Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование иллюстрированных книг для развития эмоционального интеллекта у младших школьников

Научный руководитель
Педагогика
17.06.2025
13
Поделиться
Библиографическое описание
Соколова, В. В. Использование иллюстрированных книг для развития эмоционального интеллекта у младших школьников / В. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 449-451. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126801/.


В статье рассматривается использование иллюстрированных книг для развития эмоционального интеллекта и его влияния на адаптацию, успешность обучения младших школьников. Подчеркивается, что чтение книг с иллюстрациями способствуют пониманию чувств, эмоций своих и литературных героев, развитию навыков общения. Описаны способы работы с книгой, такие как чтение вслух, обсуждение и творческие задания. Отмечается ограниченная эффективность комиксов в обучении. Подчеркивается важность участия педагогов и родителей в развитии эмоционального интеллекта у младших школьников на основе чтения книг с иллюстрациями.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, иллюстрированные книги, младшие школьники.

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется не только академическим знаниям, но и развитию эмоционального интеллекта у обучающихся начальной школы. Эмоциональный интеллект включает в себя способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также развивает сопереживание к эмоциям других людей. Важность эмоционального интеллекта в жизни человека трудно переоценить, так как он влияет на качество межличностных отношений, успешность в учебе и профессиональной деятельности. [2] Иллюстрированные книги могут стать не только источником знаний, но и средством для развития эмоционального интеллекта. Как отмечает Д.Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект: Почему он важнее IQ» [1], эмоциональный интеллект является более значимым для успеха в жизни, чем традиционные теоретические знания, умения и навыки. Важно развивать у обучающихся эмоциональную компетентность, способствующая успешной деятельности, умению строить здоровые отношения, эффективно справлять с вызовами и достигать цели.

Иллюстрированные книги, благодаря ярким изображениям и увлекательным сюжетам, привлекают внимание младших школьников, вызывают у них интерес к чтению. Они не только развивают воображение, но и учат их сопереживанию, пониманию различных эмоций, чувств и настроений. Чтение книг с иллюстрациями способствует развитию эмпатии, что является ключевым аспектом эмоционального интеллекта.

В восприятии текста немаловажную роль играют иллюстрации в книгах, помогающие визуализировать самих персонажей, их эмоции, что облегчает понимание сложных эмоциональных состояний. Например, при чтении истории о дружбе, младшие школьники могут увидеть в книге иллюстрацию литературных героев с ярко выраженными эмоциями на лице, а текст даст возможность почувствовать, как они радуются, грустят или переживают конфликты. Такое визуальное представление эмоций позволяет лучше осознать свои собственные чувства.

Художественно оформленные издания могут служить основой для обсуждения различных жизненных ситуаций. Учителя и родители могут использовать их для организации диалогов с детьми о том, как справляться с внутренними переживаниями, как поддерживать друзей в трудные времена и как выражать свои чувства. Такие обсуждения способствуют развитию критического мышления и навыков общения, что также является частью эмоционального интеллекта.

Для эффективного использования иллюстрированных книг в образовательном процессе можно применять различные средства и способы, такие как чтение вслух, творческие задания, обсуждение и инсценировка литературного произведения.

Чтение вслух — один из самых простых и эффективных способов вовлечь младших школьников в процесс. Учитель, читая книгу, акцентирует внимание на эмоциях персонажей, и задает вопросы о том, как они себя чувствуют в аналогичных ситуациях. Это помогает развивать у обучающихся навыки слушания, а также учит их выражать свои мысли и чувства.

После чтения книги учитель предлагает младшим школьникам выполнить творческие задания: создать иллюстрацию к прочитанному тексту из учебника, к понравившемуся эпизоду из сказки, рассказа, басни и т. д., объяснить свой выбор; создать иллюстрированную книжку-самоделку и др., создать комикс, где иллюстрации играют ключевую роль. Следует отметить, что частое использование иллюстрированных произведений, таких как комиксы, не является эффективным методом обучения. Основная причина заключается в том, что комиксы содержат упрощенные диалоги и короткие фразы, не способствующие развитию связной речи, логического мышления и навыков чтения сложных текстов. Младшие школьники привыкают к восприятию фрагментарной информации и это затрудняет переход к чтению более серьезной литературы. Кроме того, из-за преобладания ярких визуальных образов внимание младшего школьника сосредотачивается преимущественно на картинках, а не на содержании. Это может ограничивать глубину понимания учебного материала и мешать формированию аналитических способностей. Таким образом, несмотря на привлекательность и визуальную доступность, комиксы не следует использовать в качестве основного средства обучения младших школьников. Их регулярное применение может тормозить развитие читательских и познавательных навыков, снижать мотивацию к серьезной учебной деятельности и формировать поверхностное восприятие информации. Наилучшим решением является ограниченное и целенаправленное использование комиксов как дополнительного инструмента проявления творчества обучающегося. [3]

Организация групповых обсуждений после чтения книг позволяет младшим школьникам делиться своими впечатлениями и учиться слушать мнения других. Ролевые игры, основанные на сюжетах книг, помогают лучше понять эмоции персонажей и научиться справляться с аналогичными ситуациями в реальной жизни.

При выборе иллюстрированных книг для работы с младшими школьниками по развитию эмоционального интеллекта важно учитывать несколько факторов:

— содержание книги должно отражать сюжет, наполненный разнообразными чувствами, эмоциями и жизненными ситуациями, для показа обучающимся разных аспектов человеческого опыта. Актуальными являются темы о дружбе, о добре и зле, о героизме, о семье, о приключениях и др.;

— книги должны соответствовать возрасту и уровню развития обучающихся, так сюжет простой, но в тоже время интересный, познавательный с яркими иллюстрациями, которые легко воспринимаются;

— книги, представляющие культуру и традиции разных народов мира, способствуют развитию толерантности и уважения к другим, что особенно важно в многонациональных обществах, таких как Республика Казахстан, Российская Федерация и др.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что иллюстрированные книги являются мощным инструментом для развития эмоционального интеллекта у младших школьников, обогащающим внутренний мир ребенка, помогающим ему научиться понимать и управлять своими эмоциями, а также развивать эмпатию к окружающим. Важно, чтобы не только учителя, но и родители осознавали ценность таких книг и активно использовали их в процессе обучения и воспитания.

Использование иллюстрированных книг для развития эмоционального интеллекта у младших школьников способствует формированию гармоничной личности, характеризующейся эмоциональной устойчивостью, позитивным внутренним состоянием, способностью к конструктивному взаимодействию с окружающим миром.

Литература:

  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: Почему он важнее IQ. М.: «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ), 2015. 544 с.
  2. Готтман Дж., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. М.: «Манн, Иванов и Фербер» (Миф), 2015. 292 с.
  3. Кобельская В. Э. Комиксы. Их влияние на общество // Старт в науке. 2019. № 3–2. URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1592 (дата обращения: 11.06.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
эмоции
эмоциональный интеллект
иллюстрированные книги
младшие школьники
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 449-451):
Часть 7 (стр. 447-525)
Расположение в файле:
стр. 447стр. 449-451стр. 525

Молодой учёный