В статье рассматривается использование мультфильма «Фиксики» как дидактического ресурса на уроках естествознания в начальной школе. Учебный процесс на основе визуализации становится интересным, занимательным и разнообразным, а наглядное изображение способствует более легкому усвоению, запоминанию научных понятий и информации, повышению интереса младших школьников к познанию окружающего мира.
Ключевые слова: мультфильм, визуализация, естествознание, младшие школьники .
На современном этапе мир переживает быстрые изменения в сфере информационных технологий, что приводит к формированию нового типа цивилизации, в которой происходит усиление визуализации и актуализации информации, расширение социальной памяти, а также слияние науки, образования и передовых технологий. Школе важно активно реагировать на изменяющиеся запросы общества и внедрять в образовательный процесс современные методики и технологии, включая применение средств визуализации учебной информации.
В Государственном общеобязательном стандарте начального образования Республики Казахстан важное место уделяется формированию у обучающихся умения работать с информацией и обладать высоким уровнем информационной грамотности [1]. Огромные объемы информации требуют способности ее оценивать, устанавливать достоверность и надежность, а также выделять наиболее важные аспекты. В наше время информация является ключевым ресурсом и умение эффективно обрабатывать, анализировать и использовать ее становится критически важным навыком.
Современные школьники, живущие в эпоху информационного переизбытка, предпочитают более интерактивные и визуальные методы обучения вместо традиционных подходов. Они не любят читать, предпочитают получать информацию визуально, через картинки и образы. Это предпочтение современных школьников обусловлено не только изменениями в информационной среде, но и особенностями их когнитивных процессов.
В учебном процессе используются различные средства визуализации –диаграммы, графики и таблицы, видеофильмы, различные иллюстрации, карты, пиктограммы и др. Такой подход к обучению делает информацию более интересной и легко воспринимаемой. Творческий подход и креативность привлекают внимание обучающихся и делают учебный процесс более увлекательным. Современное начальное образование требует активного внедрения мультимедийных и интерактивных технологий. В условиях цифровизации образования мультфильм может выступать не только как средство развлечения, но и как эффективный дидактический инструмент.
Популярный детский научно-познавательный мультипликационный сериал «Фиксики» представляет собой пример сочетания игрового подхода и научного содержания. Яркая визуализация, интересный сюжет и доступная подача делают его особенно привлекательным для младших школьников [2]. Каждая серия мультфильма посвящена изучению одного предмета или явления: это может быть холодильник, термометр, аккумулятор, звук и др. Таким образом, мультфильм способствует формированию представлений об устройстве окружающего мира и развивает интерес к технике и науке [3].
Использование мультфильма «Фиксики» на уроках естествознания позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся; развивать познавательный интерес; формировать навыки анализа и сравнения; объяснять сложные понятия в доступной форме.
По данным казахстанских педагогов, использование видеоконтента на уроках начальной школы значительно повышает усвоение учебного материала, особенно у визуалов и детей с клиповым мышлением [4, 5].
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников, эффективным считается обучение с использованием яркой наглядности и эмоционального сопровождения [5]. «Фиксики» удовлетворяют этим требованиям, а значит, становятся мощным инструментом педагогического воздействия. Благодаря просмотру мультфильма младшие школьники: лучше запоминают материал; могут пересказать увиденное; расширяют словарный запас; активизируют познавательную деятельность. Кроме того, совместный просмотр и обсуждение серий развивает коммуникативные навыки и способствует формированию положительной учебной мотивации.
В ходе изучения темы «Как может изменяться вода» [7, с.73] просмотр мультфильма «Фиксики: Вода» поможет объяснить, как вода переходит из одного состояния в другое и активизирует внимание при проведении опыта: налить воду в стакан, заморозить, а затем положить на солнце. Младшие школьники смогут наблюдать, как происходит круговорот воды в природе.
На уроке при изучении темы «Как измерить температуру различных тел?» [7, с.126] учитель демонстрирует мультфильм «Фиксики — Термометр», который наглядно показывает, что такое температура, как правильно ее измерить, что такое термометр и где он используется, а после просмотра предлагает обучающимся нарисовать термометр и на нем обозначить температуру воздуха, которая за окном.
Учитель до изучения темы «Какие бывают источники электрической энергии» [8, с.136] может показать серию одноименных мультфильмов, после просмотра которых организовать беседу с обучающимися и ответить на вопросы: Почему лампочка загорается? Что будет, если перегрузить розетку? Это подкрепляется демонстрацией простой электрической цепи.
Для эффективного внедрения мультфильма в уроки естествознания необходимо соблюдать несколько принципов: включать видеосюжеты только в рамках темы урока; заранее продумывать задания и вопросы по содержанию серии; обсуждать увиденное в малых группах или фронтально; закреплять информацию через рисунки, практические задания или мини-эксперименты.
Важно, чтобы мультфильм не заменял учебник, а дополнял его, делая объяснение более живым и понятным. Использование мультфильма «Фиксики» на уроках естествознания является современным подходом к обучению младших школьников, который соответствует принципам развивающего и деятельностного обучения. Он позволяет формировать представления об объектах и явлениях природы, технических устройствах и их функционировании. Кроме того, мультфильм способствует развитию познавательной активности и коммуникативных умений. Применение на уроках естествознания мультсериала «Фиксики» способствует реализации задач, направленных на формирование конкурентоспособной, творчески мыслящей личности младшего школьника.
Литература:
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031 (дата обращения: 14.04.2025).
- Официальный сайт мультфильма «Фиксики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fixiki.ru (дата обращения: 21.04.2025).
- Есжанова З. А. Мультимедийные технологии в начальной школе: методическое пособие для учителей. — Алматы: «Білім», 2020. — 104 с.
- Нурсеитова А. К. Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе. — Шымкент: Педагогика, 2021. — 88 с.
- Баймуратова С. Ж. Психолого-педагогические особенности младших школьников и организация обучения. — Алматы: Қазақ университеті, 2019. — 112 с.
- Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования». Приложение 28. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029767 (дата обращения: 25.04.2025).
- Кучербаева С. З. и др. Естествознание: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. шк. / С. З. Кучербаева, И. С. Темникова, Г. К. Ташенова. — Алматы: Атамұра, 2022. — 144с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://okulyk.kz/estestvoznanie/979/
- Кучербаева С. З. и др. Естествознание: Учеб. для 3 кл. общеобразоват. шк. / С. З. Кучербаева, И. С. Темникова, Г. К. Ташенова. — Алматы: Атамұра, 2024. — 160с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://okulyk.kz/estestvoznanie/69/