речи, развитие речи и общего интеллекта ребенка. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программы для детей дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию мелкой моторики через творческие и практические виды деятельности.

Одним из эффективных и творчески насыщенных способов развития мелкой моторики у детей 6–7 занятия квиллингом. Квиллинг — это искусство создания узоров и изображений из узких полосок бумаги, которые скручиваются в спирали, а затем формируются в различные элементы и композиции. Для занятий с элементами квиллинга потребуются:

– Бумажные полоски: Специальные полоски для квиллинга можно купить в магазинах для творчества, но можно и нарезать их самостоятельно из цветной бумаги. Полоски могут быть широкие (1 см), либо узкие (0,5 см).

– Инструмент для скручивания: Это может быть специальный инструмент с прорезью, либо же зубочистка.

– Клей ПВА: Для фиксации элементов. Удобнее всего использовать клей с кисточкой.

– Ножницы: Для подравнивания бумаги.

– Шаблоны и трафареты (по желанию): Для создания более сложных композиций.

Данные занятия способствуют:

– Развитию мелкой моторики. Скручивание и манипулирование маленькими полосками бумаги требует точных и скоординированных движений пальцев и кистей рук. Это напрямую влияет на подготовку руки к письму и развитие речи.

– Развитию координации рук и глаз. Дети учатся согласовывать движения рук с тем, что видят, что улучшает их зрительно-моторную координацию.

– Развитию внимания и усидчивости. Квиллинг требует сосредоточенности и терпения, что помогает детям научиться концентрироваться на задаче и доводить начатое до конца.

– Развитию творческого мышления и воображения. Дети учатся придумывать собственные узоры и композиции, экспериментировать с формами и цветами, что стимулирует их творческие способности.

– Развитию эстетического вкуса. Работа с цветом и формой развивает у детей чувство прекрасного и умение создавать красивые вещи.

– Развитию математических представлений. Квиллинг помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, понятиями симметрии и пропорции.

Планируя занятия с элементами квиллинга следует обязательно соблюдать следующие рекомендации:

– Безопасность: Следите за тем, чтобы дети аккуратно использовали инструменты и клей.

– Продолжительность занятий: Занятия должны быть непродолжительными (20–25 минут) и интересными, чтобы дети не уставали.

– Похвала и поддержка: Хвалите детей за их усилия и результаты, поддерживайте их творческие начинания.

– Индивидуальный подход: Учитывайте индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.

– Игровой формат: Превратите занятия в игру, используйте сказки, загадки и другие игровые элементы.

ФГОС ДО закрепляет развитие у детей сенсомоторных навыков, а именно мелкой моторики, как необходимое условие для полноценного психофизического развития. В разделе «Реализация образовательной деятельности» ФГОС ДО подчеркивается важность организации развивающей среды, которая стимулирует развитие двигательных умений и творческих способностей.

Кроме того, Федеральная образовательная программа для детей дошкольного возраста (ФОП ДО) рекомендует включать в образовательный процесс занятия, направленные на развитие ручной моторики через различные виды творческой деятельности, к которым относится и квиллинг.

Основной задачей для педагогов, работающих с детьми 6–7 лет является подготовка к школе и, исходя из данной главной задачи следует отметить то, что квиллинг влияет на следующее:

  1. Тренируются мелкие мышцы рук и пальцев. При работе с тонкими бумажными полосками дети учатся аккуратно скручивать, сгибать и крепить элементы, что способствует укреплению мышц кисти и пальцев — важнейших для формирования навыков письма и рисования.
  2. Улучшается координация рук и глаз. Процесс создания элементов квиллинга требует точного контроля движений, что развивает координацию и глазомер.
  3. Развивается тактильная чувствительность. Работа с разными текстурами бумаги и инструментами развивает тактильные ощущения, что положительно сказывается на общих сенсорных навыках ребенка.
  4. Повышается концентрации и усидчивости. Создание сложных композиций требует сосредоточенности, что развивает внимание и способность к длительной работе.
  5. Развивается творческое мышление и воображение. Квиллинг стимулирует воображение и творческие способности, позволяя детям экспериментировать с формами, цветами и композициями.

Занятия с использованием квиллинга организуются с учетом возрастных особенностей детей 6–7 лет и ориентированы на постепенное усложнение заданий. Педагог создает комфортную развивающую среду, где ребенок получает поддержку и мотивацию для освоения новых техник.

При планировании занятий с использованием элементов квиллинга необходимо четко соблюдать следующие аспекты:

– Постепенное введение в технику квиллинга — от простых форм к сложным композициям.

– Индивидуальный подход с учетом уровня развития каждого ребенка.

– Использование ярких материалов и наглядных пособий для поддержания интереса.

Занятия с использованием квиллинга являются эффективным средством развития мелкой моторики у детей 6–7 лет, полностью соответствующим требованиям ФГОС ДО и Федеральной образовательной программы. Такие занятия способствуют не только развитию моторных и когнитивных навыков, но и формированию творческого потенциала, что является важной составляющей успешной подготовки ребенка к школьному обучению.

Литература:

  1. Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. — Санкт-Петербург: «Литера», 1997. — 125 c.
  2. Бойко, Е. А. Квиллинг, или бумажная филигрань / Е. А. Бойко. — Москва: Астрель, 2012. — 32 c.
  3. Селезнева, Е. В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги / Е. В. Селезнева. — Санкт-Петербург: Литера, 2012. — 32 c.
  4. Смирнова, Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. — 144 c.
  5. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. — Москва: Эксмо, 2007. — 194 c.
  6. Шалаева, Г. П. Поделки из бумаги / Г. П. Шалаева. — Москва: СЛОВО, 2007. — 32 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 395-396):
Часть 6 (стр. 369-445)
Расположение в файле:
стр. 369стр. 395-396стр. 445

Молодой учёный