В статье рассматриваются возможности, значение и методы организации исследовательской деятельности обучающихся 11 класса при изучении ими сложного, противоречивого периода в истории СССР- периода оттепели (1953–1964 гг.).
Ключевые слова: оттепель, исследование, научная деятельность, конференция, исторический источник.
The article examines the possibilities, significance and methods of organizing the research activities of 11th grade students in their study of a complex, controversial period in the history of the USSR — the period of the thaw (1953–1964).
Keywords: thaw, research, scientific activity, conference, historical source.
Исследовательский метод особенно важен при изучении сложного для обучающихся 11-го класса периода оттепели в СССР (1953–1964 гг.), поскольку высокий познавательный уровень выпускников позволяет успешно применять разнообразные педагогические технологии и методические приёмы. Его использование предполагает построение уроков на основе принципа проблемности, что даёт возможность сравнивать разные точки зрения, анализировать на уроках исторические источники, осваивать методы системно-структурного анализа и подводить итоги дискуссий. В таком формате познавательная работа старшеклассников максимально приближена к научному исследованию: работая с учебником, первоисточниками и дополнительной литературой, учащиеся приходят к собственным выводам, следуя логике профессиональных учёных.
Для эффективного формирования исследовательских навыков целесообразно использовать различные формы занятий, включая вводные лекции с проблемными заданиями, семинары, конференции, проблемные уроки и защиту творческих проектов. Такой подход способствует развитию познавательной активности, что является ключевым условием для формирования учебно-познавательной компетентности и становления социально активной личности [1, с. 32].
Уроки-семинары основаны на самостоятельной работе учащихся с учебным материалом, что позволяет углубить и детализировать ключевые положения темы, представленные во вводной лекции, а затем коллективно обсудить результаты познавательной деятельности. В ходе таких занятий школьники развивают навыки публичных выступлений, учатся аргументировано отстаивать свою точку зрения и вести дискуссии, что способствует формированию их исследовательских способностей и познавательных навыков. При этом учителю важно поддерживать постоянную творческую активность учащихся на протяжении всего процесса обучения.
Начать изучение раздела «Период оттепели в СССР в 1953–1964 гг». можно с вводной лекции «Новое руководство страны. Смена политического курса». Перед ее началом важно поставить перед обучающимися проблемный вопрос: альтернативы развития СССР в 1953 г., если бы к власти пришел Л. П. Берия, «старая гвардия» — Г. М. Маленков, В. М. Молотов, Л. М. Коганович или новое руководство во главе с Н. С. Хрущевым.
Углубить знания учащихся по теме «Решения ХХ съезда КПСС в феврале 1956 г». поможет такая форма как урок — исследование, когда группам обучающихся можно предложить проанализировать доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» по следующим направлениям:
– 1-я группа — анализ части доклада, связанный с освещением массовых репрессий 1937 г.;
– 2-я группа — анализ просчетов и ошибок руководства страны во главе с И. В. Сталиным в начале Великой Отечественной войны;
– 3-я группа — создание культа личности, т. е. преувеличение роли в истории партии и государства.
Итогом данного урока может быть поиск учащихся ответа на такой ключевой проблемный вопрос как — значение ХХ съезда КПСС — прорыв в осмыслении сущности сталинизма, осуждение его преступлений, продолжение реабилитации жертв сталинских репрессий.
Такая организация учебной деятельности содействует формированию коммуникативных навыков, умению работать в команде, укреплению взаимоотношений в коллективе, учитывать мнение одноклассников, аргументировано отстаивать свои суждения, предоставляет учителю широкие возможности для сочетания индивидуальной, фронтальной и групповой работы. На уроках по истории России в 10–11 классах целесообразно использовать познавательные задачи следующего типа: сравнить различные оценки исторического события или исторической личности (например, проблемный вопрос об оценке доклада Н. С. Хрущева). Подобные задания ориентированы на творческий подход к решению исторической проблемы, способствуют формированию навыков выполнения познавательных заданий различной степени сложности, развитию исторического мышления.
Помочь всестороннему усвоению учениками темы «Развитие науки и техники в СССР в 1954–1964 гг». может урок в форме конференции, на которой они будут выступать со своими небольшими исследования по таким вопросам как: научно — техническая революция в СССР, ракетостроение, освоение космоса, освоение Арктики и Антарктики.
Дидактически обоснованным для организации такой формы урока является предварительное информирование обучающихся об изучении темы или раздела с применением исследовательского подхода. Школьники в соответствии со своими интересами и индивидуальными возможностями выбирают задания, темы сообщений, рефератов, подбирают литературу, фиксируют результаты своей деятельности в виде небольших исследовательских работ или тезисов выступлений, используют выписки, планы, заметки. В процессе такой работы происходит формирование комплексных умений по поиску, отбору и анализу исторической информации, развивается критический подход к различным источникам информации, без чего невозможно и формирование образовательно-познавательной компетентности [2, с.8].
Таким образом, формирование у старшеклассников исследовательских компетенций, требует от учителя безусловного организаторского мастерства, увлеченности своим предметом, навыков научного исследования, терпения и огромного желания помочь своим ученикам сделать первые шаги в направлении научной деятельности. В организации уроков, направленных на решение данной важной задачи, педагогу важно создать необходимые условия, а именно: формирование интереса к предмету вообще и к историческому исследованию в частности; ориентация на успех; минимальная помощь, роль консультанта.
Основные сложности в изучении истории России ХХ века в старших классах (на примере периода оттепели в СССР (1953–1964 гг.) состоят в большом количестве трудного для понимания учениками фактического материала, попыток фальсификации истории этого периода, разобраться с которыми помогает организация исследовательской деятельности обучающихся под руководством учителя на уроках.
Литература:
- Бартенева Н. П. Научно-исследовательская деятельность учащихся / Н. П. Бартенева // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 3 — С. 31–39.
- Иоффе А. Н., Фирсова Н. М. Проектно-исследовательская деятельность школьников в курсах истории и обществознания /А. Н. Иоффе, Н. М. Фирсова // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2017. — № 3. — С. 8–15.
- Barteneva N. P. Scientific and research activities of students / N. P. Barteneva // Teaching history at school. — 2015. — No. 3 — pp. 31–39
- Ioffe A. N., Firsova N. M. Design and research activities of schoolchildren in history and social studies courses /A. N. Ioffe, N. M. Firsova // Teaching history and social studies at school. — 2017. — No. 3. — pp. 8–15.