Тревожные состояния — это одно из самых распространённых явлений в современном обществе. Наверное, трудно представить себе человека нашего времени, особенно живущего в условиях большого города, который не чувствует в фоновом режиме некоторого внутреннего напряжения, душевной усталости или переживаний за свое будущее. Практически каждый человек, обращающийся к психологу, на первичном сеансе предъявляет жалобы на тревогу неизъяснимого характера, часто не может объяснить ее причины и определить время ее возникновения. И это совершенно оправданно, так как тревога является одной из самых сложных эмоций: она не всегда очевидна или скрыта под комплексов других чувств и потребностей. В то же время возникновение тревоги тесно связано со стрессом, так как именно гнетущее состояние стресса с его дефицитом времени и общей неудовлетворенностью создает «проскакивание» своих истинных потребностей, затушевывает их и заставляет о них забыть. В результате этого процесса, который стимулируется постоянной спешкой, гонкой современной жизни, человек уже с юных лет привыкает жить со «накопленными», неверно разрешенными стрессовыми ситуациями, что поддерживает и взращивает в нем все большее, с годами накопившееся состояние тревожности.
Психологически и феноменологически тревога и тревожное расстройство по МКБ-11 характеризуются «симптомами, которые сохраняются в течение по крайней мере нескольких месяцев, что проявляется либо общим опасением (то есть «свободной плавающей тревожностью»), либо чрезмерным беспокойством, сосредоточенным на нескольких повседневных событиях, чаще всего в отношении семьи, здоровья, финансов, школы или работы, а также дополнительными симптомами, такими как мышечное напряжение или беспокойство в движении, симпатическая вегетативная чрезмерная активность, субъективный опыт нервозности, затруднение концентрации внимания, раздражительность или нарушение сна. Симптомы приводят к значительным расстройствам или значительным нарушениям в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных областях функционирования» [3, с. 6B00–6B02].
Тревога, в свою очередь, первоначально возникает в условиях стресса. Ганс Селье определил стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [6, с. 3–4.]. Стресс представляет собой сложное физиологическое и психологическое состояние, возникающее в ответ на восприятие угрозы или значительной нагрузки, превышающей адаптивные возможности организма. Он характеризуется активацией симпатической нервной системы и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, что ведет к высвобождению гормонов стресса, таких как адреналин и кортизол. Эти реакции мобилизуют ресурсы организма для борьбы или бегства, способствуя временной адаптации к стрессовой ситуации. Однако при длительном воздействии стрессовых факторов такие реакции могут привести к истощению ресурсов организма и развитию различных заболеваний.
Модель общего адаптационного синдрома (ОАС), предложенная Гансом Селье, описывает универсальную физиологическую реакцию организма на стрессовые воздействия. Согласно этой модели, организм проходит три последовательных этапа: тревогу (или стадию alarm), сопротивление (resistance) и истощение (exhaustion). На первой стадии происходит мобилизация ресурсов для борьбы с угрозой, сопровождаемая активизацией симпатической нервной системы и высвобождением гормонов. В стадии сопротивления организм пытается адаптироваться к продолжительным стрессорам, поддерживая повышенный уровень физиологических функций. Если стресс продолжается без разрешения или восстановления ресурсов, наступает стадия истощения, когда ресурсы организма исчерпываются, что может привести к развитию заболеваний и нарушений психического здоровья.
Найдем взаимосвязь между тревогой и стрессом.
Согласно определению современного гештальт -терапевта Петровой Е. Ю., «Тревога — это результат остановки процесса энергии и действия» [5, c.15–20]. Фриц Перлз, создатель гештальт-терапии, будучи врачом-неврологом по образованию, очень четко указал на то, что тревога — это застывшая, потерявшая свою цель и свою форму энергия [5, c.5–6].
Как утверждают Лебедева Н.М и Иванова Е.А: «Возбуждение часто смешивают с тревогой. Постараемся развести их феноменологические признаки. Возбуждение — это, иными словами, аллертность, готовность. Его функцией является обеспечение организма энергией, необходимой для совершения контактных действий. Организм готов к изменениям, которые пока еще не обрели направления» [2, c.322–323]. Психологи приходят к выводу, что «тревога отражает разрыв между возбуждением, порождаемым сегодняшним страхом, и невозможностью его отреагировать, так как вызывающий его объект — в прошлом или будущем» [2, с.325].
Мы предлагаем рассматривать тревогу как вариант творческого приспособления и способ для человека справиться с некоторым дефицитом в удовлетворении своей истинной потребности. Этот дефицит представлен прерыванием цикла контакта, что и становится причиной возрастания тревоги.
Модель цикла контакта Гудмена и Перлза представляет собой четырехфазную структуру взаимодействия человека с окружающей средой, включающую этапы предварительного контакта, контакта, полного контакта и постконтакта [2, с. 137–139].
Предконтакт. Данный этап предшествует активному обмену информацией с внешней средой и характеризуется состоянием внутренней репрезентации. В этот период индивид находится в состоянии относительного покоя, сосредоточен на внутренних ощущениях, мыслях и эмоциональных переживаниях. Он осуществляет самооценку текущего состояния, формулирует внутренний запрос, задавая себе вопрос: «Чего я хочу?». На этом этапе доминирует функция Ид, направленная на внутреннюю регуляцию и осознание собственных потребностей.
Контактирование. Этот этап предполагает активное взаимодействие с внешней средой: человек осознанно включается в происходящие события, осуществляет сканирование ситуации для определения возможностей реализации своих намерений или выявления невозможности их достижения. В процессе контактирования наблюдается усиление активности функции Эго, сопровождающееся эмоциональным напряжением и переживаниями.
Полный контакт. На данном этапе конкретные мысли, эмоции или внешние стимулы выходят на передний план и трансформируются в объекты внимания, становясь фокусом текущего взаимодействия. Индивид более полно осознает свои потребности и намерения, что способствует более конструктивному взаимодействию с окружающей средой для их удовлетворения. В этом состоянии преобладает функция Self, независимо от её конкретной реализации.
Постконтакт. Завершающая фаза процесса взаимодействия характеризуется завершением актуального контакта после удовлетворения внутренней потребности. Успешная реализация задуманного вызывает ощущение завершенности и психологической гармонии. Активность снижается по мере угасания возбуждения; происходит рефлексия — анализ полученного опыта, осмысление и формирование выводов, что способствует личностному росту и обучению. В этой фазе ключевую роль играет функция Персоналити. Постконтакт служит отправной точкой для последующих взаимодействий.
Так вот, тревога — это и есть результат срыва, преждевременного прекращения движения по циклу контакта. Естественное движение к удовлетворению потребности останавливается, а энергия для этого движения не прекращает поступать. Можно интерпретировать природу тревоги как симптом, возникающий вследствие внутренней направленности энергетических процессов организма. В результате такого внутреннего сосредоточения происходит торможение динамических функций вегетативной нервной системы, что проявляется в снижении подвижности и гибкости регулятивных механизмов. Вегетативная нервная система начинает функционировать в особом режиме, при этом микродвижения мышц, характерные для данного состояния, можно рассматривать как проявление «динамической застылости» — состояния, при котором активность сохраняется, но внешне проявляется как статическая остановка движений.
На второй фазе цикла контакта крайне важна остановка и ориентация. Перлз [4, c. 102–105] отмечал, что в данном состоянии индивид осуществляет циклические перемещения внимания между внешней средой и внутренним опытом. Этот процесс характеризуется чередованием обращения к окружающим объектам или ситуациям с возвращением к собственным внутренним переживаниям и прошлому опыту, что создает динамическую последовательность челночных переключений внимания. Если же человек «проскакивает» эту стадию или делает выбор поспешно, в будущем его ожидает тревожное состояние. И именно стресс подстегивает человека к ложному выбору и ложной постановке цели. Под воздействием дефицита времени и давления социума, в отсутствии поддержки и физическом истощении человек начинает действовать, проскочив фазу ориентации, и тот итог, который он получает, не удовлетворяет нужную потребность, в связи с чем происходит «вспышка» тревоги.
Рассмотрим, как образом гештальт-терапия может поспособствовать изменению данной ситуации и предупредить, снизить тревогу и стресс или избавить от внутренних конфликтов, связанных с ними. В рамках терапевтического процесса тревога функционирует как сигнальный механизм, указывающий на наличие незавершенных психологических ситуаций. При этом она не обязательно осознается клиентом и может маскироваться под стереотипные модели поведения, способствующие избеганию осознания внутреннего конфликта или нерешенных проблем. Основной задачей терапевта является выявление и мобилизация тревожных проявлений с целью повышения их осознанности и последующего разрешения внутреннего конфликта. Стратегии работы гештальт-терапевта основаны на возможности вернуть человеку целостность, то есть помочь объединить себя самого и свою энергию и вернуться в прерванную точку цикла контакта, чтобы завершить его для себя правильно, в соответствии со своей потребностью.
Коррекция осуществляется на основе упражнений и техник, используемых в рамках гештальт-подхода. Упражнения помогают выявить прерывания контакта.
- Техника «пустой стул». Техника «пустой стул» в гештальт-терапии представляет собой метод активного диалога между различными аспектами личности или внутренними фигурами, реализуемый посредством смены ролей и пространственного моделирования внутреннего конфликта. В процессе работы клиент выбирает аспект или внутренний голос, связанный с определенной проблемой или эмоциональным состоянием, например, со своей тревогой, и занимает позицию на стуле, представляющем этот аспект. Затем он переходит в роль другого внутреннего субъекта или стороны конфликта, садясь на другой стул напротив, что позволяет осуществлять диалог между этими ролями. Такой подход способствует осознанию и выражению чувств, мыслей и потребностей каждой стороны, а также способствует выявлению скрытых конфликтов и их динамики. В ходе сеанса клиент поочерёдно взаимодействует с разными аспектами, что способствует развитию интегративного восприятия внутренней картины и повышению уровня саморегуляции. Важной составляющей является эмоциональное выражение и осознание чувств, связанных с внутренним конфликтом, а также рефлексия по поводу услышанных сообщений и пережитых эмоций. После завершения диалога рекомендуется провести интеграцию полученного опыта через рефлексивные размышления или запись инсайтов, что способствует более глубокому пониманию внутренних процессов и их разрешению и снижению тревожности.
- «Фокусировка». Фокусировка осуществляется на той внутренней части или аспекте, который выражает неосознанные переживания, при этом предполагается ведение диалога как от имени данного аспекта, так и с его позиции. Например, при наличии субъективных ощущений, таких как ком в горле, ощущение вязкой тяжести в области сердца, иглы в желудке или онемение частей тела, необходимо обращаться к этим феноменам как к самостоятельным внутренним фигурам: «Обращайтесь к тревоге», «к вязкой тяжести», «к иглам» и т. п., ведя диалог как с ними, так и от их лица. В процессе взаимодействия важно задавать вопросы типа: «Почему ты здесь?», «Что ты мне можешь дать?» — с целью изучения и осмысления этих ощущений, их функции и значения для внутренней системы субъекта.
- «Амплификация». Данное упражнение, основанное на принципе «преувеличения», предполагает усиление непроизвольных движений с целью выявления и осознания скрытых эмоциональных состояний, которые они могут выражать. В процессе выполнения рекомендуется систематически увеличивать интенсивность этих движений до тех пор, пока не станет возможным определить их связанный с ними неосознанный эмоциональный компонент. В случае затруднений с идентификацией внутреннего содержания рекомендуется представить себя в роли актёра, исполняющего роль, в рамках которой эти движения проявляются в гипертрофированной форме. Вхождение в такую роль способствует объективному наблюдению за развитием и динамикой движений, что способствует более глубокому пониманию их внутренней функции и связанной с ними эмоциональной сферы.
- «Послание тревоги». Упражнение «Послание тревоги» включает в себя работу с чувственным опытом и образами, направленную на глубокое восприятие и взаимодействие с внутренним состоянием тревожности. Вначале необходимо прислушаться к своей тревоге, определить ее локализацию в теле, уточнить, занимает ли она одну часть тела, несколько или все тело, а также ощутить характер ощущений: что именно вы чувствуете, как проявляется тревожность в теле и на что эти ощущения похожи или напоминают. Затем следует перейти к образу-ассоциации, определить цвет тревоги, ее форму и текстуру, объем или размер, а также поразмышлять о том, на что она похожа и какой образ возникает при контакте с ней. Важно обратить внимание на возникающие ощущения и переживания, а также на импульс или действие, которое вызывает этот образ. После этого рекомендуется установить диалог с этим образом, задавая вопросы о его предназначении и функциях: зачем он находится в теле, что делает там, что он пытается сообщить или защитить от чего пытается уберечь, какую пользу или послание он несет. Такой подход способствует осознанию внутренней динамики тревожности и позволяет установить контакт с ее смыслом и функциями через внутренний диалог.
Вывод
В рамках гештальт-терапевтического подхода тревожные и стрессовые состояния рассматриваются как важный и информативный сигнал, указывающий на наличие незавершённых контактов или внутренних конфликтных структур в психической сфере индивида. Этот симптом служит своеобразным индикатором нарушения целостности личности, свидетельствуя о том, что определённые потребности, желания или внутренние процессы остались неосознанными или незавершёнными, что в свою очередь препятствует гармоничному функционированию субъекта. В гештальт-подходе подчеркивается важность осознания этих незавершённых контактов как первичного шага к их разрешению, поскольку именно через осознанное восприятие и интеграцию внутренних переживаний происходит восстановление внутренней целостности и баланса.
Процесс устранения тревожных состояний в гештальт-терапии предполагает активное взаимодействие с внутренними аспектами личности посредством специально разработанных техник и методов. Эти методы ориентированы на выявление скрытых или подавленных чувств, образов, мыслей и телесных ощущений, которые могут служить источником тревоги. Например, техника «пустой стул» позволяет клиенту вести диалог с внутренними фигурами или аспектами своей личности, что способствует выявлению конфликтных элементов и их интеграции. Аналогично, фокусировка внимания на телесных ощущениях помогает обнаружить скрытые эмоциональные состояния и понять их связь с внутренними конфликтами.
Целью данных техник является не только выявление причин тревожных симптомов, но и их трансформация через осознание и завершение незавершённых контактов. В результате этого процесса происходит восстановление внутренней целостности субъекта, что способствует снижению уровня тревожности, снятию симптомов стресса и повышению уровня личностного развития. Таким образом, гештальт-терапия рассматривает тревогу не как патологию сама по себе, а как ценное сообщение о необходимости внутренней работы по интеграции разрозненных аспектов личности. Восстановление этой целостности способствует более гармоничному взаимодействию человека с окружающей средой и способствует его психологическому росту.
В целом, подход гештальт-терапии подчеркивает важность активного участия клиента в процессе самопознания и саморегуляции через осознанное взаимодействие с внутренними переживаниями. Такой подход позволяет не только снизить уровень тревожности, но и развивать у человека способность к более глубокому самопониманию, принятию своих внутренних конфликтов и их конструктивному разрешению. В результате этого достигается повышение качества жизни за счёт формирования более устойчивых механизмов адаптации к внешним стрессовым факторам и внутренним противоречиям.
Литература:
- Изард, Дж. (2019). Психология эмоций. Москва: Издательство «Психология».
- Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в гештальт: теория и практика. — СПб.: Речь, 2013 https://zagorskaya.info › puteshestviye_geshtalt
- Международная классификация болезней 11-го пересмотра (МКБ-11). (2019). Введение и описание тревожных расстройств // В: Всемирная организация здравоохранения. МКБ-11: Международная классификация болезней 11-го пересмотра. — Москва: Медицинское информационное агентство, с. 6B00. https://icd.who.int/
- Перлз Ф., Хефферлин Р. Основы психологии самопознания. Практикум по гештальт-терапии / Ф. Перлз, Р. Хеффелин. Москва: Академичксий проект. 2020. https://psy.pinpo.ru/wp-content/uploads/2019/12/Perlz_F_Opyty_psikhologii_samopoznania.pdf
- Петрова Е. Ю. О тревоге, гештальт-терапии и точке творческого безразличия // Психологическая Газета. — 2023. — № 10 (123). — С. 15–20 https://psy.su/feed/12777/
- Селье, Г. (1956). The Stress of Life. Нью-Йорк: McGraw-Hill. — стр. 3–4.
- Селье Г. // Общий адаптационный синдром // Журнал физиологии человека, 1950, № 2, сс. 123–135. https://www.rae.ru/ru/publishing/mono07_3.html