Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование личности ребенка через духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках музыки во внеурочной деятельности

Педагогика
23.06.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Кравсун, Е. В. Формирование личности ребенка через духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках музыки во внеурочной деятельности / Е. В. Кравсун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 25 (576). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/576/126350/.


Свою статью хочу начать словами великого русского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Сухомлинский, Василий Александрович — Википедия

Рис. 1

На современном этапе развития общества большое значение приобретает духовно-нравственное становление подрастающего поколения. Воспитание подрастающего поколения в отечественной системе образования, а именно духовное, нравственное, патриотическое всегда имело приоритетное место.

Решение проблемы образования в этом направлении во многом зависит от качества профессиональной деятельности педагога. Однако, как показывает практика, анализ опыта работ учителей, большинство из них не уделяют должного внимания этой работе по выполнению воспитательной функции. Это зачастую связано с нехваткой времени, т. к. большая часовая загруженность педагогов, нет помещений для провождения мероприятий и соответственно теряется воспитательная функция. Воспитание — это не только дело родителей и классных руководителей, это также дело учителей-предметников, которые тоже призваны воспитывать учеников, исходя из специфики своего учебного предмета.

Духовно-нравственное воспитание, по мнению Дмитрия Константиновича Ушинского, должно развивать в ребёнке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью.

Воспитание должно развить у ребёнка твёрдый характер и волю, стойкость, чувство долга.

На протяжении всей истории наше общество нуждалось в людях не просто интеллектуально грамотных, но прежде всего обладающих твердой гражданской позицией, высокими нравственными качествами.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется с использованием вариативных методов и форм организации деятельности учащихся. Методы духовно-нравственного воспитания — это те методы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. К важнейшим способам проведения работы по духовно-нравственному воспитанию относят такие методы как: метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание, приучение; упражнение, показ и воспроизведение воспитывающих ситуаций, внушение, этическая беседа.

Процесс воспитания длителен, непрерывен и, конечно, устремлен в будущее. Сформируется у школьника или нет определенная система ценностей и отношений, станет ли она его основой убеждений и поведения, педагог в процессе взаимодействия с воспитанником достоверно установить не может. Но повлиять на формирование определенной позиции педагогу по силам, и это происходит во время учебного процесса.

Что значит духовность? Что значит нравственность?

Нравственное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни с учетом семьи, друзей, школы и прежде всего влияет на формирование представлений что такое хорошо и что такое плохо.

Активно формируются мировоззренческие взгляды, позволяют оценить нравственные нормы.

Нравственность является показателем культуры человека, и нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Система духовно-нравственных ценностей в широком смысле слова — это внутренний стержень культуры.

А духовность является ценностной характеристикой сознания человека.

Развитие духовно-нравственного воспитания должно обеспечить:

— формирование нравственных, этических ценностей, норм, поведение;

— развитие качеств гуманизма, чести, долга, доброты.

Практическим решением в области формирования духовно-нравственного и патриотического воспитания стала реализация проекта нравственно-духовного образования, через предмет «Музыка». «Изобразительное искусство» и через внеурочную деятельность.

C:\Users\Ноутбук\Desktop\Мероприятия разные\выступление\Попури.jpg

Рис. 2

На уроках музыки воспитываем в детях любовь к своей истории и культуре, через произведения С. Прокофьева Кантата «Александр Невский», М. И. Глинка опера «Иван Сусанин», «Богатырская симфония» А. П. Бородина. Рассказав о содержании произведений, прослушай их, дети изображают свои впечатления на бумаге (изобразительное искусство) — метапредметная связь. П. И. Чайковский для младших школьников, прежде всего, будет композитором, бесконечно любившим народную песню, природу, человека. Композитором воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодики с преобладанием песенности.

Духовно-нравственное воспитание личности, укоренённой в национальной культуре, духовных и культурных традициях, ответственно относящейся к судьбе своей страны, выступает актуальным направлением современного образования. Через пение, слушание музыки мы, педагоги проникаем в душу каждого ребенка, тем самым взращиваем зерно духовности, нравственности, патриотизма. Не зря говорят, дети — это губка, которая все впитывает.

Русский мыслитель и патриот И. А. Ильин утверждал, что нравственность обязательно духовна, и оба эти понятия рассматриваются как цельное явление.

«Дух есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое «самое главное», и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке…». Результатом нравственного воспитания русский философ называет «духовное пробуждение», стремление к норме, идеалу, эталону.

Можно подвести итог и сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание в современном обществе будет успешным, если будут созданы условия, способствующие формированию культурного поведения. Можно сказать, что формирование духовно-нравственного воспитания во многом зависит от методов воспитания и от условий, в которых он живет.

Литература:

1. Бурлак, О. А. Проблемы реализации национально- регионального компонента уроков музыки в общеобразовательной школе / О. А. Бурлак // Современные наукоемкие технологии. — 2022. — № 10–2. С. 276–280. DOI 10.17513/snt.39381.

2. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. М 89 муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. — М.: издательский центр «Академия»,2001. — 234 с. ISBN 5–7695–0443–9

3. Единство национальных культур в условиях цифровизации общества / Ю. Д. Овчинников, В. В. Шпет, К. А. Косян, А. Л. Бедикян //Патриотической воспитание в современной России: Коллективная монография. — Ульяновск: 2024. — С. 97–104

4. Сухомлинский, В. А. Духовная жизнь ребёнка / В. А. Сухомлинский. — Текст: электронный // Интернет-ресурс: [сайт]. — URL: https://tulaeparhia.ru/otdely/1775–2/ (дата обращения: 18.05.2025).

5. Ильин, И. А. Духовное воспитание ребёнка / И. А. Ильин. — Текст: электронный // Интернет-ресурс: [сайт]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/aksiomy-religioznogo-opyta/2 (дата обращения: 18.05.2025).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (576) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 425-427):
Часть 6 (стр. 369-445)
Расположение в файле:
стр. 369стр. 425-427стр. 445

Молодой учёный