Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование мультфильма на уроках естествознания как средство визуализации при обучении младших школьников

Научный руководитель
Педагогика
24.06.2025
9
Поделиться
Библиографическое описание
Лобода, А. А. Использование мультфильма на уроках естествознания как средство визуализации при обучении младших школьников / А. А. Лобода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126784/.


В статье рассматривается использование мультфильма «Фиксики» как дидактического ресурса на уроках естествознания в начальной школе. Учебный процесс на основе визуализации становится интересным, занимательным и разнообразным, а наглядное изображение способствует более легкому усвоению, запоминанию научных понятий и информации, повышению интереса младших школьников к познанию окружающего мира.

Ключевые слова: мультфильм, визуализация, естествознание, младшие школьники .

На современном этапе мир переживает быстрые изменения в сфере информационных технологий, что приводит к формированию нового типа цивилизации, в которой происходит усиление визуализации и актуализации информации, расширение социальной памяти, а также слияние науки, образования и передовых технологий. Школе важно активно реагировать на изменяющиеся запросы общества и внедрять в образовательный процесс современные методики и технологии, включая применение средств визуализации учебной информации.

В Государственном общеобязательном стандарте начального образования Республики Казахстан важное место уделяется формированию у обучающихся умения работать с информацией и обладать высоким уровнем информационной грамотности [1]. Огромные объемы информации требуют способности ее оценивать, устанавливать достоверность и надежность, а также выделять наиболее важные аспекты. В наше время информация является ключевым ресурсом и умение эффективно обрабатывать, анализировать и использовать ее становится критически важным навыком.

Современные школьники, живущие в эпоху информационного переизбытка, предпочитают более интерактивные и визуальные методы обучения вместо традиционных подходов. Они не любят читать, предпочитают получать информацию визуально, через картинки и образы. Это предпочтение современных школьников обусловлено не только изменениями в информационной среде, но и особенностями их когнитивных процессов.

В учебном процессе используются различные средства визуализации –диаграммы, графики и таблицы, видеофильмы, различные иллюстрации, карты, пиктограммы и др. Такой подход к обучению делает информацию более интересной и легко воспринимаемой. Творческий подход и креативность привлекают внимание обучающихся и делают учебный процесс более увлекательным. Современное начальное образование требует активного внедрения мультимедийных и интерактивных технологий. В условиях цифровизации образования мультфильм может выступать не только как средство развлечения, но и как эффективный дидактический инструмент.

Популярный детский научно-познавательный мультипликационный сериал «Фиксики» представляет собой пример сочетания игрового подхода и научного содержания. Яркая визуализация, интересный сюжет и доступная подача делают его особенно привлекательным для младших школьников [2]. Каждая серия мультфильма посвящена изучению одного предмета или явления: это может быть холодильник, термометр, аккумулятор, звук и др. Таким образом, мультфильм способствует формированию представлений об устройстве окружающего мира и развивает интерес к технике и науке [3].

Использование мультфильма «Фиксики» на уроках естествознания позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся; развивать познавательный интерес; формировать навыки анализа и сравнения; объяснять сложные понятия в доступной форме.

По данным казахстанских педагогов, использование видеоконтента на уроках начальной школы значительно повышает усвоение учебного материала, особенно у визуалов и детей с клиповым мышлением [4, 5].

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников, эффективным считается обучение с использованием яркой наглядности и эмоционального сопровождения [5]. «Фиксики» удовлетворяют этим требованиям, а значит, становятся мощным инструментом педагогического воздействия. Благодаря просмотру мультфильма младшие школьники: лучше запоминают материал; могут пересказать увиденное; расширяют словарный запас; активизируют познавательную деятельность. Кроме того, совместный просмотр и обсуждение серий развивает коммуникативные навыки и способствует формированию положительной учебной мотивации.

В ходе изучения темы «Как может изменяться вода» [7, с.73] просмотр мультфильма «Фиксики: Вода» поможет объяснить, как вода переходит из одного состояния в другое и активизирует внимание при проведении опыта: налить воду в стакан, заморозить, а затем положить на солнце. Младшие школьники смогут наблюдать, как происходит круговорот воды в природе.

На уроке при изучении темы «Как измерить температуру различных тел?» [7, с.126] учитель демонстрирует мультфильм «Фиксики — Термометр», который наглядно показывает, что такое температура, как правильно ее измерить, что такое термометр и где он используется, а после просмотра предлагает обучающимся нарисовать термометр и на нем обозначить температуру воздуха, которая за окном.

Учитель до изучения темы «Какие бывают источники электрической энергии» [8, с.136] может показать серию одноименных мультфильмов, после просмотра которых организовать беседу с обучающимися и ответить на вопросы: Почему лампочка загорается? Что будет, если перегрузить розетку? Это подкрепляется демонстрацией простой электрической цепи.

Для эффективного внедрения мультфильма в уроки естествознания необходимо соблюдать несколько принципов: включать видеосюжеты только в рамках темы урока; заранее продумывать задания и вопросы по содержанию серии; обсуждать увиденное в малых группах или фронтально; закреплять информацию через рисунки, практические задания или мини-эксперименты.

Важно, чтобы мультфильм не заменял учебник, а дополнял его, делая объяснение более живым и понятным. Использование мультфильма «Фиксики» на уроках естествознания является современным подходом к обучению младших школьников, который соответствует принципам развивающего и деятельностного обучения. Он позволяет формировать представления об объектах и явлениях природы, технических устройствах и их функционировании. Кроме того, мультфильм способствует развитию познавательной активности и коммуникативных умений. Применение на уроках естествознания мультсериала «Фиксики» способствует реализации задач, направленных на формирование конкурентоспособной, творчески мыслящей личности младшего школьника.

Литература:

  1. Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031 (дата обращения: 14.04.2025).
  2. Официальный сайт мультфильма «Фиксики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fixiki.ru (дата обращения: 21.04.2025).
  3. Есжанова З. А. Мультимедийные технологии в начальной школе: методическое пособие для учителей. — Алматы: «Білім», 2020. — 104 с.
  4. Нурсеитова А. К. Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе. — Шымкент: Педагогика, 2021. — 88 с.
  5. Баймуратова С. Ж. Психолого-педагогические особенности младших школьников и организация обучения. — Алматы: Қазақ университеті, 2019. — 112 с.
  6. Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования». Приложение 28. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029767 (дата обращения: 25.04.2025).
  7. Кучербаева С. З. и др. Естествознание: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. шк. / С. З. Кучербаева, И. С. Темникова, Г. К. Ташенова. — Алматы: Атамұра, 2022. — 144с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://okulyk.kz/estestvoznanie/979/
  8. Кучербаева С. З. и др. Естествознание: Учеб. для 3 кл. общеобразоват. шк. / С. З. Кучербаева, И. С. Темникова, Г. К. Ташенова. — Алматы: Атамұра, 2024. — 160с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://okulyk.kz/estestvoznanie/69/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
мультфильм
визуализация
естествознание
младшие школьники
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 434-436):
Часть 6 (стр. 369-445)
Расположение в файле:
стр. 369стр. 434-436стр. 445

Молодой учёный