Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу о создании многофункциональной образовательной экосистемы с использованием искусственного интеллекта

Научный руководитель
Информационные технологии
15.06.2025
14
Поделиться
Библиографическое описание
Митренко, М. П. К вопросу о создании многофункциональной образовательной экосистемы с использованием искусственного интеллекта / М. П. Митренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126781/.


В данной статье поднимается вопрос о создании образовательной экосистемы с использованием искусственного интеллекта, описывается ее функционал, необходимые ресурсы. Дано общее описание экосистемы, архитектуры сервиса, приемы безопасности экосистемы, механики работы экосистемы, технические средства для разработки экосистемы. Излагаются результаты сравнения предлагаемой экосистемы с другими платформами по типу электронного журнала.

Ключевые слова: образовательная экосистема, микросервис, электронный журнал.

Получение образования — это важный этап в жизни каждого человека, направленный на получение базовых знаний, необходимых для дальнейшей жизнедеятельности, развития, социализации и воспитания.

Образование выполняет сразу несколько функций: экономическую (передача знаний для применения в работе), социальную (человек получает социальные навыки и учится общаться с людьми) и культурную (передача культурных ценностей). Именно образование является одним из важных приоритетов внутренней политики РФ.

Сейчас в школах активно используются информационные технологии для организации образовательного процесса. В качестве примера можно привести сервисы электронного журнала. Несмотря на то, что потенциал подобных сервисов велик, многие задачи решаются «старыми методами», что вызывает неудобство, как среди учителей, как среди учеников и их родителей. Для решения необходимых задач субъектам образовательного процесса приходится взаимодействовать с множеством сервисов и переносить вручную информацию между ними, что является неэффективным по временным затратам.

Мы предлагаем создать уникальную образовательную экосистему, основанную на концепции сервиса электронного журнала, однако включающую множество уникальных функций и значительно оптимизирующую образовательный процесс. Такой подход значительно упростит использование электронного журнала учениками и их родителями, сократит работу учителям, создаст большие возможности руководству школы для аналитики и оптимизации управления, будет способствовать развитию образовательного процесса, оптимизирует работу школы в целом.

Цель работы:разработать проект образовательной экосистемы, использующей искусственный интеллект, основанной на концепции электронного журнала, имеющей множество уникальных функций, значительно упрощающих учебный процесс в школе.

Разрабатываемая экосистема будет основана на концепции сервиса электронного журнала. Основной функцией экосистемы будет хранение оценок учеников, выставлением оценок учителями и показ оценок ученикам и их родителям. Экосистема будет кроссплатформенной и будет создана в виде Web-приложения (сайта в Интернете), мобильного приложения на Android, мобильного приложения для IOS.

В составе образовательной экосистемы будут микросервисы:

– Микросервис 1 «Домашнее задание с автопроверкой»

– Микросервис 2 «Проверка домашних заданий с развернутым ответом

– Микросервис 3 «Контрольные работы с использованием системы прокторинга и нейросетей»

– Микросервис 4 «База олимпиад и аналитика результатов учеников»

– Микросервис 5 «Дополнительные занятия, кружки и секции»

– Микросервис 6 «Обучающие видеоматериалы»

– Микросервис 7 «Сервис электронных книг»

– Микросервис 8 «Запись уроков»

– Микросервис 9 «Улучшение успеваемости»

– Микросервис 10 «Информирование о пропусках и аналитика посещаемости»

– Микросервис 11 «Форум по школьным вопросам»

– Микросервис 12 «Планирование дня»

Также планируется система уведомлений, через которую микросервисы будут посылать важную информацию.

Будущая экосистема будет иметь микросервисную архитектуру. Основное приложение, сервис авторизации, 12 микросервисов и дополнительные вспомогательные сервисы будут выполнены как отдельно запущенное приложение и будут по HTTP взаимодействовать между собой. Серверная часть языков будет выполнена на языке программирования Java с использованием Фреймворка SpringBoot. В экосистеме аутентификация для выполнения действий будет через токен, который будет выдавать сервис авторизации при вводе логина и пароля, а другие микросервисы будут делать запрос к сервису авторизации на валидацию токена и будут получать информацию о пользователе. Экосистема будет располагаться в Интернете и будет доступна по протоколу HTTPS, будет иметь свой домен и SSL-сертификат. Также экосистема будет как мобильные приложения на Android и IOS, эти приложения будут взаимодействовать с той же серверной частью, что и веб-приложение. Для хранения данных экосистема будет использовать SQL базы данных, к которым будут обращаться микросервисы.

Для анализа уникальности предлагаемой экосистемы необходимо рассмотреть, насколько представлены функции, которые предлагает экосистема, в других платформах. Для сравнения рассмотрим одни из самых популярных сервисов электронного журнала: «Сетевой город» (https://sgo.volganet.ru/), «Моя школа» (https://myschool.edu.ru/), «Дневник.ру» (https://dnevnik.ru/), «Московская Электронная Школа» (https://school.mos.ru/).

Таблица 1

Анализ наличия функций микросервисов экосистемы в других платформах электронного журнала

Функция микросервиса

Сетевой Город

Дневник ру

Моя школа

Московская Электронная Школа

ДЗ с автопроверкой

Отсутствует

Имеется раздел с тестами

Имеется своя база ДЗ с автопроверкой

Проверка ДЗ нейросетями

Отсутствует

Контрольные с системой прокторинга

Отсутствует

Информирование, хранение и аналитика олимпиадных результатов

Бывают оповещения о олимпиадах

Имеется информация о олимпиадах, хранятся результаты

Имеется раздел олимпиад, даже можно через него проходить олимпиады

Имеется возможности по регистрации на некоторые олимпиады, их прохождение и получение результатов

Хранение информации о кружках и побор кружков

Отсутствует

Имеется функция записи в кружки

Имеются выдача рекомендаций посещения кружков

Показ обучающих видеоматериалов

Отсутствует

Имеется библиотека видеоматериалов по разным темам

Отсутствует

Сервис электронных книг с удобными функциями

Отсутствует

Есть сервис электронных книг, но без дополнительных функций

Отсутствует

Автоматическая запись уроков с камер

Отсутствует

Советы по улучшению успеваемости и подбор репетиторов

Отсутствует

Информирование о пропусках и аналитика посещаемости

Отсутствует

Имеется возможность родителю отправить уведомление, но нет возможностей руководству школы для аналитики посещаемости

Отсутствует

Имеется возможность родителю отправить уведомление, но нет возможностей руководству школы для аналитики посещаемости

Форум

Имеется в пределах школы, для личного общения есть внутренняя почта

Имеются некоторые функции по общению

Отсутствует

Планирование дня

Отсутствует

Таким образом, изучив существующие платформы электронных журналов, можно сделать вывод, что функции, предложенные в Микросервисах для экосистемы, на данный момент в сервисах электронного журнала, либо отсутствуют вообще, либо реализованы лишь отчасти. Экосистема представляет уникальные функции, которые значительно оптимизируют процесс организационных вопросов в образовании.

Ожидаемые социальные эффекты:

  1. Сокращение работы учителей и повышение привлекательности данной профессии — создание экосистемы значительно сократит работу учителям. Благодаря Микросервисам 1 и 2 учителям не придётся вручную проверять домашние работы, а благодаря Микросервису 3 — не придется тратить время на организацию пересдач. Благодаря сокращению времени работы, повысится и привлекательность профессии учителя, ведь именно одной из ключевых проблем данной профессии является трата времени на проверку домашних заданий.
  2. Повышение удобства учеников при обучении в школе и повышение их успеваемости — создание экосистемы значительно упростит жизнь ученикам, ведь многие процессы значительно помогут им в образовательном процессе. Микросервисы 6 и 8 помогут ученикам получить знания, которые они упустили из-за пропуска занятий в школе. Микросервис 7 упростит обучение учеников по литературе и поможет сэкономить их денежные средства, а Микросервис 9 даст хорошие подсказки, как улучшить успеваемость. Микросервис 11 позволит удобно решить любые вопросы, связанные со школой и обучением, а Микросервис 12 позволит ученикам удобно планировать свой день, что даст им основу для эффективного обучения в школе.
  3. Развитие внешкольной активности у учеников — Экосистема также повысит уровень учеников, которые учувствовать в олимпиадах, посещают различные кружки и секции и увеличит количество людей, которые дополнительно обучаться у репетитора. Благодаря Микросервису 4, ученики смогут удобно находить информацию об олимпиадах. Микросервис 5 поможет подобрать ученику интересную для него секцию, а Микросервис 9 поможет найти хорошего репетитора.
  4. Увеличение возможностей для аналитики и улучшение образования школы. Благодаря различным Микросервисам экосистемы, руководство школы сможет проводить аналитику различной информации об учениках. Хорошо проведенная аналитика позволит школам принять меры по улучшению образования в школе.

Примерная стоимость разработки и внедрения экосистемы составит 11 млн. рублей. Также экосистема будет нести регулярные расходы на домен сайта, аренду серверов, SSL-сертификат, услуги нейросети для Микросервиса 2, на отправку SMS уведомлений, на поддержание работы экосистемы и обновления. Сумма расходы на домен, сервера и SSL-сертификат будут иметь постоянные характер, сумма расходов на услуги нейросети и SMS будут зависеть от количества школ, использующих экосистему, расходы на поддержания экосистемы и обновления зависит от работоспособности экосистемы и необходимости обновлений. Планируется достигнуть полного покрытия постоянных расходов экосистемы за счёт получения прибыли от имеющейся в экосистеме бизнес-составляющей.

На данный момент разработаны прототипы большинства микросервисов, протестировано использование разных нейросетей для проверки домашних заданий с развернутыми ответами (предложена модель работы с оценками ответов, конечное решение остается за педагогом). Созданы прототипы Frontend и Backend микросервисов на языке Java с использованием феймворка Spring, при участии платформ GitHub и Docker. Определяются возможные источники финансирования разработки экосистемы, осуществляется поиск инвесторов.

Данная экосистема окажет значительное влияние на образование, принесет значительный социальный эффект и решит множество проблем в школе, благодаря использованию информационных технологий.

Литература:

1. Архитектура экосистем // Хабр. URL: https://habr.com/ru/companies/nspk/articles/532462/

2. Прокторинг // Справочник учебного процесса НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/studyspravka/distance_proctoring

3. Сервер авторизации для микросервисов на Spring Boot // Хабр. URL: https://habr.com/ru/companies/otus/articles/681448/

4. Сколько времени уходит на подготовку к урокам у учителей начальной школы // Интернет-портал «Российская газета». URL: https://rg.ru/2018/11/06/skolko-vremeni-uhodit-na-podgotovku-k-urokam-u-uchitelej-nachalnoj-shkoly.html

5. Тарифы и оплата / Документация для разработчиков // GigaChatСбербанк. URL: https://developers.sber.ru/docs/ru/gigachat/api/tariffs

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
образовательная экосистема
микросервис
электронный журнал
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 10-13):
Часть 1 (стр. 1-65)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 10-13стр. 65

Молодой учёный